Рынок ценных бумаг

акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров,

приходящаяся на одну обыкновенную или привилегированную акцию. Чистая

прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между

акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций. Размер

окончательного дивиденда не может быть больше рекомендованного советом

директоров акционерного общества, но может быть уменьшен общим собранием

акционеров. Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована. Она

зависит от суммы полученной прибыли и решения общего собрания акционеров по

выделению доли средств на выплату дивидендов. Фиксированный дивиденд по

привилегированным акциям устанавливается акционерным обществом при их

выпуске. Выплата дивидендов по таким акциям производится независимо от

полученной прибыли в соответствующем году. При недостаточном объеме прибыли

дивиденды по этим акциям выплачиваются из резервного фонда.

Выплата дивидендов, объявленных общим собранием акционеров, является

обязательной для общества. Запрещается объявлять и выплачивать дивиденды,

если общество неплатежеспособно либо может стать таковым после выплаты

дивидендов. Акционеры вправе требовать выплаты объявленных дивидендов от

общества через суд. В случае отказа акционерное общество должно быть

объявлено неплатежеспособным и подлежит ликвидации в установленном законом

порядке.

"Золотая"акция, или акция "вето", обычно выпускается на срок 3 года и

дает право приостанавливать действие решений, принятых на общем собрании

акционеров на 6 месяцев. Она дает право снимать вопросы с повестки дня

общего собрания акционеров. Как правило, "золотая" акция принадлежит

Мингосимуществу России, его территориальным структурам при наличии доли

государственной собственности в акционерном капитале предприятия.

Акции делятся на: 1) низкокачественные; 2) высококачественные; 3)

среднего качества; 4) свободно обращающиеся; 5) ограниченно обращающиеся. К

ограниченно обращающимся можно отнести ванкулированные акции, которые можно

отчуждать только с согласия эмитента.

Различают циклические акции, акции роста и акции спада. Циклические

акции - это акции, курс которых растет при подъеме экономики и снижается

при ее спаде. Акции роста - это акции, курс которых имеет общую тенденцию к

повышению. Акции спада - это акции, курс которых имеет тенденцию к

снижению.

Право на выпуск акций имеют только акционерные общества. Акции

выпускаются без установленного срока обращения. Акции могут эмитироваться

(выпускаться) как в наличной, так и в безналичной форме. При наличной

эмиссии акционеру выдаются на руки бланки акций, которые имеют несколько

степеней защиты. При безналичной эмиссии акции существуют как бы условно: в

памяти ЭВМ и журналах учета акционеров, периодически обновляемых с помощью

ЭВМ. При безналичной эмиссии на руки акционеру выдается так называемый

сертификат акций - документ, удостоверяющий право владения определенным

числом акций.

Одной из характеристик акции, хотя и не самой важной, является ее

номинал - условная величина, выражаемая обычно в денежной форме и

определяющая долю имущества акционерного общества, которая приходится на

одну акцию. На основе номинала рассчитывается сумма дивидендов,

выплачиваемая акционеру. Основной характеристикой акции является ее

курсовая стоимость (курс акции) - величина, показывающая, во сколько раз

текущая цена акции (цена, тю которой ее можно приобрести в настоящее время

на рынке) выше номинала.

Важным свойством акции, отличающим ее от других ценных бумаг, является

то, что акция дает ее владельцу право на управление предприятием, которое

реализуется на общем собрании акционеров. Влияние акционера прямо

пропорционально размеру средств, вложенных им в уставный капитал

акционерного общества. Между тем в России возник новый вид акций - акции

трудовых коллективов и акции предприятий. Эти акции не дают их держателям

права на участие в управлении предприятием, они выпускаются для мобилизации

дополнительных финансовых ресурсов и не меняют правовое положение и форму

собственности организации-эмитента. Акции трудового коллектива

распространяются толь-Ко среди работников предприятия и не подлежат

свободному обращению. Акции предприятий распространяются среди юридических

лиц других предприятий и организаций.

3.2. Облигации

В переводе с латинского "облигация" буквально означает "обязательство".

Имеется в виду обязательство возмещения взятой в долг суммы, т.е. долговое

обязательство. Организация, выпустившая облигацию (эмитент), выступает в

роли заемщика денег, а покупатель облигации (инвестор, или облигационер) в

роли кредитора.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем

денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную

стоимость этой ценной бумаги в обусловленный срок с уплатой фиксированного

процента (если иное не предусмотрено правилами выпуска). Облигация - это

ценная бумага, которая: 1) выражает заемные, долговые отношения между

облигационером и эмитентом; 2) самостоятельно обращается на фондовом рынке

вплоть до ее погашения эмитентом и имеет собственный курс; 3) обладает

свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными

качествами.

Облигация имеет базовые характеристики - номинал, курс, пункт, купон

(купонный процент), дата погашения, дисконт и др. Курс облигации

определяется в процентах к номиналу. Дисконт (как и премия) - это разница

между продажной ценой и номиналом облигации; в случае с премией эта разница

положительна, а в случае с дисконтом - отрицательна. Другое название

дисконта -скидка. Купон (купонный процент) - это фиксированный процент,

кото-' рый устанавливается в момент эмиссии облигации. Исходя из этого

процента облигационер получает регулярные платежи по облига- • ции. Купон

оформляется обычно как отрывная часть облигации. Чем г выше размер

купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина

купона зависит от имиджа, надежности эмитента. На него влияет также и срок

обращения облигации. Чем длительнее срок, тем больше купон, так как

рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации.

Облигация относится к основным ценным бумагам, активно используется на

фондовом рынке и представляет собой срочную, долговую бумагу, которая

удостоверяет отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Она

выпускается, как правило, на срок от одного года и более. При покупке

облигации покупатель кредитует . продавца. Эмитент обязуется выкупить

облигацию в установленный срок. Облигация является денежным документом,

подтверждающим; обязательства заемщика возместить покупателю номинальную

стоимость данной ценной бумаги в определенный срок с выплатой

фиксированного или плавающего дохода (обычно в зависимости от размера

ставки рефинансирования Центрального банка РФ).

Основные отличия облигации от акции:

• облигация приносит доход только в течение указанного на ней срока;

• в отличие от ничем не гарантированного дивиденда по простой акции,

облигация обычно приносит ее владельцу доход в виде заранее установленного

процента от ее нарицательной стоимости (номинала);

• облигация акционерного общества не дает права выступать ее владельцу

в качестве акционера данного общества, т.е. не дает права голоса на общем

собрании акционеров.

Доход по облигациям обычно ниже, чем по акциям, но он более надежен,

так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических

колебаний в экономике.

Облигации выпускаются с целью привлечения дополнительных средств.для

проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или

объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных

займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета.

Облигации имеют право выпускать только юридические лица (предприятия и их

объединения, акционерные общества, кооперативы, банки, государство или

муниципально-административные органы).

В настоящее время в России можно встретить несколько типов этих ценных

бумаг: облигации внутренних (государственных) и местных (муниципальных)

займов, а также облигации предприятий и акционерных обществ (корпоративные

облигации). Облигации бывают следующих типов:

" именные - владельцы этих облигаций регистрируются в особой книге,

поэтому такие облигации обычно бёскупонные;

* на предъявителя - имеют специальный купон, являющийся свидетельством

права держателя облигации на получение процентов по наступлении

соответствующего срока;

* обычные (неконвертируемые) - часто предусматривают возможность

досрочного погашения посредством выкупа;

* конвертируемые - выпускаются под заемный капитал с правом конверсии

(через определенный срок по заранее установленной цене) в обыкновенные или

привилегированные акции;

* обеспеченные - выпускаются под залог и обеспечиваются недвнжимостью

эмитента или доверительной собственностью других компаний. Требования

владельцев таких облигаций как кредиторов подлежат первоочередному

удовлетворению;

* необеспеченные - не обеспечиваются недвижимостью, поэтому владельцам

таких облигаций не предоставляются преимущества по сравнению с другими

кредиторами. Ввиду этого они обладают действительной ценностью только в том

случае, если эмитент имеет прочное финансовое положение и высокий

«облигационный» рейтинг;

" с полным купоном - продаются по номиналу и характеризуются доходом

по купону, равным текущей рыночной ставке;

" с нулевым купоном - доход по ним выплачивается при погашении путем

начисления процентов к номиналу без ежегодных выплат.

Облигации могут свободно обращаться или иметь ограничен-1 ный круг

обращения. Облигации государственных и муниципальных займов выпускаются на

предъявителя. Корпоративные облигации выпускаются как именные, так и на

предъявителя. Если по облигации предполагается периодическая выплата

доходов, то она обычно производится по купонам. Купонный доход может выпла-

л чиваться ежеквартально, один раз в полгода или ежегодно. Чем чаще '

выплачивается купонный доход, тем большую выгоду получает инвестор. Поэтому

облигации с поквартальной выплатой при равном годовом проценте всегда

котируются выше, чем облигации, выплаты по которым проводятся только один

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты