Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

инициативе "снизу".

Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал

интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных

зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они

сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто -

государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому

пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное постановление о

принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а

также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина

(март 1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В

том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки,

действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия

Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация

Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта).

Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию

эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание

прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций.

Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом на

организацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: был

восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской

области, а в июле 1994 г. была создана зона экономического

благоприятствования в Ингушетии - "своеобразная модель оффшорной зоны,

весьма далекая от общепринятых стандартов". Причем, когда в марте 1995 г.

все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены,

борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В частности,

Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ

отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в

Калининградской области", возвращавшего ей режим таможенной

экстерриториальности. 22 января 1996 г. этот Закон был подписан

Президентом.

1.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России.

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России

показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на

следующие основные типы:

. комплексные зоны производственного характера;

. внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны

экспортного производства и транзитные);

. функциональные, или отраслевые (технологические парки[2],

технополисы[3], туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны - многопрофильны. Они формируются и на ограниченной

территории, и в границах областей и других территориальных образований. В

них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным

развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их

создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в

Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.).

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за

счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки

грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли

"Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны

"Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт

Терминал" (на территории московского Западного речного порта.

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как

народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности,

способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях

на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению

результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий,

новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в

Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники,

информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может

быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам

туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские

Минеральные Воды".

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и

локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон

необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило,

размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами,

железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для

размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа

технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и

квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон

требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических

курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

2. Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон.

2.1. Свободные экономические зоны, как препятствие на пути сохранения

экономической целостности государства.

На всероссийской конференции «Роль финансов в стабилизации российской

экономики», проведенной в конце 1996 года общественным объединением

«Гильдия финансистов» (специалистов) с участием специалистов в области

финансовых вопросов, ученых и представителей органов всех ветвей власти

председатель Советской Федерации Е. С. Строев в докладе «Конференция и

практика бюджетного федерализма и ее законодательное обеспечение»

подчеркнул, что Россия должна найти собственное свойственное только ей

решение проблемы бюджетного федерализма, хотя его последовательная

реализация осложняется общей нехваткой бюджетных средств. В этих условиях

налоговое законодательство требует серьезной корректировки, т. к.

возрастает опасность разрушения единого экономического пространства, в

частности, из-за чрезмерной законоответственной активности отдельных

регионов. Одним из опасных следствий системного кризиса в России является

регионолизация экономического и социального развития. Еще в советской

экономике федеральная региональная политика воспринималась как система

льгот и привилегий. Определенный «перекос» в эту сторону сохраняется и

сегодня. В результате, недооцениваются более важные задачи: прогнозирование

и контроль региональных последствий федеральных программ, мобилизация

внутренних ресурсов каждого региона и т. д.

Важную проблему представляет формирование нормальных межбюджетных

отношений при использовании расходной части Федерального бюджета, а также

определение роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ.

Концепции финансово-экономического развития России на ближайшие годы

посвятил выступление А. Я. Лившиц (в то время заместитель Председателя

Правительства РФ, министр финансов) отметил: главной задачей финансовой

политики на 1997 год является вывод российской экономики на траекторию

роста. Для ее решения необходимы переориентация финансовых потоков в

сторону реального сектора, снижение стоимости кредита до 20-25 % годовых и

др.

Финансовая политика призвана помочь решить ряд общеэкономических

задач, в т. ч. задачу восстановления экономического роста.

В условиях рыночного хозяйства, принимая во внимание многообразие

экономики страны, необходимо расширить и обогатить инструментарий

государственной финансовой политики (включая денежную, кредитную,

налоговую, валютную, инвестиционную и т. д.). К инструментам финансовой

политики можно отнести и вопрос кадровой политики в финансовых и налоговых

органах. Необходимо также разнообразие положением, структурой,

финансированием федеральных служащих и органов, действующих на территориях

регионов. Они должны быть органами РФ, на законную компетенцию которых не

могут посягать региональные и местные власти, иначе невозможно обеспечить

единство финансовой политики, финансового пространства и финансовой

системы.

Для страны сейчас необходимо формирование сильного федерального

бюджета, централизация существенной доли ВВП наряду с укреплением и

разветвлением доходной базы субъектов Федерации, решением ими проблем

бюджетной самодостаточности. Такой бюджет нужен для обеспечения стратегии

экономического развития всей страны, выравнивания бюджетной обеспеченности

регионов в условиях рыночного развития, сохранения управляемости единым

социальным пространством.

Но, практически, невозможно сохранить финансовую и экономическую

целостность страны, если на территории некоторых регионов будут открыты

СЭЗ. Несмотря на это процесс идет, и существует несколько СЭЗ

функционирующих на территории РФ. Формирование СЭЗ для региона дает

некоторые льготы и, в некоторых случаях, привлекает иностранные инвестиции

на территорию региона, а т. к. финансирование регионов из федерального

бюджета оставляет желать лучшего, соответственно, и регионы «выкручиваются»

как могут. Здесь представлен идеальный вариант. Создана зона, иностранные

инвесторы вкладывают средства, регион процветает. Но не все СЭЗ в России

работают так успешно.

В 1994 году СЭЗ "Находка" отказывается от статуса свободной

экономической зоны и выступает с предложением создать на ее территории

четыре локальные зоны наподобие таможенных зон. Одной из главных причин

неудачи Находкинского эксперимента по развитию СЭЗ стала неадекватная

трактовка самого понятия СЭЗ: руководители Находки пытались за счет

привлечения иностранных капиталов на льготных условиях решать собственные,

прежде всего социальные проблемы - что вызывало вполне объяснимое

непонимание у потенциальных инвесторов в СЭЗ. Кроме того, не учитывался

такой фактор, как необходимость массированного инвестирования в СЭЗ

собственно российских ресурсов для создания соответствующей инфраструктуры

для работы уже иностранного капитала.

При всех неудачах и просчетах в создании СЭЗ на территории России в

мировой практике их эффективность многократно подтверждена. В настоящее

время в мире, не говоря о Китае, насчитывается около 400 свободных зон

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты