Вопросы оценки эффективности производства и реализации продукции энергетического машиностроения

Вопросы оценки эффективности производства и реализации продукции энергетического машиностроения

Московский Институт Международного Бизнеса

при Всероссийской Академии Внешней Торговли

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Слушатель

………………….

Руководитель

……………………….

г. Москва, 1998г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после

перехода на рыночные отношения. 5

1.2. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка. 9

1.3 Промышленность РФ и ее роль в развитии экономики страны. 11

1.4. Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности. 12

1.5. Юридические лица промышленности и их классификация. 17

1.6. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц. 21

1.7. Роль малого бизнеса в экономике страны. 37

1.8. Роль стандартизации и сертификации в промышленности.

44

1.9. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. 48

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Себестоимость как экономическая категория. Виды себестоимости. 53

2.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции. 54

2.3. Структура себестоимости. 61

2.4. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации. 63

2.5. Прибыль предприятия. 65

2.6. Экономическая эффективность, рентабельность производства.

68

Глава 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОДУКЦИИ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81

ВВЕДЕНИЕ

Успех товаропроизводителя на рынке предопределяется состоянием

производства, которое изначально ориентируется на получение прибыли,

наиболее полную реализацию экономических интересов. В прошлом командно-

административная экономика с директивным планированием и централизованным

распределением ресурсов по своей сути исключала предпринимательство. Вне

рыночных отношений предпринимательство невозможно.

Экономика подразделяется на две основные области: макроэкономику и

микроэкономику.

Макроэкономика изучает экономическое состояние, «здоровье» страны в

целом. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном,

совокупном виде: национальный доход, валовой национальный продукт,

совокупный спрос, совокупное предложение, занятость и норма безработицы,

уровень инфляции и т.д.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов.

Она изучает деятельность предприятий, фирм и отраслей народного хозяйства.

Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто условное, так как

довольно часто эти два понятия трудно разграничить. Кроме того, между ними

существует довольно тесная связь. Во-первых, макроэкономика является

теоретическим фундаментом для познания микроэкономики; во-вторых, состояние

экономики зависит в первую очередь от эффективности работы отдельных

предприятий, фирм, т.е. коммерческих организаций.

Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для

производственных целей и нужд населения. Поэтому от того, как они

используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и

конкурентоспособности, как внедряют результаты НТП, зависят экономическое

могущество страны и уровень жизни ее граждан.

При анализе экономики предприятия главный вопрос - какова его

эффективность? Это сложный вопрос, который прежде всего касается внутренних

характеристик предприятия.

Экономическая эффективность работы предприятия зависит от того, насколько

глубоко и правильно используются прогрессивные формы организации

производства, такие, как концентрация, специализация, кооперирование и

комбинирование производства.

Однако, для сравнительно точной оценки экономической эффективности

достаточно получения довольно небольшого числа ключевых параметров ,

позволяющих дать точную оценку как текущего состояния предприятия, так и

ожидаемых перспектив.

В данной работе рассматриваются основные экономические категории,

позволяющие оценить результаты деятельности предприятия. В гл. III данной

работы эти показатели рассчитаны на примере реального предприятия по

производству и реализации продукции теплоэнергетического машиностроения.

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО И ПОСЛЕ

ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического

продукта. Без производства не может быть потребления. Именно предприятия

выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для

потребления и приумножения национального богатства.

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность

всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной,

кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и

государством.

От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое

состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь

государства. Основанием хозяйственной пирамиды в стране являются

предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может

рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне

предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий

продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения

общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма,

концерн), отвечающее определенным признакам, установленным

законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся:

наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность;

право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также

осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от

своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь

самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в

экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются

основой для:

• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта,

валового национального продукта;

• возможности существования всего государства и выполнения им своих

функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета

формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

• обеспечения обороноспособности государства;

• простого и расширенного воспроизводства;

• развития национальной науки и ускорения НТП;

• повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;

• развития медицины, образования и культуры;

• решения проблемы занятости;

• решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут

выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

Вся история развития общественного производства свидетельствует и

доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях

цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм

собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное

ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество

потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Плановая или административно-командная экономика, как показывает

исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной

Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного

функционирования предприятий прежде всего из-за отсутствия конкуренции,

свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого

бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства

государства в деятельность предприятия и других причин.

В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в

выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из

годового плана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана. Под

этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные

поставщики, а также указывались и потребители продукции, т.е. предприятия

заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких

предприятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою

продукцию и по каким ценам.

Если рассматривать условия работы предприятий с этой позиции, то вроде бы

они являлись идеальными, так как предприятиям не нужно было беспокоиться,

где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, — все решалось государством в

лице Госплана и Госснаба.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:

Ресурсы Производство Сбыт

При этой схеме, где основа ресурсы; именно они являлись ограничителем

объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на

предприятиях в условиях плановой экономики в основном зависел от

возможностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами.

Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись,

предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной

заботой первых руководителей предприятия при плановой экономике было любой

ценой выбить (получить) ресурсы у государства.

В условиях плановой экономики предприятия не были особо заинтересованы в

выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала

конкуренция, и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован.

У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков — все

планировалось Госпланом и Госснабом.

Предприятия не стремились снижать издержки на производство и реализацию

продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации

производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и

нормативной прибыли. Кроме того, над предприятием никогда не висел

«дамоклов меч» стать банкротом.

Более того, предприятия в материальном аспекте не были заинтересованы в

повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв

для выполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты