| | |металлов. | | |
| | |Тепловой эффект | | |
| | |реакции. | | |
| | |Биология | | |
| | |Радиоизотопный | | |
| | |метод измерения | | |
| | |интервалов | | |
| | |времени | | |
| | |Экология | | |
| | |Минеральные и | | |
| | |энергетические | | |
| | |ресурсы и | | |
| | |использование их| | |
| | |человеком. | | |
| | |Рациональное | | |
| | |использование и | | |
| | |охрана недр. | | |
| | |Использование | | |
| | |новых источников| | |
| | |энергии. Охрана | | |
| | |окружающей среды| | |
| | |при разработке | | |
| | |полезных | | |
| | |ископаемых. | | |
Необходимость охраны окружающей среды обусловлена действием ряда
факторов. Остановимся на важнейших из них:
1. Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро
увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно
1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже
превысила 5 млрд. человек; к 2000 г. она достигнет 6-7 млрд.
человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает
воздействие человека на природу, причем в крупных городах
наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой
современного развития общества является урбанизация - процесс
сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. С 1920
по 1960 г. городское население мира увеличилось втрое;
предполагается, что к 2000 г. оно достигнет 5 млрд. человек.
2. В связи с развитием производства резко возрастает потребление
топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка
энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла
добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся
неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается
почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных
материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее
богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки.
3. Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади
земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них
регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все
меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние
оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной
среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки
горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.
4. Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-
3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового
эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания
в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность
воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в
поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух
ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди
которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же
- человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в
природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на
промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет
удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др.
5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника
вследствие роста масштабов использования традиционных и новых
природных ресурсов, а также производственной деятельности человека,
которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений
можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические,
механические, электромагнитные), химические и биологические.
До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был
самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально
съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали
леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект
существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал
главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения,
ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное
влияние на природу.
Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления
химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на
поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды
отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными
химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные,
катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и
целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности
восстановления первоначальной структуры и функций.
Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет,
человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы
вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера
не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней,
нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и
самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер,
угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.
Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение
влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения
оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое
и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды
и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств,
роста интенсификации использования природных богатств, а также научно
прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества.
Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и
воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы
и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих
поколений.
Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой,
экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до
теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей,
они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и
регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в
творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность.
Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного
общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного
отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-
экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может
сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование
людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных
отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую
структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с
природой определяются конкретной общественно-экономической формацией.
Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое
образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного
процесса.
Основные показатели экологической культуры таковы:
. знание общих закономерностей развития природы и общества;
. понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа
составляет первооснову становления и эволюции человечества;
. осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с
природной средой;
. отсутствие потребительского отношения к природе только как к
источнику материальной выгоды;
. умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу
Земли;
. подчинение своей деятельности требованиям рационального
природопользования, забота об окружающей среде;
. умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в
этом направлении.
«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у
человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а
также его практических действий, согласующихся с требованием бережно
относиться к природе
В нашей стране сложилась и эффективно развивается система
государственных и общественных форм экологического образования и воспитания
молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое,
главенствующее место, потому что:
1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ
охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему
подрастающему поколению страны;
2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть
осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;
3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее
эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8