Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

которая ведется в российских властных структурах. И самое печальное, что

эта борьба до сих пор носит мировоззренческий характер. Либералы-рыночники

противостоят администраторам-государственникам, хозяйственники

противопоставляются экономистам, политики - прагматикам, коммунисты -

демократам, политика - экономике, левые - правым. До сих пор процветание

страны не стало той высокой целью, которая могла бы примирить враждующие

кланы и партии. Даже угроза распада России, похоже, не может остановить

конфронтацию в обществе. Война компроматов, криминальный беспредел,

экстремизм и слабая государственная власть отнюдь не способствуют

привлечению иностранного капитала. Деньги любят тишину и стабильность, а

будущее России неопределенно, ее пути по-прежнему извилисты. А еще деньги

любят уважение и профессионализм, которые в России, как известно, в большом

дефиците.

В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямо

относящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Об

иностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «О

соглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об

участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на

условиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последних

законов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечением

иностранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин.

В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобрен

Советом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях в

Российской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето на

представленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей из

представителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента и

правительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для

иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального

режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона -

предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной

национализации.

В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут быть

предоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, что

вложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются в

приоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняются

льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную

стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставный

капитал и представляющих элементы основных производственных фондов.

В Думе находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов,

касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения

иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания,

функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской

Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен

Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена

новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной

комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая

правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте,

должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на

основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить

приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.

Инвестиционный климат в России зависит также от инвестиционного климата,

создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. В регионах

идет процесс активизации привлечения иностранных инвестиций,

устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная

инфраструктура привлечения инвестиций, стимулируется деятельность

иностранных инвесторов путем предоставления им налоговых и других льгот на

местном уровне. Министерством экономики России совместно с субъектами РФ и

иностранными инвесторами будет продолжена практика проведения научно-

практических региональных конференций по вопросам привлечения иностранных

инвестиций в экономику регионов. Польза этих региональных совещаний и

конференций заключается в том, что они вырабатывают рекомендации в адрес

федеральных и местных органов исполнительной власти по решению вопросов,

направленных на улучшение инвестиционного климата в регионах. В дальнейшей

работе по совершенствованию инвестиционного климата будет уделяться

внимание также таким вопросам, как:

. развитие информационного и консультативного обеспечения иностранных

инвесторов;

. маркетинг инвестиционных программ и проектов;

. развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих

услуги

. потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;

. формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка

справочных

. материалов об условиях инвестирования;

. выпуск специальных информационных изданий;

. формирование положительного образа России как страны, принимающей

. иностранные инвестиции;

. проведение «круглых столов» и семинаров-конференций с западными

предпринимателями.

Реализация перечисленных мер может помочь восстановлению доверия западных

инвесторов, будет способствовать повышению рейтинга России в мировом

экономическом сообществе, снизит риск вложения инвестиций и, следовательно,

увеличит приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Свободные

экономические зоны России перестанут быть «камнем преткновения» и откроют

новые перспективы для подъема российской экономики. Заключение

СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва России

на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной

продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда как

производителя высокотехнологической продукции, так как Россия имеет широкие

возможности создания СЭЗ научно-технологического характера.

Отличительная особенность этого типа СЭЗ состоит в том, что целью их

создания является мобилизация всех доступных материальных и трудовых

ресурсов для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность,

обеспечения новых рабочих мест, диверсификация экономики в регионе и в

стране в целом. В современной литературе зоны такого типа называют

технологическими парками, технополисами, научными парками, технологическими

центрами, деловыми центрами. Обязательным условием создания научно-

технологических СЭЗ является наличие в регионе значительного научно-

технического потенциала.

Мировой опыт свидетельствует, что вместе со значительными успехами СЭЗ

есть и неудачные попытки. Так, неэффективными оказались СЭЗ, созданные,

например, в Польше и Индии. Основными причинами этого являются определенные

просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К самым

распространенным недостаткам и просчетам можно отнести:

- неудачный выбор месторасположения зоны;

- недостаточное внимание к базовой инфраструктуре (то есть отсутствие

необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного

сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и

электроснабжение);

- недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и теми

государственными учреждениями, которые причастны к созданию льготных

режимов (такими, как, например, министерство финансов, таможенный комитет,

министерство экономики и тому подобное).

В России к таким причинам присоединяется еще более существенный фактор

- глубокий экономический кризис. Именно учитывая кризисное состояние

российской экономики, видно, что создание СЭЗ в России может привести к

нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета.

Свободные экономические зоны не способны сыграть весомую роль в такой

острой экономической ситуации, которая существует в России сегодня. Однако

Россия пошла другим путем: СЭЗ создала, а финансировать их не стала.

Возможно, предоставление налоговых льгот должно было стать основным

привлекательным моментом в российских СЭЗ.

Но нельзя преувеличивать роль налоговых льгот в создании СЭЗ, так как

они не всегда обеспечивают экономический рост. Для крупных инвесторов

льготы иногда имеют второстепенное значение в отличие от малого и среднего

бизнеса, которые всегда ощущают недостаток свободного капитала. Налоговые

льготы и природные ресурсы не всегда могут заменить отсутствие современной

инфраструктуры, которую обязана создать страна, принимающая на свою

территорию СЭЗ. С другой стороны, завышенные льготы для иностранных

инвесторов могут привести к неоправданным убыткам национальной экономики,

поэтому ставки налогообложения должны быть детально обоснованными.

Регулирующие механизмы создания и функционирования всех без исключения СЭЗ

должны быть четко определены, а также обоснованы альтернативные варианты

развития СЭЗ, связанные с перспективами будущего развития или перестройки

экономики России, возможными изменениями конъюнктуры мирового рынка,

решением проблем выравнивания уровней социально-экономического развития по

регионам страны.

Отсутствие альтернативных вариантов привело к определенной консервации

СЭЗ в своем развитии, отдаляясь при этом от потребностей отечественной

экономики в целом и проблем регионального развития в частности.

Создание СЭЗ в России не оправдало себя. Причинами этого стало:

недостаточное финансирование из-за дефицита бюджетных средств; неразвитая

инфраструктура регионов, в которых практиковалось создание СЭЗ, отсутствие

или малое предоставление льгот (налоговых, таможенных и пр.); несовершенное

законодательство (недоработанные и не до конца продуманные законы о СЭЗ и

пр.). И, как следствие, создание СЭЗ мало повлияло на интеграцию России в

мировую экономику, если не учитывать огромное количество товаров и валюты,

вывезенной за границу (п. 2.2.).

Однако, на мой взгляд, при серьезном и разумном подходе к решению

возникших проблем, учитывая первый неудачный опыт создания СЭЗ, СЭЗ в

России могут и должны работать. При создании необходимых благоприятных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты