Вопросы экологии на уроках физики

углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них

соответствующие умения и навыки;

4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и

после окончания школы большинство из них будет работать на

производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать

полученные экологические знания и навыки;

5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно-

воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира,

представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП,

глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной

политехнической подготовки учащихся и их профессиональной

ориентации.

Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как

необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с

овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом

экологические знания выступают в качестве связующего звена между

теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный

педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание

важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и

оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального

общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина

страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы

рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из

важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим

образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический

процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах

природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с

ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны

природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Экологическое образование и воспитание включает также формирование у

человека сознания, отражающего различные стороны материального единства

мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления,

юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на

окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного

образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о

взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации,

системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению

и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и

воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного

процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла.

Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи

целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и

процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные

в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И.

Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе

природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная

деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее

многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и

взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую

и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и

составить целостную картину природы необходимо при изучении всех

естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.

В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование

молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так:

1. Охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных

компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира,

космоса.

2. В содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии

и задача развития экологического мышления учащихся.

3. Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой

предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного

представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе

преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии,

но и других - физики, химии, географии и т.д.

4. Для понимания учащимися правильного функционирования биосферы и

проблем ее охраны как единого целого преобразующая деятельность

человека в природе показывается не только с положительной стороны.

Отмечается, что наряду с избавлением человечества по мере развития

техники и производства от голода, болезней, обеспечением роста его

материального и духовного богатства происходит, и разрушение

некоторых природных систем, что должно быть предусмотрено и

нейтрализовано. Возможность последнего зависит от общественного

устройства общества.

5. Формирование социально ценной позиции ученика по отношению к природе

происходит на основе развития мотивов:

1) экономических (связанных с рациональным использованием природных

ресурсов);

2) санитарно-гигиенических (касающихся сохранения чистоты окружающей среды,

защиты ее от загрязнения и отравления);

3) научно-познавательных (служащих основой изучения природы и мер ее

охраны);

4) гражданско-патриотйческих (основанных на любви к Родине, понимании

преимуществ социалистического строя);

5) нравственно-эстетических (основанных на коммунистических идеалах,

чувствах прекрасного и гармоничного).

6) Чтобы социально ценная экологическая позиция учащихся могла активно

проявиться, им предоставляется возможность принять участие в простых

природоохранительных работах. Практическая деятельность школьников

помогает им приобрести необходимые в современной жизни умения и навыки по

экологии.

В основе экологического образования и воспитания молодого поколения

лежит возрастной принцип: детям 6-10-летнего возраста сообщаются общие и

элементарные знания по экологии; школьники 11-15 лет изучают разнообразные

отношения между человеком и окружающей средой, вопросы сохранения и

рационального использования природных ресурсов; у учащихся 15-17 лет

формируются обобщенные представления об экологических проблемах,

сознательное отношение к природе.

§3. РОЛЬ ФИЗИКИ В ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ.

Слово «экология» происходит от греческих слов «ойкос»-дом и «логия»-

наука и означает буквально «учение о доме», т.е. о местообитании. В

настоящее время принято такое определение экологии: экология - это «наука

об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ

между собой и с окружающей средой»'.

Элементы среды, оказывающие существенное влияние на живой организм,

называются экологическими факторами. Они составляют две основные группы:

абиотические (факторы неживой природы) и биотические (связанные с влиянием

живых существ). Среди абиотических факторов выделяют:

1) эдафические; к ним принадлежит вся совокупность физических и

химических свойств почвы (структура, химический состав, циркуляция в

ней веществ - газа, воды, органических и минеральных соединений и

др.); ими определяется жизнедеятельность организмов, обитающих в

почве;

2) гидрофизические и гидрохимические - те, что определяют физические и

химические свойства воды;

3) климатические (температура, влажность, атмосферное давление, свет,

ветер, грозы и т.п.).

Под так называемыми естественными экологическими факторами

подразумевают тела, процессы и явления, которые существовали до появления

людей и которые к настоящему времени мало изменены или совсем не изменены

человеком. (В случаях же существенного качественного изменения

естественного по происхождению фактора его называют антропогенным.)

На современном этапе взаимодействия природы и общества понятие

«естественный фактор» во многих случаях имеет относительный характер,

поскольку каждый такой фактор в той или иной степени испытывает на себе

антропогенные воздействия даже в районах, где человек не проживает.

Например, солнечная радиация у поверхности Земли в любом ее регионе

отличается сейчас от радиации, которая была до эпохи научно-технического

прогресса, так как повысилась «запыленность» атмосферы, уменьшающая

количество поступающей энергии, снижающая освещенность земной поверхности и

задерживающая значительный процент ультрафиолетовых лучей.

Среди естественных факторов довольно много таких, которые, отрицательно

действуя на объекты природы, наносят ущерб человеку. Как правило, это

обусловлено не столько сущностью самого фактора, сколько его дозой. Так,

небольшие регулярные дожди очень полезны для растений, но внезапные

ливневые дожди опасны для них - в некоторых случаях они подмывают корни

растений, ломают их; слабый ветер не оказывает вредного влияния, а буря

валит деревья; обычный снегопад не вредит растениям, но обильное выпадение

снега в теплую погоду грозит поломкой ветвей и молодых деревьев. Иногда

один и тот же естественный фактор для одних объектов полезен, а другим

наносит вред. Например, высокий снеговой покров улучшает условия зимней

жизни грызунов и ночующих в снегу птиц, но ухудшает жизнь копытных.

Возможности защиты от пагубного воздействия естественных земных

факторов имеются, о чем говорит, например, опыт охраны рыб от заморов в

водоемах, защиты виноградников от градобоя, урожая от вредных насекомых,

спасения наземных позвоночных в особенно суровые зимы, успешная борьба с

размыванием берегов и пр.

Космические факторы (некоторые виды радиации, метеориты, лунное

притяжение и пр.) тоже могут оказывать отрицательное влияние на земные

природные объекты. Солнечная радиация, например, вызывает разрушение

скальных образований, иссушение отдельных территорий, гибель растений и т.

п. Метеоритные тела до сих пор не оказывали существенного влияния на Землю,

хотя в истории планеты было два случая падения крупных метеоритов,

вызвавших в месте падения - в Америке и Сибири - большие изменения в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты