Вопросы экологии на уроках физики

| | |металлов. | | |

| | |Тепловой эффект | | |

| | |реакции. | | |

| | |Биология | | |

| | |Радиоизотопный | | |

| | |метод измерения | | |

| | |интервалов | | |

| | |времени | | |

| | |Экология | | |

| | |Минеральные и | | |

| | |энергетические | | |

| | |ресурсы и | | |

| | |использование их| | |

| | |человеком. | | |

| | |Рациональное | | |

| | |использование и | | |

| | |охрана недр. | | |

| | |Использование | | |

| | |новых источников| | |

| | |энергии. Охрана | | |

| | |окружающей среды| | |

| | |при разработке | | |

| | |полезных | | |

| | |ископаемых. | | |

Необходимость охраны окружающей среды обусловлена действием ряда

факторов. Остановимся на важнейших из них:

1. Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро

увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно

1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже

превысила 5 млрд. человек; к 2000 г. она достигнет 6-7 млрд.

человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает

воздействие человека на природу, причем в крупных городах

наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой

современного развития общества является урбанизация - процесс

сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. С 1920

по 1960 г. городское население мира увеличилось втрое;

предполагается, что к 2000 г. оно достигнет 5 млрд. человек.

2. В связи с развитием производства резко возрастает потребление

топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка

энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла

добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся

неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается

почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных

материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее

богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки.

3. Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади

земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них

регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все

меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние

оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной

среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки

горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.

4. Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-

3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового

эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания

в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность

воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в

поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух

ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди

которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же

- человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в

природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на

промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет

удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др.

5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника

вследствие роста масштабов использования традиционных и новых

природных ресурсов, а также производственной деятельности человека,

которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений

можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические,

механические, электромагнитные), химические и биологические.

До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был

самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально

съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали

леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект

существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал

главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения,

ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное

влияние на природу.

Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления

химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на

поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды

отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными

химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные,

катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и

целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности

восстановления первоначальной структуры и функций.

Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет,

человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы

вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера

не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней,

нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и

самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер,

угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.

Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение

влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения

оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое

и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды

и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств,

роста интенсификации использования природных богатств, а также научно

прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества.

Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и

воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы

и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих

поколений.

Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой,

экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до

теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей,

они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и

регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в

творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность.

Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного

общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного

отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-

экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может

сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование

людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных

отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую

структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с

природой определяются конкретной общественно-экономической формацией.

Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое

образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного

процесса.

Основные показатели экологической культуры таковы:

. знание общих закономерностей развития природы и общества;

. понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа

составляет первооснову становления и эволюции человечества;

. осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с

природной средой;

. отсутствие потребительского отношения к природе только как к

источнику материальной выгоды;

. умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу

Земли;

. подчинение своей деятельности требованиям рационального

природопользования, забота об окружающей среде;

. умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в

этом направлении.

«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у

человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а

также его практических действий, согласующихся с требованием бережно

относиться к природе

В нашей стране сложилась и эффективно развивается система

государственных и общественных форм экологического образования и воспитания

молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое,

главенствующее место, потому что:

1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ

охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему

подрастающему поколению страны;

2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть

осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;

3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее

эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты