Денежная система России

Тяжелое впечатление оставляет попытка авто­ров отчета придать развалу экономики России в

1996 г. характер чуть ли не всемирного закона на основе модных в настоящее время концепций цик­лического развития. Создается ни на чем не осно­ванная теория циклов спада и развития в экономи­ке России: "Характерной чертой, развития россий­ской экономики, наблюдаемой с начала реформ, является наличие периодов ускорения и замедле­ния спада(!!!Прим. В. Ж.) хозяйственной актив­ности размером около двух лет" (стр. 9). Это дей­ствительно новое слово в мировой экономической науке, так как теория циклов характеризуется уско­рением и замедлением экономического роста, но отнюдь не спадов. Цель этого высказывания впол­не понятна. Перенести ответственность с ЦБ РФ на "всемирные законы", оправдать вредные, если не сказать преступные, действия Центрального банка РФ. На самом деле так называемый двухлетний цикл есть время председательствования в ЦБ г-н Т. Парамоновой и С. Дубинина. Именно при Т. Па­рамоновой начался процесс "укрепления рубля", ко­торый и продолжился при С. Дубинине, хотя и в замедленных темпах, так как продолжать его пре­жними было уже просто невозможно. Если бы этот процесс продолжался с интенсивностью, характер­ной для председательства г-жи Т. Парамоновой, сейчас килограмм отечественной вареной колбасы стоил бы в пересчете не 5, а все 20 долл.

Таким образом, теоретизирование авторов от­чета имеет явную направленность свалить свои безрассудные, вредные и, даже можно сказать, пре­ступные действия на "мировой закон".

Авторы отчета отмечают, что "проблема непла­тежей в 1996 г. оставалась одной из наиболее

острых". Однако в отчете полностью снимается ответственность за неудовлетворительное состоя­ние расчетных отношений с ЦБ РФ, хотя по закону именно на Банк России и возложена обязанность управления денежной системой. Более того, в от­чете утверждается, что "следует прежде всего от­казаться от попыток представить главной причиной неплатежей "абсолютную нехватку" денежных средств в экономике. Это противоречит фактам: обострение проблемы расчетов в 1996 г. происхо­дило на фоне повышения монетизации экономики (то есть увеличения отношения денежной массы к ВВП)".

На этом утверждении мы еще детально остано­вимся при рассмотрении денежной политики ЦБ РФ, а сейчас отметим только, в чем же видит ЦБ при­чину обострения кризиса неплатежей в 1996 г..

"Одной из главных причин, способствующей развитию процесса неплатежей, является недоста­точная развитость системы защиты прав собствен­ности" (стр, 11).

Значит, в 1993, 1994, 1995 гг., когда происхо­дил бурный процесс полукриминального раздела государственной собственности, "права собствен­ности" были защищены гораздо лучше, а вот в 1996 г. что-то такое произошло, в результате чего собственники стали совершенно бесправными, что и привело к тотальному кризису неплатежей. Очень бы хотелось узнать у авторов Отчета, что же такое произошло в 1996 г.? Может, президентские выбо­ры?

Ясно, что такие объяснения не могут быть при­няты. Бессмысленность их очевидна. Это просто попытка переложить ответственность за состояние сферы народного хозяйства, за которую ЦБ несет ответственность по закону, на Парламент, прави­тельство или даже судебную власть, что ниже пря­мо утверждается: "...ни органы законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти не прила­гали достаточных усилий в данном направлении" (там же).

Вторая причина вообще не соответствует ника­ким представлениям современной экономической мысли "...существенное воздействие на общее состояние платежной дисциплины оказало низкое

качество бюджетного планирования — постоянное завышение прогнозных доходов и, как следствие, расходов бюджета" (там же).

Значит, в прежние годы бюджетное планирова­ние было хорошим, а вот в 1996 г. оно вдруг ухуд­шилось. На самом деле это известная аксиома, что увеличение бюджетных расходов как раз спо­собствует насыщению экономики деньгами и след­ствием этого могут быть любые неблагоприятные явления, но только не обострение кризиса непла­тежей, каковые за год по всем отраслям экономи­ки и только по учтенным банковским документам возросли в 2,5 раза и составили астрономическую сумму — 895 трлн руб., что составляет 40% от ВВП. А так как есть еще и неплатежи, ко­торые не могут быть учтены в банковской системе, то реальная сумма неплатежей должна составить уже просто фантастическую сумму, не менее, ви­димо, половины ВВП. Создалась совершенно удивительная ситуация, когда половина всего производимого продукта, половина всех денежных обязательств не может быть исполнена регулярным образом через денеж­ную систему. Если это не крах денежной системы России, то тогда что это? Но Цен­тробанк к этому непричастен, так утверждают ав­торы отчета.

Одновременно с этим произошло резкое паде­ние качественных характеристик экономической деятельности в России. Прибыльность предприя­тий в промышленности, строительстве и на транс­порте в действующих ценах составила всего 44% от уровня 1995 г., в реальных ценах это падение еще больше. Сумма убытков приблизилась к 80 трлн руб., а доля убыточных предприятий составляет в целом по стране 43%, а по сельскому хозяйству даже 75%.

Создалась фантасмагорическая, практически всецело убыточная экономика, которую, с точки зрения рыночников, естественно, надо просто лик­видировать. А населению, соответственно, поми­рать. Потому что не могут же прожить 150 млн. человек, если в обществе нет экономики. Кажется, реформаторы добились реализации концепции Гай­дара, которую он высказал еще на заре реформ: "Всю российскую экономику необходимо ликвиди­ровать как не эффективную, а российские природ­ные ресурсы направить на Запад, где их смогут использовать более эффективно".

И если кто-то полагает что ЦБ не приложил к этому руку. то он глубоко заблуждается. Ведь эф­фективность экономики определяется во мно­гом валютным отношением рубля к остальным мировым валютам. Повышение валютного парите­та рубля еще на 20% сделает убыточной уже всю российскую экономику. И нет оснований отрицать, что именно такую цель не преследует ЦБР своей валютной политикой или она не возникнет у каких-нибудь деятелей ЦБР. Тем более что валютная по­литика есть безраздельная сфера действий Банка России.

Денежная политика

В 1995 г. имело место соглашение между Банком России и Правительством Российской Федерации об отказе от использования прямых креди­тов Центрального банка Российской Федерации для покрытия дефицита федерального бюджета и обеспечения его финансирования за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке.

Так называемые кредиты Центробанка Правительству есть, бесспорно, чуть прикрытая флером бумаги эмиссия денег, так как, с одной стороны, Центробанк записывает эти суммы в свой пассив, то есть прямо создавая деньги, а с другой -- ни одно правительство этих денег центральным бан­кам не возвращает. Так что кредитная эмиссия есть фактически обычная простая эмиссия денег.

Поэтому желательно более внимательно рас­смотреть эмиссионный процесс в современных денежных системах.

Отметим, что без эмиссии не обходится ни одна денежная система. Вместе с ростом экономики растет и потребность в деньгах, и поэтому требу­ется увеличивать и денежную массу. Кроме того, деньги имеют свойство дезактивироваться, выхо­дить из активного оборота, и даже при большой общей денежной массе может со временем наблю­даться нехватка активных денежных средств, спо­собных выполнять текущие функции.

Существуют различные способы эмиссии. Про­стейший вид эмиссии есть прямая эмиссия, харак­терная, к примеру, для социалистической экономи­ки. Центральный банк просто создает некоторые деньги по решению правительственного органа для финансирования тех или иных задач.

Кредитная эмиссия осуществляется путем вы­дачи правительству кредитов, которые, как прави­ло, в дальнейшем списываются или хранятся в качестве государственного обязательства неогра­ниченное время. Возврат денег государством даже вреден, так как при этом происходит вновь изъятие денежной массы из экономики. Но если эту денеж­ную массу экономика поглотила, значит эти деньги ей нужны.

В США используется эмиссия путем операций на вторичном рынке государственных обязательств. Есть некоторые, чисто технические преимущества в эмиссии денег не прямой покупкой обязательств правительства, а лишь на вторичном рынке. Но в принципе здесь имеет место практически та же самая квазикредитная эмиссия.

И наконец, МВФ разработал для слаборазви­тых стран, в целях полного контроля над их денеж­ной системой, еще один механизм эмиссии на ос­нове внешних заимствований.

Этот способ работает следующим образом. МВФ выдает правительству валютный кредит, который правительство конвертирует в национальную валю­ту собственного Центрального банка. Правитель­ство получает необходимые ему денежные сред­ства для внутреннего использования и запускает их в экономику, например оплатой пенсий, воен­ных заказов или иным безвозвратным способом.

Полученная валюта при этом остается в рас­поряжении ЦБ. В принципе эту валюту ЦБ мог просто возвратить назад, расплатившись с долгом МВФ. На этом эмиссионный процесс под контролем МВФ полностью бы закончился. Новые деньги созданы. причем именно столько, сколько полагает необхо­димым МВФ — как высший контролер над государственным суверенитетом, а деньги бы вновь вер­нулись в МВФ и были бы просто списаны. Ведь МВФ деньги тоже эмитирует. Это не коммерческая организация, чтобы их зарабатывать. Эмитирует она их в виде специальной валюты — так называемых специальных средствах заимствования, хотя это также всего лишь прикрытие для доллара США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты