Таким образом, в 1996 г. у Банка России и Правительства РФ практически не было возможностей для увеличения валютных резервов. Более того, для проведения платежей по внешнему долгу правительству пришлось прибегать к значительным заимствованиям на иностранных финансовых рынках, а также снизить размеры золотовалютных резервов с 17,2 млрд долл. до 15,3 млрд долл.
3. Отношение неплатежей к ВВП. В том же разделе "Экономическое и финансовое положение России в 1996 году" сделано утверждение, что денежная система России не справляется со своими обязанностями, поскольку объем взаимной задолженности предприятий (неплатежи) якобы достиг 40% от ВВП.
При анализе проблемы неплатежей в российской экономике прежде всего необходимо уточнить практическое содержание соответствующих статистических данных. Дело в том, что приводимая в статье цифра 895 трлн руб. неплатежей на конец 1996 г. (картотека №2 и №3 коммерческих банков) включает в себя значительный двойной счет. Общая сумма взаимной задолженности предприятий получается суммированием дебиторской задолженности и кредиторской задолженности, что в корне неверно. Если у предприятия возникла дебиторская задолженность из-за неуплаты потребителями денег за поставленную в их адрес продукцию, то предприятие-изготовитель, в свою очередь, не может
расплатиться со своими поставщиками и у него возникает кредиторская задолженность. То есть по балансу предприятия один неплатеж учитывается дважды: по активу как дебиторская задолженность и по пассиву как кредиторская задолженность. Но такой двойной учет связан только со спецификой бухгалтерского учета — двойной записью каждой операции. Поэтому для получения фактического объема неплатежей надо брать цифру или дебиторской, или кредиторской задолженности. В отчетах Госкомстата РФ приводятся данные отдельно по кредиторской и отдельно по дебиторской задолженности предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Кредиторская задолженность составила за 1996 г. 729 трлн руб., в том числе просроченная — 379 трлн руб. Вот эта сумма в 379 7 трлн руб. и есть реальный объем неплатежей в российской экономике. По отношению к ВВП она составляет 17%. (Кстати, размер просроченной дебиторской задолженности еще ниже — 262 трлн руб., что составляет 12% к ВВП.)
Несмотря на то, что фактический размер неплатежей гораздо ниже указанного в статье г-на Жириновского, сама проблема задолженности предприятий сохраняет актуальность. Однако это не проблема органов кредитно-денежного регулирования. Если Центральный банк РФ выпустит в обращение дополнительное количество денег, достаточное для развязывания неплатежей, то результатом будет только скачок цен с последующим восстановлением прежнего уровня взаимной задолженности. Эту последовательную цепь явлений (неплатежи -- кредитная эмиссия — скачок цен — неплатежи) можно было наблюдать в 1992-1994 гг.. когда цены росли на 20-30% в
месяц, а взаимная задолженность не снижалась. Поэтому выходом из сложившейся ситуации может быть только санация убыточных предприятий, а не их кредитная подпитка.
4. Терминология. В разделе "Денежная политика" фигурирует термин "дезактивация" по отношению к деньгам. Его использование в данном случае по меньшей мере сомнительно. Насколько нам известно, дезактивацией называется обработка предметов, подвергшихся радиационному облучению, с целью понижения уровня их радиационной активности. Остается только гадать, какое отношение это имеет к выводу денежных знаков из обращения. В денежной теории для обозначения подобного феномена используются термин "тезаврация".
5. Двойной счет денежной массы. В разделе "Денежная масса" содержится заявление, что подсчет денежной массы Банком России ведется неверно — срочные депозиты учитываются в составе агрегата М2 дважды. Подобное утверждение глубоко ошибочно и свидетельствует о полной некомпетентности автора в вопросах денежной статистики. Чтобы убедиться в этом, достаточно более пристально проанализировать пример, приводимый в "обоснование" своих выводов самим же г-ном Жириновским.
В примере, в частности, говорится, что если в банк поступил депозит (что увеличивает агрегат М2). то он будет выдан как . кредит и зачислен на расчетный счет заемщика, что также увеличивает агрегат М2. Но этот двойной счет возникает только потому, что авторами доклада приводится не вся цепочка денежного з оборота, а только ее часть. Ведь те деньги, которые поступили на в депозит в банк, взялись не из воздуха, а из какого-либо другого денежного агрегата. Если депозит был внесен наличными, то эта операция сначала уменьшила объем агрегата МО (наличные деньги) и, соответственно, агрегат М2, а уже потом восстановила его на ту же величину, поскольку от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
6, Отношение кредитных вложений к ВВП. В разделе "Кредитование" приводятся отношение объема кредитных вложений (246,7 трлн руб.) к ВВП за 1996 г., которое равно 11%, и на основании полученного результата сделан вывод о недостаточности кредитования российской экономики. На самом деле судить по приведенным цифрам об уровне кредитования народного хозяйства невозможно. Дело в том, что г-н Жириновский совершает методологическую ошибку, сравнивая друг с другом интервальный показатель (объем ВВП за год) и моментный показатель (остаток ссудной задолженности на дату). Такое сравнение некорректно. Для сопоставимости этих двух показателей надо брать данные не по остатку ссудной задолженности, а данные по объему выданных кредитов (дебетовых оборотов по ссудным счетам) в течение сравниваемого года. Но в любом случае судить о том, много или мало выдано кредитов, не представляется возможным. Решения о выдаче кредитов принимаются банками, и если они по каким-то причинам не увеличивают или даже сокращают кредитование (если, например, нет подходящих объектов для кредитования), то ЦБ РФ вмешиваться в данный процесс не имеет права по закону. Отметим, что это полностью совпадает с практикой развитых зарубежных стран.
Рецепты г-на Жириновского: кратчайший путь к краху денежной системы Росии
Внесенный в соответствии с законодательством на рассмотрение Государственной Думы Отчет Центрального банка Российской Федерации вызвал резкую критику со стороны части депутатского корпуса и некоторых политических партий. В выступлении ряда депутатов говорилось по существу о недоверии руководству Банка России.
В этом смысле статья лидера либерально-демократической партии В.В. Жириновского "Крах денежной системы России (Анализ Отчета Центрального банка Российской Федерации за 1996 год)" обобщает претензии оппозиционных сил к главному банку страны. Эта статья по стилю является политическим памфлетом, а по сущности — манифестом всех противников денежно-кредитной политики Банка России.
Политические памфлеты и манифесты — излюбленный стиль всех ниспровергателей "прогнивших режимов", начиная с Дидро, Вольтера, Маркса, Герцена и Ленина.
Статья В.Жириновского очень напоминает, например, статью его тезки В.Ленина "Грозящая катастрофа и как с ней бороться" (1917).
Манифест-памфлет — это орудие политической борьбы, остро ставящий назревшие вопросы, но предлагающий, как правило, сомнительные способы разрешения противоречий. Каждое политическое явление не случайно. Выступая на пресс-конференции, Председатель Центрального банка С. Дубинин объяснил резкую критику в адрес Банка России и себя лично крайне негативной реакцией определенных банковских кругов на реальные результаты жесткой монетарной политики: учетная ставка понизилась до 24%, приблизилась к нормальным мировым стандартам доходность государственных ценных бумаг (15-20%). Коммерческие банки потеряли (и, кажется, быстрее, чем ожидали) возможность приобретения абсолютно безрисковых активов (ГКО,ОФЗ). приносящих сверхвысокие доходы. Определенным банковским кругам очень хотелось бы вернуть "старое доброе время", когда доходность по государственным ценным бумагам достигала 200% годовых, а инфляция была на уровне 30% в годовом исчислении (ситуация 1996 г.).
Кроме того. тем банкирам, которые привыкли ловить рыбку в мутной воде беззакония и хаоса, трудно смириться с постепенным изъятием бюджетных средств из сферы деятельности коммерческих банков (окончательно этот процесс должен завершиться к 1 января 1998 г.), с ужесточением надзора за деятельностью кредитных организаций. Таким образом, статья В.В. Жириновского является отражением определенных экономических и политических интересов части российского истэблишмента.
Анализируя теоретические основы критики лидера ЛДПР в адрес Центрального банка, невольно приходят на ум строки из "Капитала" К.Маркса, в которых характеризуется экономист и политик совсем другого времени и другой страны, но тем не менее строки эти весьма актуальны: "Шотландец Маклеод, профессиональная обязанность которого заключается в том, чтобы разукрашивать возможно большей ученостью сумбурные представления банкиров Ломбард-стрит, являет собой удачный синтез между суеверными меркантилистами и просвещенными ревнителями свободной торговли".
В этом смысле теоретическая несостоятельность памфлета наиболее выпукло проявляется в разделе "Денежная масса". В основу денежной теории лидера ЛДПР положен некий принцип дезактивации денег. В частности, утверждается следующее: "Известно, что существует целый ряд денежных агрегатов, используемых для контроля за денежным обращением. Однако денежный агрегат М2 вообще не пригоден для этой цели... Деньги на срочных вкладах не могут явиться "денежным предложением", так как они заморожены (дезактивированы) условиями своего хранения. "Денежным предложением" являются лишь наличные деньги и средства на расчетных счетах (до востребования). Да и то с оговорками". Обвинив авторов отчета в мышлении на уровне XIX в., г-н Жириновский отождествляет деньги практически с наличностью, утверждая, что депозиты (и надо понимать вообще срочные обязательства коммерческого банка) не являются "денежным предложением". Может быть все депозиты сложены в виде наличности в банковский сейф. а ключ от него заброшен за море-океан на остров Буян? У автора памфлета отчетливо прослеживается непонимание взаимосвязи между банковскими пассивами и активами, природы безналичных расчетов. Это понимание денег не на уровне XX! в. (на что делаются претензии в статье), а на уровне в лучшем случае добанковского периода развития денежной системы.
Любому банкиру-практику хорошо известен принцип "обезличивания" денег при их размещении на рынке. У банка в пассиве могут быть тысячи депозитов с различными сроками хранения, десятки тысяч срочных и текущих счетов юридических и физических лиц, но все эти средства становятся "денежным предложением" как определенные виды активов: кредиты, средства в расчетах, аккредитивы и т.д. И лишь отвлечение денежных средств в определенные виды активов, с невысокой степенью ликвидности, например, вложения в подвижимость, можно рассматривать как ограничение возможностей "денежного предложения" конкретного коммерческого банка, но не всей банковской системы, ибо тот, кто продал банку недвижимость, вряд ли получил все деньги наличными, а потом закопал их в лесу. Нет, деньги лишь переместились с одного счета на другой. Возможности по "денежному предложению" всей банковской системы не зависят от срочности счетов.
"Двойной счет" агрегата М2, о котором пишет В.В. Жириновский, есть не что иное, как проявление действия банковского мультипликатора. Между тем действие банковского мультипликатора было описано еще в конце XIX-начале XX вв. в работах авторов неоклассической экономической школы. Так, Маршалл 8 1926 г. четко сформулировал принцип действия банковского мультипликатора: "Таким образом, получается геометрическая прогрессия, если бы каждый банк мог ссудить две трети своих депозитов, общий размер кредитных возможностей этих банков был бы в три раза выше, чем в иной ситуации... Вопрос о том, сколь большую часть своих депозитов банк может ссудить, зависит в значительной мере от размера резервов, которые он создает прямо или косвенно". Из этих исследований логически вытекает необходимость обязательных резервных требований, используемых как инструмент денежно-кредитного регулирования центральными банками практических всех стран ОЭСР. Тенденции последних лет свидетельствуют о постоянном снижении норм резервирования и их дифференциации (это происходит на фоне местной монетарной политики, проводимой в подавляющем большинстве индустриально развитых стран). К сожалению, следует отметить отсутствие в последние годы глубоких теоретических исследований по проблеме взаимовлияния фаз экономического цикла, стабильности и ликвидности банковской системы, мультипликатора и обязательных резервных требований. Однако выводы В.В. Жириновского представляются сомнительными. Он, в частности, пишет: "Представления о неустойчивости банковской системы при отсутствии обязательного резервирования — есть профанация банковской науки... Поэтому обязательное резервирование как институт должен быть вообще отменен."
Такие предложения, возможно, придутся по сердцу некоторым банкирам с Ломбард-стрит, чьи эгоистичные интересы прикрывает теоретической вуалью новоявленный Маклеод. Но хотелось бы напомнить, что необходимость обязательных резервных требований прежде всего как антиинфляционного инструмента признается не только Банком России, но и Ассоциацией российских банков, и многими авторитетными банкирами и учеными,
В Отчете Центрального банка резервной политике посвящено всего несколько абзацев и отсутствует анализ влияния достаточно частных изменений норм резервирования на состояние банковской системы, в частности, на ликвидность коммерческих банков и стоимость пассивов. Центральный банк явно недостаточно обосновывает применение резервных требований научно-теоретическими и статистическими исследованиями, что дает большое поле игры для его критиков.
Таким образом, г-н Жириновский понимает денежное предложение, деньги только как агрегат М1 и призывает Центральный банк отказаться от важнейших инструментов денежно-кредитной политики. резервных требований, ломбардных кредитов Банка России (важнейший элемент учетной политики в стране с развитыми финансовым и денежным рынками), операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами. По нашему мнению, реализация этих предложений несомненно означала бы крах денежной системы России.
Важным вопросом является определение роли Центрального банка Российской Федерации в социально-экономической жизни страны. Функции Банка России закреплены в Конституции (ст.75) и в Федеральном Законе "О Центральном банке Российской Федерации" (ст.З и 4). По мнению В.В. Жириновского, акцент Банка России на монетарных вопросах (стабильность национальной валюты, устойчивость денежного обращения, надежность работы банковской системы) — "ошибочная парадигма", которая "определяет буквально всю глубоко ошибочную и разрушительную политику Центрального банка".
Спаситель капитализма Дж.М.Кейнс в годы потрясений и кризисов писал: "Самый легкий способ разрушить экономику и политический строй
государства — это подорвать стабильность его национальной валюты". Нестабильная денежная система, крайние формы проявления которой — гиперинфляция, господство денежных суррогатов и иностранных валют, разрушение товарно-денежных отношений и бартер, никогда в истории не приводила к экономическому подъему и социальному оздоровлению. История показывает, что там. где государство "портит" монету, печатает денежные знаки, кредитует без ограничений, резко обостряются экономические и социальные болезни, там хаос и смута, там зарождаются диктатуры и войны. "Медные" бунты при царе Алексее Михайловиче: триумф и падение изобретателя печатного станка Дж. Ло: Великая Французская революция, особенно режим Директории, так напоминающий современную российскую реальность-, первая мировая война И "коллективное самоубийство" старой Европы, революции в России и Германии; Веймарская республика, стагфляция в западных странах в 70-е гг., сопровождавшаяся кризисом финансовой, банковской политической систем (особенно яркий пример - Италия) - все эти разрушительные процессы проходили на фоне непрерывного обесценивания национальных валют. Деградация денежной системы (второй после армии опоры государства) была одной из основных причин этих явлении.
Г-н Жириновский выступает со следующим утверждением: "Можно иметь стабильную денежную систему при полностью разрушенной экономике, причем разрушенной именно с целью ее стабилизации". В связи с этим хотелось бы отметить два момента.
Во-первых, при стабильной денежной системе (если абстрагироваться от некоторых других важных элементов: эффективная судебно-правовая система, гибкое налоговое законодательство, государственная поддержка образования и здравоохранения) страна обречена на экономический рост, ибо при стабильной денежной системе не обесцениваются сбережения, активы и капиталы, а самый выгодный вид вложения средств — долгосрочные инвестиции. Именно после стабилизации денежного обращения и государственных финансов всегда наблюдается экономический подъем: так было во Франции, когда в 1800 г. Наполеон учредил Банк Франции: так было после реформы 1895-1897 гг Витте в России и в более поздние времена — экономическое чудо Л.Эрхарда в Германии, А. Пиночета — в Чили, экономический подъем в Великобритании при М.Тэтчер, в США — при Р.Рейгане и т.д. С бывшими социалистическими странами дело обстоит сложнее. Однако практика показала, что чем быстрее страна нормализует денежное обращение, тем успешнее идет процесс экономического выздоровления.
Во-вторых, стабильность денежной системы немыслима без стабильности государственной власти, государственных финансов, эффективной правовой системы. Те положения Отчета Центрального банка, которые г-н Жириновский называет очевидно бессмысленными, не соответствующими "никаким представлениям современной экономической мысли", по нашему мнению, бьют не в бровь, а в глаз. Имеются в виду следующие положения: "... ни органы законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти не прилагали достаточных усилий в данном направлении... существенное воздействие на общее состояние платежной дисциплины оказало низкое качество бюджетного планирования". В силу вышесказанного победные реляции Банка России о значительном снижении инфляции и стабилизации денежного обращения — это, во многом, "потемкинские деревни", где за фасадом лукавых статистических цифр грозно маячат проблемы неплатежей (в некоторых регионах неплатежи буквально парализовали хозяйственную жизнь), бюджетного кризиса, активного платежного баланса без адекватного увеличения золотовалютных резервов, стремительного роста государственного внутреннего и внешнего долга, архаичная система расчетов и платежей, господство «черного нала»
Лидер ЛДПР справедливо указывает на эти социально-экономические проблемы, угрожающие национальной безопасности страны. Г-н Жириновский винит во всех бедах Банк России: "И орган, призванный соблюдать интересы страны, ее Центральный банк, стал ее злейшим врагом и уничтожителем".
Да, формально статус Центрального банка Российской Федерации достаточно четко определен законодательством, и степень независимости Банка России де-юре одна из самых высоких в мире (может поспорить за пальму первенства даже с Дойче Бундесбанком), что вроде бы дает ему большие возможности. Но де-факто независимость Банка России — это и есть мираж (в отличие от банковского мультипликатора, как думает г-н Жириновский). Действительно, когда летом 1996 г. власти срочно понадобились деньги, она, не долго думая, попросту изъяла их у Центрального банка (в этом были едины и законодатели, и исполнительная власть). Бундесбанк же сумел предотвратить огромную переоценку золотых резервов Германии (по существу скрытая эмиссия). Вот два примера независимости. Очевидно, российские политики, в частности г-н Жириновский, понимают независимость Банка России как ответственность за все дела и за все бездействие всех российских институтов.
Лидер ЛДПР ставит перед обществом назревшие проблемы, но рецепты его категоричны, если не сказать разрушительны. В цивилизованном же обществе должен действовать принцип, сформулированный Бенджамином Дизраэли: "Категоричность — не язык политики".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9