Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

торгово-складского типа (свободных таможенных зон) и более 300 свободных

зон производственного типа (зон экспортного производства). Наибольшее число

свободных таможенных зон (СТЗ) действует в индустриально развитых странах:

в Европе насчитывается около 130 таких зон, в США - более 180. Зоны

экспортного производства (ЗЭП) получили наибольшее распространение в

развивающихся странах. В начале 90-х годов там действовало более 300 ЗЭП,

более 100 находилось в стадии обустройства и более 50 - на планово-

подготовительной стадии. Совокупный объем экспорта в ЗЭП достиг в 1999 г.

30 млрд. долларов США (по сравнению с 17 млрд. долларов в 1990 году), а

число занятых в них превысило 3 млн. человек (по сравнению с 2 млн. человек

в 1990 году).

Совершенно иная ситуация в этом вопросе сложилась в России. Свободные

экономические зоны де-юре[4] вроде бы и существуют, но отношения в них

регулируются по-разному, поскольку основополагающего базового

законодательного акта, который упорядочил бы их, до сих пор нет.

Федеральный закон "О свободных экономических зонах", проект которого был

внесен в Государственную Думу в апреле 1995 года, трижды отклонялся: в нем

не продуман надлежащий, четкий механизм реализации в принципе верных

положений.

2.2. Финансирование государством свободных экономических зон.

В 1996 году было принято два федеральных закона – «О центре

международного бизнеса в Ингушетии (г. Назрань)» и «Об особой экономической

зоне в Калининградской области». В 1999 году к ним добавился закон «Об

особой экономической зоне в Магаданской области», а на аналогичный документ

по Байкало-Амурской магистрали наложено вето президента. Эти

законодательные акты регулируют отношения на конкретной территории и не

могут быть правилом для других регионов. Из-за отсутствия базового

законодательства сформулирована долговременная государственная политика в

этом важном для рыночных отношений деле, не определены место и роль СЭЗ в

национальной экономике. Это не позволяет разработать федеральную программу

развития и финансирования СЭЗ, лишает иностранных инвесторов ориентира

формирования своих долгосрочных планов. Развитие СЭЗ может быть обеспечено

базовым федеральным законом о СЭЗ.

СЭЗ создается в целях развития экспериментального потенциала страны,

увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения

внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе

привлечения иностранных и отечественных инвестиций, использования

международного опыта управления этими структурами.

Но успеху действующих уже СЭЗ препятствует причина следующего

характера:

В России отсутствуют налоговые льготы для участников СЭЗ. Кроме

налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в

создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас

стеснено в своих бюджетных возможностях. Минфин и МНС ведут борьбу за

доходы бюджета. Поэтому проекты, дающие дивиденды в будущем не

поддерживаются, на них не выделяются никакие ресурсы.

Для становления в Приморском крае СЭЗ «Находка» с ее большим

экспортным потенциалом требуются $15-20 млн. государственных вложений.

После этого может сработать мультипликативный эффект. Государство не

выделило даже 10-й доли этих вложений. Прямые вложения государства очень

малы. Аналогичная ситуация и в других зонах: Калининградской и Магаданской

областях, да и в Ингушетии.

Дальневосточные же субъекты РФ в массе своей относятся к числу

российских регионов с наименее благополучной социально-экономической

обстановкой, хотя их роль в решении общегосударственных задач обеспечения

безопасности страны, ее ресурсоснабжения непропорционально велика. Здесь

необходимо сказать о большом бремени общефедеральных расходов, которые

фактически безвозмездно несут дальневосточные субъекты РФ - Приморский

край, Хабаровский край, Амурская область - по поддержанию Тихоокеанского

ВМФ и погранвойск, тогда как все таможенные сборы из этих регионов

направляются в Москву. А также о дисбалансе в финансировании данного

региона: так, Приморский край регулярно перечисляет в Федеральный бюджет

средств в 2,5-3 раза больше, чем получает из него, - непомерно увеличивая

региональное бремя расходов.

Если в федеральных органах власти не изменится отношение к роли СЭЗ в

общей стратегии развития России, если государство не улучшит финансовую

поддержку СЭЗ и не ослабеет налоговый пресс на них, Россия не может

рассчитывать на нормальное развитие положенной эффективности от

деятельности СЭЗ.

В России льготный хозяйственно-правовой режим был предоставлен

огромным территориям - краям и областям, превосходящим по размерам

отдельные азиатские и европейские государства. Учреждение зон в таких

масштабах сделало невозможным практическую реализацию в них льготных

таможенного, налогового и валютного режимов. Предоставление таких режимов

учрежденным СЭЗ неизбежно вело к огромным экономическим потерям для

государства и расточительству бюджетных средств. Невозможность

осуществления надежного таможенного контроля на границах подобных "зон"

превратило их в гигантские "насосы", перекачивающие за рубеж товары и

валюту с остальной территории России и из самого региона. Это не привело к

созданию фактически ни одной реально действующей СЭЗ. Более того, принятыми

в 1993-1994 годах законодательными актами Российской Федерации по вопросам

налогообложения, таможенного и валютного регулирования таможенных льгот и

привилегий лишаются все СЭЗ, за исключением Калининградской области.

Итак, становление долговременной стратегии развития СЭЗ – это

разработка Федеральной программы создания и развития СЭЗ. Разработкой

программы должны заниматься соответствующие министерства и ведомства на

основе предложений региональных администраций и органов местного

самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При

утверждении подобного документа в правительстве указываются источники

финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и

сооружений административного назначения. Федеральная программа должна

включать следующие разделы:

а). Основные направления политики создания и развития СЭЗ;

б). Анализирование функционирования СЭЗ на территории страны и меры

повышенной эффективности их деятельности.

в). Материальные, финансовые и другие ресурсы необходимые для

реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального

бюджета с распределением ресурсов по свободным зонам.

Необходимо, чтобы при внесении в Государственную думу законопроекта о

федеральном бюджете на следующий год правительством указывалось предложение

по финансированию СЭЗ.

Вообще в зависимости от типа СЭЗ (см. 1.2.) существуют различия в

способе регулирования их деятельности.

СЭЗ могут создаваться в России на локальных участках территорий с

выгодным географическим положением и ресурсным потенциалом; а также по

претензии на получение льгот в связи с депрессивным состоянием

экономического региона.

Во втором случае учреждение СЭЗ, не создавая стимулов для привлечения

внутренних или внешних инвестиций в производство, лишь искусственно

поддерживает торгово-посреднический сектор экономики, лишая федеральный и

местный бюджеты значительной доли налоговых поступлений.

Вообще вопрос практического создания СЭЗ обусловлен возможностями

осуществления капитальных затрат на обустройство и инфраструктурное

обеспечение ее территории – и это основная часть затрат, связанных с

формированием зоны.

Существуют различные мнения по поводу источников финансирования затрат

на развитие инфраструктуры СЭЗ, также существует множество мнений по

вопросу о степени участия государства в финансировании.

Для условий России наиболее предпочтительным является вариант

смешанного финансирования, когда государство целевым назначением выделяет

средства (в том числе на возвратной основе, например в виде льготного

долгосрочного кредита) на первоначальное развитие инфраструктурных объектов

в СЭЗ, а частные инвесторы, пользуясь льготным налоговым режимом,

вкладывают средства непосредственно в производственные объекты, расширяя

при необходимости мощности инфраструктурного обеспечения.

Подобная схема применялась при создании свободной экспортной зоны

«Масан» в Южной Корее, обеспечила производство продукции на $1,9 млрд. в

год при $28 млн. государственных финансовых вложений. В обустройстве

территории на первоначальном этапе развития зоны (1973-79 г.г.) и от $100

млн. до $200 млн. частных инвестиций ежегодно на развитие промышленного

производства в зоне.

Для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического и

правового режима, чем величина льгот, но Россия не может гарантировать ни

стабильность, ни предоставление больших льгот.

Государство самоустранилось от финансовой помощи обустройству СЭЗ,

местные органы не располагают соответствующими возможностями, а иностранный

капитал готов вливаться лишь в партнерстве с российскими инвесторами для

разделения риска и как подтверждение серьезного подхода к делу.

Однако все-таки финансирование СЭЗ осуществляется в небольших

размерах. В мае 1993 года правительство России предоставило администрации

СЭЗ «Находка» кредит в размере 20 125 млн. рублей на создание технопарков,

переоборудования военного аэродрома и других целей.

Здесь можно также привести Указ Президента РФ, который говорит о том,

что правительству небезразлична судьба СЭЗ России.

ПРЕЗИДЕНТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ

от 4 июня 1992 г. N 548

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СВОБОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях ускорения реализации постановлений Верховного Совета

Российской Федерации от 14 июля 1990 г. № 106-1 и 13 сентября 1990 г. N

165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" и

соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации "О

первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон", а также

укрепления правовых гарантий иностранным инвесторам в СЭЗ постановляю:

1. Министерству финансов Российской Федерации по согласованию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты