(“вертикальный анализ” показателей).
3. Исследование влияние факторов на прибыль (“факторный анализ”).
4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей
финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть “трендовый
анализ” показателей). Для проведения вертикального и
горизонтального анализа рассчитаем таблицу 3.12, используя данные
отчётности предприятия из формы №2 (см.приложение).
Таблица 3.12
Анализ прибыли отчётного года
| |Код|За |За |Отклонения |
|Наименование показателя | |отчётны|предыдущий| |
| |Стр|й | | |
| |. |Год |Год | |
| | | | |+ / - |% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1. Выручка от реализации | | | | | |
|товаров, работ услуг (за | | | | | |
|минусом НДС, акцизов и | | | | | |
|аналогичных обязательных |010|7 504 |5 649 432 |+1 |132,8 |
|платежей (В). | |492 | |855060 | |
|2.Себестоимость реализации | | | | | |
|товров, продукции, работ, |020|6 396 |4 341 500 |2 055 |147,3 |
|услуг (С). | |664 | |164 | |
|3. Коммерческие расходы (КР). |030|300 612|441 138 |-140 |68,1 |
| | | | |526 | |
|4. Управленческие расходы |040|607 712|665 264 |-57 552|91,3 |
|(УР). | | | | | |
|5.Прибыль ( убыток) от | | | | | |
|реализации (стр. |050|199 504|201 530 |-2 026 |99 |
|010-020-030-040) (Пр) | | | | | |
|6. Проценты к получению. |060|7 966 | |7966 | |
|7.Проценты к уплате. |070| | | | |
|8.Доходы от участия в других | | | | | |
|организациях (ДрД). |080| | | | |
|9.Прочие операционные доходы | | | | | |
|(ПрД). |090|150 170|20 689 |129 481|В 7,2 |
| | | | | |раз |
|10.Прочие операционные расходы| | | | | |
|(ПрР). |100|256 997|165 224 |91 773 |155,5 |
|11.Прибыль ( убыток) от | | | | | |
|финансово- хозяйственной | | | | | |
|деятельности( стр. 050 + |110|100 643|56 995 |43 648 |176,5 |
|060-070+080+090-100) (Пфхд). | | | | | |
|12.Прочие внереализационные | | | | | |
|доходы . |120| | | | |
|13. Прочие внереализационные | | | | | |
|расходы (ВнР). |130|27 409 |46 135 |-18 726|59,4 |
|14.Прибыль (убыток) отчётного | | | | | |
|периода (стр. 110+120-130) |140|73 234 |10 860 |62 374 |В 6 |
|(Пб). | | | | |раз |
|15.Налог на прибыль (НП). |150|12 587 |2 759 |9 792 |В |
| | | | | |4,5р. |
|16.Отвлечённые средства (ОтС).|160|121 047|258 013 |-136 |46,9 |
| | | | |966 | |
|17.Нераспределённая прибыль | | | | | |
|(убыток) отчётного периода | | | | | |
|(стр. 140-150-160) (Пн). |170|-60 400|-249 912 |-310 |24,2 |
| | | | |312 | |
Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 1998 году
существенно увеличилась по сравнению с 1997 годом на 62 374 руб. или в 6
раз. В 1997 году прибыль по сравнению с 1996 годом наоборот резко
снизилась на 1 726 460 руб. (см. табл. 3.15) или в 159 раз. Таким образом
наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.
Увеличению балансовой прибыли способствовало:
. Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 43 648
руб. или на 76,5%.
На вышеуказанное увеличение повлияло:
. Появившаяся статья доходов - “Проценты к получению” в сумме 7 966 руб.,
что увеличило балансовую прибыль на 10,8%.
. Превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным
изменением операционных расходов на 37 707 руб. (129 481 – 91 783).
Снижению балансовой прибыли способствовало:
. Убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 руб., снизивший
балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 1997
годом в отчётном году произошло снижение данного убытка на 18 726 руб.
или почти в 3раза;
. Незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 2 026
руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.
Таким образом факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были
перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило
рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6
раз.
Анализ рентабельности.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности
продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её
производства. Показатели рентабельности являются относительными
характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности
предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия,
измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической
среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они
являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки
финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели
рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и
ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в
следующие группы:
1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности
управления);
2. Рентабельность производственных фондов;
3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной
деятельности).
1.Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на
единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является
следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной
продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных
ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более
быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой
отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её
реализации ( без НДС);
2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке
от реализации продукции (без НДС);
3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение
чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от
реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчёт данных показателей по ПКФ “Бейсуг” представлен в таблице3.13.
Таблица 3.13.
Показатели рентабельности продукции ПКФ “Бейсуг”
| | | | | | |
|Показатели |Расчет |1996 |1997 |1998 |Отклонения + |
| |Стр. | | | |/- |
| | | | | |1997 от|1998 от|
| | | | | |1996 |1997 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1.Выручка от | | | | | | |
|реализации | | | | | | |
|товаров, работ, | | | | | | |
|услуг (без НДС, | | | | | | |
|акцизов и | | | | | | |
|аналогичных | | | | | | |
|обязательных |010 |7 |5 |7 504 |-181001|1855 |
|платежей). | |459444 |649432 |492 |2 |060 |
|2.Прибыль от | | | | | | |
|реализации. |050 |1 |201 530|199 504 |-142102|-2 026 |
| | |622552 | | |2 | |
|3. Балансовая | | | | | | |
|прибыль. |140 |1 |10 860 |73 234 |-172646|62 374 |
| | |737320 | | |0 | |
|4. Чистая |140-150 |1 |8 1014 |60 647 |-113399|52 546 |
|прибыль. | |142091 | | |0 | |
|Расчетные показатели (%) |
|1.Рентабельность | | | | | | |
|всей |050 | | | | | |
|реализованной |010 |21,7 |3,6 |2,6 |-18,1 |-1 |
|продукции. | | | | | | |
|2.Общая |140 | | | | | |
|рентабельность. |010 |23,3 |0,19 |0,97 |-23,11 |0,78 |
|3. Рентабельность| | | | | | |
|продаж по чистой |140-150 | | | | | |
|прибыли. |010 |15,3 |0,14 |0,8 |-15,16 |0,66 |
На основе данных таблицы построим диаграмму.
[pic]
Рис. 5. Изменение показателей рентабельности продукции за 1996-1998 г.
На основе расчётов можно сделать следующие выводы.
Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в 1997
до 0,97 в 1998 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в
1998 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9