которая ведется в российских властных структурах. И самое печальное, что
эта борьба до сих пор носит мировоззренческий характер. Либералы-рыночники
противостоят администраторам-государственникам, хозяйственники
противопоставляются экономистам, политики - прагматикам, коммунисты -
демократам, политика - экономике, левые - правым. До сих пор процветание
страны не стало той высокой целью, которая могла бы примирить враждующие
кланы и партии. Даже угроза распада России, похоже, не может остановить
конфронтацию в обществе. Война компроматов, криминальный беспредел,
экстремизм и слабая государственная власть отнюдь не способствуют
привлечению иностранного капитала. Деньги любят тишину и стабильность, а
будущее России неопределенно, ее пути по-прежнему извилисты. А еще деньги
любят уважение и профессионализм, которые в России, как известно, в большом
дефиците.
В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямо
относящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Об
иностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «О
соглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об
участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на
условиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последних
законов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечением
иностранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин.
В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобрен
Советом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето на
представленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей из
представителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента и
правительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для
иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального
режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона -
предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной
национализации.
В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут быть
предоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, что
вложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются в
приоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняются
льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную
стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставный
капитал и представляющих элементы основных производственных фондов.
В Думе находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов,
касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения
иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания,
функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской
Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен
Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена
новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной
комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая
правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте,
должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на
основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить
приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.
Инвестиционный климат в России зависит также от инвестиционного климата,
создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. В регионах
идет процесс активизации привлечения иностранных инвестиций,
устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная
инфраструктура привлечения инвестиций, стимулируется деятельность
иностранных инвесторов путем предоставления им налоговых и других льгот на
местном уровне. Министерством экономики России совместно с субъектами РФ и
иностранными инвесторами будет продолжена практика проведения научно-
практических региональных конференций по вопросам привлечения иностранных
инвестиций в экономику регионов. Польза этих региональных совещаний и
конференций заключается в том, что они вырабатывают рекомендации в адрес
федеральных и местных органов исполнительной власти по решению вопросов,
направленных на улучшение инвестиционного климата в регионах. В дальнейшей
работе по совершенствованию инвестиционного климата будет уделяться
внимание также таким вопросам, как:
. развитие информационного и консультативного обеспечения иностранных
инвесторов;
. маркетинг инвестиционных программ и проектов;
. развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих
услуги
. потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
. формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка
справочных
. материалов об условиях инвестирования;
. выпуск специальных информационных изданий;
. формирование положительного образа России как страны, принимающей
. иностранные инвестиции;
. проведение «круглых столов» и семинаров-конференций с западными
предпринимателями.
Реализация перечисленных мер может помочь восстановлению доверия западных
инвесторов, будет способствовать повышению рейтинга России в мировом
экономическом сообществе, снизит риск вложения инвестиций и, следовательно,
увеличит приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Свободные
экономические зоны России перестанут быть «камнем преткновения» и откроют
новые перспективы для подъема российской экономики. Заключение
СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва России
на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной
продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда как
производителя высокотехнологической продукции, так как Россия имеет широкие
возможности создания СЭЗ научно-технологического характера.
Отличительная особенность этого типа СЭЗ состоит в том, что целью их
создания является мобилизация всех доступных материальных и трудовых
ресурсов для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность,
обеспечения новых рабочих мест, диверсификация экономики в регионе и в
стране в целом. В современной литературе зоны такого типа называют
технологическими парками, технополисами, научными парками, технологическими
центрами, деловыми центрами. Обязательным условием создания научно-
технологических СЭЗ является наличие в регионе значительного научно-
технического потенциала.
Мировой опыт свидетельствует, что вместе со значительными успехами СЭЗ
есть и неудачные попытки. Так, неэффективными оказались СЭЗ, созданные,
например, в Польше и Индии. Основными причинами этого являются определенные
просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К самым
распространенным недостаткам и просчетам можно отнести:
- неудачный выбор месторасположения зоны;
- недостаточное внимание к базовой инфраструктуре (то есть отсутствие
необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного
сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и
электроснабжение);
- недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и теми
государственными учреждениями, которые причастны к созданию льготных
режимов (такими, как, например, министерство финансов, таможенный комитет,
министерство экономики и тому подобное).
В России к таким причинам присоединяется еще более существенный фактор
- глубокий экономический кризис. Именно учитывая кризисное состояние
российской экономики, видно, что создание СЭЗ в России может привести к
нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета.
Свободные экономические зоны не способны сыграть весомую роль в такой
острой экономической ситуации, которая существует в России сегодня. Однако
Россия пошла другим путем: СЭЗ создала, а финансировать их не стала.
Возможно, предоставление налоговых льгот должно было стать основным
привлекательным моментом в российских СЭЗ.
Но нельзя преувеличивать роль налоговых льгот в создании СЭЗ, так как
они не всегда обеспечивают экономический рост. Для крупных инвесторов
льготы иногда имеют второстепенное значение в отличие от малого и среднего
бизнеса, которые всегда ощущают недостаток свободного капитала. Налоговые
льготы и природные ресурсы не всегда могут заменить отсутствие современной
инфраструктуры, которую обязана создать страна, принимающая на свою
территорию СЭЗ. С другой стороны, завышенные льготы для иностранных
инвесторов могут привести к неоправданным убыткам национальной экономики,
поэтому ставки налогообложения должны быть детально обоснованными.
Регулирующие механизмы создания и функционирования всех без исключения СЭЗ
должны быть четко определены, а также обоснованы альтернативные варианты
развития СЭЗ, связанные с перспективами будущего развития или перестройки
экономики России, возможными изменениями конъюнктуры мирового рынка,
решением проблем выравнивания уровней социально-экономического развития по
регионам страны.
Отсутствие альтернативных вариантов привело к определенной консервации
СЭЗ в своем развитии, отдаляясь при этом от потребностей отечественной
экономики в целом и проблем регионального развития в частности.
Создание СЭЗ в России не оправдало себя. Причинами этого стало:
недостаточное финансирование из-за дефицита бюджетных средств; неразвитая
инфраструктура регионов, в которых практиковалось создание СЭЗ, отсутствие
или малое предоставление льгот (налоговых, таможенных и пр.); несовершенное
законодательство (недоработанные и не до конца продуманные законы о СЭЗ и
пр.). И, как следствие, создание СЭЗ мало повлияло на интеграцию России в
мировую экономику, если не учитывать огромное количество товаров и валюты,
вывезенной за границу (п. 2.2.).
Однако, на мой взгляд, при серьезном и разумном подходе к решению
возникших проблем, учитывая первый неудачный опыт создания СЭЗ, СЭЗ в
России могут и должны работать. При создании необходимых благоприятных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9