Денежная система России

Все, что для этого нужно сделать, — это заме-. нить филиальные отношения между отдельными учреждениями Центробанка на корреспондентские. Именно филиальные отношения являются источни­ком большого количества злоупотреблений и пре­ступлений в системе Центробанка, да и вообще в банковской системе. Ведь филиал распоряжается не своими деньгами и не несет персональной от­ветственности. И так не только в Центробанке, но и в западной банковской системе. Вспомним, к примеру, крах банка "Беринг", который также про­изошел по вине филиала.

За 1996 г. Банком России было предотвращено зачисление денежных средств по фиктивным де­нежным документам на сумму 70 млрд руб. Вряд ли раскрываемость этих преступлений превышает 10%. Тогда можно предположить, что до 700 млрд руб. в системе ЦБ РФ было эмитировано фальши­вых денег. В филиальной системе идет ограбление всей денежной системы, то есть всего государ­ства, в отличие от корреспондентской, в которой можно ограбить только отдельный банк.

При корреспондентских отношениях каждый филиал превращается в банк и будет распоряжать­ся только собственными деньгами. Это резко уве­личивает надежность всей банковской системы.

Но самое главное, это приведет к многократ­ному (4-5-кратному) увеличению активной денеж­ной массы и кредитных ресурсов в результате эф­фекта мультипликации денежных ресурсов, свой­ственного многоуровневой банковской системе. Причем это произойдет без эмиссии денежных средств.

Именно через эти территориально-обществен­ные банки должен осуществляться бюджетный про­цесс. в том числе в них должны храниться счета Казначейства. Ибо непонятно, почему в коммер­ческом Сбербанке должны храниться бюджетные средства и использоваться в качестве кредитных ресурсов в нем. Здесь же бюджетные средства используются в качестве кредитных ресурсов в месте сбора налогов. Деньги — чрезвычайно важный территориальный ресурс. А Сбербанк и так используется как мощнейший "деньгосос", лишаю­щий денег провинциальную Россию и выкачиваю­щий их в Москву.

Наконец, многоуровневая банковская система позволит эффективно решать проблему страхова­ния депозитов без создания громоздкого общефе­дерального органа в виде специальной корпорации. Функция страхования депозитов банка нижнего уровня может быть возложена на его банк верхне­го уровня — ностро-банк (термин автора -- прим. ред.). Таким образом, получаем децентрализован­ную систему страхования депозитов, причем стра­ховщик имеет, де-факто, контроль за страхуемым и имеет о нем, как о своем клиенте, практически всю информацию, что позволяет ему не только ме­ханически страховать его, но и заранее предупреж­дать самое появление страховых событий.

Отметим, что положение коммерческих банков не меняется, они остаются в тех же самых РКЦ, превращающихся в самостоятельные кредитные организации, счета коммерческих банков также не меняются. Единственное, что они заметят, что с них сняты всякие обязательные резервные требо­вания. Данное преобразование может быть проведено чрезвычайно быстро, никаких потрясений в денеж­ной системе не произойдет, большинство банков и их клиенты даже и не заметят этого.

Одновременно должны быть закрыты все кли­ринговые палаты, а каждый банк должен будет иметь один, и только один, корсчет в некотором банке по собственному выбору — в территори­ально-общественном или другом коммерческом банке. Видимо, сопротивление эти предложения могут

встретить прежде всего у Правления Центробанка, ибо Банк России из "министерства денег" превра­щается в подлинный Центральный банк страны, территориально-общественный банк высшего уров­ня иерархии, но не более.

Кредитование

Кредитование является основной функцией банковской деятельности. В 1996 г. вся банковс­кая система выдала кредитов в рублях и иност­ранной валюте на 246,7 трлн руб. (стр. 87). Это ничтожно мало для экономической системы с годовым валовым продуктом, равным 2256 трлн руб., что составляет буквально проценты от экономи­чески обоснованной потребности. Таким образом, главную свою функцию банковская система во­обще не выполняет. Более того, общая доля кре­дитных операций в банковских активах неуклонно снижается и составляет всего 38,4%. Для при­мера. в 1995 г. эта доля составляла 43,1%. И при такой нехватке кредитных ресурсов Банк России выводит из состава кредитных ресурсов бо­лее 16 трлн руб., которые являются средствами небанковских клиентов Банка России и на кото­рые не могут быть даны Центробанком кредиты, так как кредитование некредитных организаций Банку России по Уставу запрещено. Вот цена архаичной системы Банка России, в которой пе­репутаны функции первичного банковского обслу­живания и функции управления кредитными орга­низациями.

Российская банковская система попросту от­казывается выполнять главную обязанность перед своими клиентами, доверившими банкам свои сред­ства. — функцию их кредитования.

И этому способствует тот факт, что Минфин, не без участия Банка России, создал для банков столь выгодные и надежные финансовые механиз­мы сверхобогащения без всяких рисков, без вся­ких трудозатрат, такие, как ГКО, и иные виды госу­дарственных финансовых обязательств. В резуль­тате на фоне общей катастрофической ситуации банковская система представляет собой оазис бла­гополучия. Чистая прибыль кредитных организаций в 1996 г. составила 39 трлн руб., превысив при­быль 1995 г. в полтора раза. Считать этот результат "критерием эффективности банковского секто­ра" (стр. 91) можно лишь при очень большом вооб­ражении. Это не критерий эффективности банков­ской деятельности, а критерий эффективности фи­нансово-олигархической общественной системы, созданной в России под видом "демократического общества". В этом отношении особенно отвратительна политика Сбербанка России, в котором Банк Рос­сии имеет контрольный пакет акций — 58,4% голосующих акций (табл.42). Его прибыль за 1996 г. составила 14,5 трлн руб., увеличившись за год втрое (!). Так как основные средства Сбер­банка есть средства пенсионеров и простых граждан, то это означает фактически просто грабеж вкладчиков, которым по праву и должна принадлежать существенная часть этой прибы­ли, распределяясь через начисление соответству­ющих процентов по вкладам. На 01.01.97 г. об­щий размер вкладов населения составлял 95 трлн руб. Таким образом, если бы руководство Сбер­банка не было столь эгоистичным, оно могло бы существенно увеличить проценты по вкладам населения, в частности хотя бы по пенсионным вкладам.

Наличное денежное обращение

Наличных денег в стране по состоянию на 01.01.97 г. находилось в обращении почти на 110 трлн руб. Это почти 53 млрд купюр. Вес этой де­нежной массы около полумиллиона тонн (и это без учета монет). Затраты только на изготовление этой денежной массы Банк России в своем отчете не приводит, но в нынешних ценах их можно оценить суммой в несколько десятков триллионов руб. При­чем эти затраты произведены в течение несколь­ких последних лет. Общие затраты банков на на­личное денежное обращение, включая и затраты на организацию банковской охраны, так как она связана по преимуществу именно с наличным де­нежным обращением, составляют, по оценкам, не менее 100 трлн руб. за год. А все затраты народ­ного хозяйства, связанные с наличным денежным обращением, составляют, видимо, от нескольких процентов до 10% всего валового продукта. Таким образом, наличное обращение есть необычайно до­рогостоящая вещь и ложится огромным бременем на всю экономику.

Во всем мире идет интенсивный процесс со­кращения наличного денежного обращения. По опуб­ликованным данным, в некоторых странах Запада (например, в Австралии) наличное обращение со­ставляет уже доли процента от общего денежного Оборота.

В России из общего денежного предложения в 126,3 трлн руб. 86% приходится на наличные день­ги. С учетом внутрибанковских расчетов и клиринга эта величина, бесспорно, будет меньше, но не очень намного.

Необходимо также учесть громадное количество наличной валюты, в основном долларов, находя­щейся в России. Если учесть, что сальдо по опера­циям населения с наличной валютой составило плюс 14,8 млрд долл. в 1995 г., 32,3 млрд долл. в 1996 г., то можно представить, какие громадные объемы наличной иностранной валюты обращают­ся в России. Можно предположить, что количество долларов в России сопоставимо с количеством долларов в стране-эмитенте — США. И хотя на­личная валюта в России запрещена для использо­вания в качестве средства платежа, реально она. конечно, очень широко в этом качестве использу­ется. По уровню наличного денежного обращения

Россия откатилась назад буквально на целую ис­торическую эпоху. И хотя Банк России и заявляет: "Одним из стратегических направлений развития платежной системы России является сокраще­ние наличных денег в обращении", — факты сви­детельствуют об обратном. В отчете не указано ни одного реального мероприятия, которое было бы осуществлено с этой целью. Наоборот, за 1996 г. наличная рублевая масса была увеличе­на на 25 трлн руб.

Если учесть, что практически все наиболее со­циально опасные преступления, связанные с наркобизнесом, коррупцией, торговлей оружием, заказ­ными убийствами, похищением людей и многим другим, осуществляются с использованием налич­ности, то именно обилие наличности и легкость до­ступа к ней и создают криминогенность общей си­туации в России. Наконец, нал служит главным сред­ством уклонения от налогов. Вот почему так низка собираемость налогов в России. Вину за разгул пре­ступности и бюджетный кризис в России по праву необходимо возложить на Банк России за его поли­тику насыщения страны налом в отсутствии эффек­тивных систем ограничения наличного обращения.

К созданию систем безналичного электронного денежного обращения Банк России проявляет пол­ное равнодушие. Важнейшему элементу современ­ной денежной системы в отчете посвящено бук­вально несколько строк: "Банк России изучал (! — прим. в. ж.) характер рынка платежных карт, дей­ствующие на нем системы, порядок эмиссии бан­ками платежных карт и их функции, степень и ха­рактер рисков, возникающих при расчетах с приме­нением платежных карт".

Изучать можно еще много-много лет, но если нет ни стимулов, ни интереса к созданию совре­менной денежной системы, то это простые отго­ворки. Более того, в российской банковской лите­ратуре ("Банковское дело", "Банкир" и др.) в пос­леднее время были предложены более адекватные российским условиям системы электронно-денеж­ного обращения, к которым Банк России не про­явил ни малейшего интереса.

Все более активную роль в России начинают играть западные платежные системы ("ВИЗА" и другие), которые становятся важнейшими кана­лами неконтролируемого перемещения денег че­рез таможенную границу России. По этому воп­росу в отчете вообще ничего не говорится. А это чрезвычайно опасные тенденции. Банк России и государство начинают терять контроль за движе­нием денег за счет внедрения в России и бес­препятственного использования как нерезидента­ми, так и резидентами западных платежных сис­тем. С помощью пластиковых карт можно легаль­но ввозить в Россию и вывозить из нее любые суммы денег. Вот почему всем платежным ба­лансам сейчас грош цена. Ведь важнейший ка­нал движения денег не находится вообще под контролем государства.

Необходимо в кратчайшие сроки начать созда­ние собственной российской электронной платеж­ной системы, связанной с мировыми платежными системами через контролируемый канал Банка России, и все западные платежные системы внут­ри России должны использовать исключительно этот канал. Наконец, в настоящее время на Западе интенсивно разрабатываются системы электронных наличных денег, которые лоббируются чуть ли не к первоочередному их запуску на территории Рос­сии. Но об этом Банк России хранит полное мол­чание, хотя запуск такой системы мог бы стать полной катастрофой для денежной и банковской системы России и привести к тому. что Россия станет главным центром легализации мировых кри­минальных капиталов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты