Денежная система России

Можно прямо утверждать, что именно Банк России своими действиями и бездействием несет значительную долю ответственности за тяжелое криминальное положение в стране и за бюджетный кризис в ней.

Необходимо срочно разработать мероприятия по резкому, в десятки раз, уменьшению объема наличного денежного обращения в стране.

Наиболее эффективным средством явилось бы снятие с наличных средств статуса государствен­ных денег с приданием им статуса неименных цен­ных бумаг (векселей, билетов, обязательств, депо­зитных чеков и т.д.) Казначейства России с огра­ничением использования этих денежных инструмен­тов исключительно в сфере мелкой или даже сред­ней розничной торговли с одновременным прида­нием статуса государственных денег Российской Федерации исключительно денежным средствам, находящимся на счетах в банках,

Это позволило бы резко — в десятки раз — уменьшить объем наличных денег в стране, декри-минализировать всю экономическую и обществен­ную жизнь, осуществить денаркотизацию страны и резко повысить собираемость налогов.

Денежные коммуникации

Банки выполняют две главные функции. Пер­вая — это коммуникация денег, то есть их переме­щение. Вторая — кредитная функция. Все осталь­ное есть наслоение или идет к отмиранию, напри­мер, хранение и выдача наличности.

Центробанк кредитованием не занимается се­рьезным образом. Главная задача Банка России есть коммуникация денег.

Как же выполняет эту задачу Банк России? В табл. 3 показана структура коммуникации денег за последние два года (на основании рис. 13).

Таблица   3


Пути коммуникации денег по Российской Федерации (в процентах к общему объему платежей)

Способ коммуникации 1995    1996


Через Банк России    69,8  56,3

Внутрибанковские (через филиальную сеть комбанков)        14,9      28,1

Корреспондентские отношения между банками 15,1 15,5

Через клиринговые палаты 0,2 0,1


Из этой таблицы видно, что происходит неук­лонное сокращение коммуникационных функций Банка России. В 1996 г. доля платежей, проходя­щих через Банк России, уменьшилась на 14,5%. Идет рост платежей через филиальную сеть ком­мерческих банков. Этим самым наглядно отра­жается процесс монополизации банковской сис­темы России. Клиенты все более стремятся об­служиваться в крупных коммерческих банках, в которых деньги перемещаются гораздо быстрее, чем через сеть Центробанка. И это особенно касается Сбербанка России, который все больше и больше отходит от своей главной функции — обслуживание населения и переключается на обслуживание юридических лиц. Если такой про­цесс будет продолжаться, то через три года рас­четная сеть Центробанка просто отомрет, а ее функции примут на себя три-четыре сверхкруп­ных банка — Сбербанк, СБС-Агробанк и еще несколько.

Как относиться к этому процессу? Думается, что это процесс неблагоприятный. Банки все-таки должны быть специфицированы по клиентуре. Вряд ли является нормальным, когда в одном банке об­служивается Газпром и старушка-пенсионерка, вла­делец базарной палатки и Налоговая инспекция, детский садик и Росконтракт. Банков должно быть много. Большая часть их должна быть бесфили-альной. В современном мире банк становится парт­нером и другом коммерсанта и простого челове­ка. Вот почему к процессу монополизации банков­ской системы мы относимся в высшей степени отрицательно. Пусть Сбербанк занимается насе­лением, и совсем ни к чему ему привлекать пред­приятия. И если этот процесс идет в противопо­ложном направлении, то это происходит не в пос­леднюю очередь благодаря сознательной полити­ке Банка России.

В настоящее время чуть ли не в любом городе России человек может за цену пары килограммов колбасы подключиться к электронной сети ИНТЕРНЕТ и иметь прямые контакты, например с Амери­кой и Австралией. А Центробанк, имея в своем распоряжении почти неограниченные денежные ресурсы, до сих пор не может создать систему электронного прохождения платежей даже между собственными подразделениями. В 1996 г. удель­ный вес электронных платежей не только не воз­рос, а даже уменьшился на 0,9%. Удельный вес телеграфных платежей уменьшился на 13,4%. Зато возрос удельный вес почтовых платежей (с фель­дъегерями'?) на 14,3% (стр.107). Как можно оце­нить эти факты? Как безответственное отношение к своим главным функциям. Ссылки на то, что способ направления платежей определяет клиент и рост почтовых отправлений объясняется значи­тельной стоимостью услуг Минсвязи. вряд ли мож­но принять. Ведь при тех средствах, которые полу­чает в свое распоряжение Центробанк, он давно мог бы уже создать собственные телекоммуника­ционные каналы, вместо того чтобы вкладывать средства в мраморную отделку своих офисов. В табл. 4 приведены средние фактические сроки осу­ществления межбанковских расчетных операций через расчетную сеть Банка России (по рис. 15 отчета).

Таблица   4

Длительность осуществления межбанковских расчетных операций через Банк России

Длительность платежной операции    % от общего объема

платежей

1-3 дня                                      20,1

4-7 дней                                     72,5

 8-11 дней                                     7,4


Эта таблица показывает всю глубину падения денежной системы России. Даже в тридцатые годы сроки прохождения платежей по стране были го­раздо короче. А сейчас имеем 11 дней прохожде­ния платежей через сеть Банка России, а если прибавим еще задержку в банках отправителя и получателя, то получим все пятнадцать. И это не единичные случаи, а 7% от всего объема переме­щаемых средств, то есть триллионы рублей.

Деятельность Банка России в области коммуни­кации денег осуществляется совершенно неудовлет­ворительно. И не удивительно, что все большее и большее число финансовых субъектов отказывается от использования его коммуникационных услуг.

"Банк России в 1996 г. приступил к разработ­ке концепции — Прим. в.ж.) по реализации системы расчетов в реальном времени" (стр. 105). Не запоздал ли Банк России лет на десять?

Идеология и коммерческие результаты деятельности Банка России

Идеология деятельности Банка России выра­жена в поразительных по цинизму словах отчета (СТР. 124):

"Следует отметить, что осуществление такого рода деятельности противоречит специфике кре­дитных организаций как особого вида коммерчес­ких организаций, целью деятельности которых является получение прибыли" (стр. 124).

Банки, важнейшие институты по управлению и работе с деньгами — наиболее ценным и важным инструментом современного технотронного обще­ства — названы всего лишь коммерческими орга­низациями, целью деятельности которых явля­ется извлечение прибыли.

Хотелось бы тогда знать, что в лицензии на открытие банка пишет Банк России — целью деятельности является извлечение прибыли или, мо­жет быть, все-таки общественно полезная, ответ­ственная и важная работа в области денежного обслуживания?

Банк России и сам себя рассматривает в каче­стве всего лишь особой коммерческой органи­зации по извлечению прибыли.

Общество не может признать такую филосо­фию ввиду ее разрушительности.

Банк не предприятие по извлечению прибыли. Банк есть предприятие по определенному виду обслуживания населения, предприятий и государ­ства. Для этого он создается, а вовсе не для из­влечения прибыли. И в ходе осуществления своей уставной деятельности он вправе получать прибыль, но никак не ставить на первое место извлечение прибыли. Ни один банкир в мире не согласится с такой постановкой. Этикой банкиров во всем мире является служение обществу, и именно за это слу­жение они получают моральное и юридическое право на получение прибыли и доходов. Современное бан­ковское сообщество понимает высокое назначение банковской деятельности и роли банков как инст­румента организации всей общественной жизни в современном государстве. Продемонстрированная в данном отрывке этика есть этика скорее банди­тов и антиобщественных групп и организаций, но не такого высокоответственного общества, како­вым является банковское сообщество. Мы увере­ны, что даже в России мало банкиров и банковских работников присоединятся к этому утверждению.

То, что Банк России считает и себя коммерчес­ким учреждением, определяющим своей целью прежде всего получение доходов для себя и своих сотрудников, видно из счета доходов и расходов Банка России (стр. 140).

Центробанк получил "доходов" на сумму почти 40 трлн руб. Хотя можно ли считать "доходами" поступление средств у организации, которая про­сто печатает деньги? Думается, сомнительно эти поступления считать "доходами".

Как же эти "доходы" расходовались? Более 7 трлн пошло на содержание аппарата. А аппарат Банка России достиг невероятного размера — 83 тыс. человек, что значительно превышает штаты Государственного банка СССР.

Расходы на содержание аппарата и операцион­ные расходы составили за год 30 трлн руб. Это гигантские средства, более 5 млрд долл. Интерес­но сопоставить эти затраты со всеми расходами на оборону страны, запланированными в бюджете 1996 г. в размере 80 трлн руб., но дошедшими до армии в размере двух третей, то есть 54 трлн руб. Расходы Банка России составляют более полови­ны затрат страны на оборону.

Вряд ли Россия может позволить себе иметь такой Центральный банк, затраты на содержание которого составляют от трети до половины затрат на оборону страны.

Вот почему Банк России должен быть пере­веден на бюджетное финансирование, а все так называемые доходы должны включаться в бюд­жет. Примерно так делается в США. В этой стране банки Федеральной резервной системы, хотя и являются формально акционерными, но все их доходы автоматически поступают в распоряже­ние Правительства США. Ибо главный денежный орган государства, которому по закону предос­тавлено право эмиссии денег, не может быть на хозрасчете и, тем более, контролироваться каки­ми-то частными аудиторами, подбираемыми са­мим Банком России.

В рамках президентского Указа о декларирова­нии доходов и собственности руководство Банка России должно предоставить данные о служебных окладах и реально полученных доходах в среднем по Банку России и по всем его подразделениям, а также реальные выплаты руководителям Банка и его подразделений за 1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты