Вопросы экологии на уроках физики

природе. Лунное притяжение вызывает на Земле приливы и отливы, которые

разрушают берега водоемов, а в некоторых случаях обусловливают гибель

попавших на сушу обитателей вод.

Из разнообразных естественных факторов земного происхождения,

отрицательно влияющих на природные объекты, выделим те, которые связаны с

физическими явлениями, а именно: землетрясения, оползни, сели, снежные

лавины, потоки воды и перекатываемые ими камни, штормы, цунами, наводнения,

ветры, бури, ураганы, смерчи, резкие колебания температуры, промерзание

воды в водоемах, щелях скал, ливни, сильный снегопад, град, засуха,

извержение вулканов, молнии.

Эти физико-метеорологические факторы могут иметь как местное значение,

так и региональное, охватывая довольно обширные районы и нанося

значительный ущерб окружающей среде. Например, горные обвалы и снежные

лавины стирают с лица земли леса и губят животных, разрушают водохранилища,

вызывают образование водоемов там, где они вредны, и т.п. В настоящее время

причины их возникновения и механизм действия начинают изучаться с целью

охраны населенных пунктов, берегов водохранилищ, посевов, домашних и диких

животных и пр. Принимаются также меры к предотвращению оползней, обвалов,

селей и снежных лавин.

Давно известно губительное влияние на живую природу необычных погодных

условий (особенно ранних морозов, гололеда, бурь и ураганов, града и др.).

Сейчас ведутся разнообразные исследования по выявлению признаков

наступления тех или иных неблагоприятных погодных условий с тем, чтобы

своевременно предупреждать о них население соответствующего района, по

нейтрализации их последствий.

Катастрофическое влияние на природу оказывают такие мощные естественные

факторы, как извержения вулканов и наводнения. Пока человечество не создало

эффективных мер борьбы с ними. Последствия наводнений лишь несколько

ослабляются регулированием стока вод, устройством дамб, насаждением лесов в

верхних частях бассейнов рек. Способов борьбы с извержениями вулканов не

существует вообще, но ведутся интенсивные исследования признаков,

предшествующих и сопутствующих их началу, что имеет большое значение для

разработки методов точного прогнозирования землетрясений.

Естественные факторы, неблагоприятно действующие на природу, постоянно

взаимодействуют с антропогенными. В ряде регионов антропогенные факторы по

своему действию значительно преобладают над естественными, определяя

поэтому характер развития всей географической оболочки. Антропогенные

физико-технические факторы классифицируют по следующим признакам:

1. По физической сущности: механические (давление колес и гусениц

машин, взвеси в воде и воздухе, течения, рубка леса, препятствия

движению рыб, вибрации, переворачивание пластов почвы и т.д.);

физические (свет, электрические и магнитные поля, звуковые и

радиоволны, переход веществ из одного состояния в другое, изменение

влажности и т.п.).

2. По длительности действия: действующие лишь в момент существования

(электрическое поле, радио- и световые волны, шумы и др.);

кратковременные (дождевание, полив, загрязнение почвы

быстроиспаряющимися веществами и пр.); длительные (радиоактивное

загрязнение).

3. По способности к аккумуляции в природе: неаккумулирующиеся (звук,

вибрация, радиоволны, электрические и магнитные поля, снег и др.);

кратковременно аккумулирующиеся и вследствие этого усиливающие свое

воздействие (например, запыление атмосферы); аккумулирующиеся

(радиоактивные долгоживущие вещества).

4. По способности к миграции: немигрирующие (действующие в месте

возникновения и на небольшом расстоянии от него вибрация, давление и

т.д.); мигрирующие с токами воды и воздуха (пыль, тепло и пр.) и

средствами передвижения (судами, самолетами, тракторами,

автомашинами), а также людьми.

5. По масштабам охватываемого пространства: действующие только в месте

производства; охватывающие небольшие районы; распространяющие

действие на огромные регионы, а иногда (например, в случае

радиоактивных долгоживущих веществ) на всю планету.

6. По видам деятельности человека: энергетическая промышленность (тепло-

и гидроэнергетика, приливно-отливная, ветро и гелиоэнергетика,

ядерная энергетика): обрабатывающая промышленность

(металлургическая, металлообрабатывающая, текстильная, пищевая и

т.д.); транспорт; связь; химическая промышленность; военная

промышленность.

Перечисленные факторы среды могут оказывать на живые организмы

воздействия разного рода и выступать в качестве раздражителей, вызывающих

приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;

ограничителей, обусловливающих невозможность существования в данных

условиях; модификаторов, вызывающих анатомические и морфологические

изменения организмов; сигналов, свидетельствующих об изменениях других

факторов среды.

Из анализа экологических факторов следует, что многие из них

(температура, влажность, освещенность и др.) являются физическими

величинами и понятиями, что и определяет важность физических знаний для

решения экологических проблем. Действительно, становление любой

биологической структуры и ее функций зависит, прежде всего, от той

физической среды, в которой обитает живой организм. Например, для того

чтобы быстро плавать в воде, обладающей вязкостью и плотностью, рыбы должны

иметь обтекаемую форму, предписываемую законами гидродинамики.

Физическая среда и биологический мир в сочетании друг с другом образуют

некую крупную систему - экосистему, в пределах которой необходимые для

жизни вещества совершают непрерывный круговорот между почвой, воздухом и

водой, с одной стороны, и между растениями и животными - с другой.

Изменения физических параметров среды обязательно приводят, в конечном

счете, к изменениям в биологическом мире.

Приспособительные изменения, возникающие в процессе индивидуального

развития и эволюции вида, дают возможность растениям и животным реагировать

защитно на перемены в окружающей среде, причем их - реакция часто связана с

физическими процессами. Так, птица при полете должна непрерывно расходовать

энергию для того, чтобы, преодолевая силу земного притяжения, удерживаться

в воздухе. Она черпает эту энергию из внутреннего источника - из

поглощенной ею пищи, а производимая птицей работа направлена на достижение

полезной для нее цели преследование добычи, бегство от хищника или

миграция. Благодаря способности рассеивать тепло при помощи таких чисто

физических процессов, как испарение, теплопроводность и излучение, растения

и животные предохраняют себя от перегрева. « Жизнедеятельность организмов в

свою очередь оказывает влияние на физическую среду, и нередко очень

существенно; например, кислород поставляется в атмосферу главным образом

растениями в процессе фотосинтеза. Не менее важно воздействие растений на

свойства почвы (рост корней способствует ее измельчению) или на движение

воды (ее испарение с листьев способствует удержанию влаги в данной

местности, так как большая часть водяных паров быстро конденсируется и

выпадает поблизости в виде дождя). Бактерии и грибы ускоряют выветривание

горных пород: они выделяют кислоты, растворяющие минеральные вещества,

которые затем вымываются из породы, что приводит к ослаблению ее

кристаллической структуры и ускорению ее разрушения. В структуре и функциях

экосистемы воплощены все виды активности организмов, входящих в данное

биологическое сообщество, - их взаимодействие с физической средой и друг с

другом, что служит результатом адаптации живой системы к природным

условиям.

Роль физики в понимании биосферы как целостной динамической системы

определяется следующими обстоятельствами:

- земля, вода, воздух и т.д., входящие в биосферу Земли, являются объектами

изучения физики и других естественных наук;

- многие процессы, протекающие в биосфере, их устойчивость зависят от

физических свойств этих объектов, а также физических свойств других

элементов биосферы;

- в биосфере в тесной связи с биологическими и другими процессами протекают

и физические (тепловые, электромагнитные, радиоактивные и т.д.).

Комплексный и интегральный характер экологических проблем не позволяет

раскрыть их перед учащимися средних школ в полной мере. Тем не менее,

содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить

школьников с рядом идей, раскрывающих физико-технический аспект

современного экологического кризиса и путей его преодоления. Это связано с

тем, что:

- физика изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности природы,

которые лежат в основе правильного, диалектико-материалистического

понимания всей природы в целом. Это дает возможность в процессе обучения

физике последовательно раскрывать перед учащимися многообразие,

взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность явлений и процессов,

протекающих в природе;

- физика является ядром современной научно-технической революции; ее

достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать

ученикам все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, ряд

социальных последствий этого воздействия в условиях социалистического и

капиталистического общества и решение современных проблем защиты

окружающей среды от загрязнения;

- физика в настоящее время возглавляет науки о природе; все они пользуются

ее терминологией, приборами и методами исследований. Поэтому при обучении

физики есть возможность ознакомить учащихся с современными методами

изучения природы и ее охраны, обобщить полученные ими знания на уроках по

другим предметам естественно-математического цикла. Одна из важнейших

задач школьного курса физики - развить у учащихся научный подход к

явлениям и процессам природы, сформировать у них умения и навыки

проведения научного эксперимента. Это даст возможность выработать у

школьников умения, важные для изучения и решения доступных им физико-

экологических задач.

В основу отбора содержания экологических знаний, с которыми учащиеся

должны быть ознакомлены при изучении физики, нами положен системный подход

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты