Можно прямо утверждать, что именно Банк России своими действиями и бездействием несет значительную долю ответственности за тяжелое криминальное положение в стране и за бюджетный кризис в ней.
Необходимо срочно разработать мероприятия по резкому, в десятки раз, уменьшению объема наличного денежного обращения в стране.
Наиболее эффективным средством явилось бы снятие с наличных средств статуса государственных денег с приданием им статуса неименных ценных бумаг (векселей, билетов, обязательств, депозитных чеков и т.д.) Казначейства России с ограничением использования этих денежных инструментов исключительно в сфере мелкой или даже средней розничной торговли с одновременным приданием статуса государственных денег Российской Федерации исключительно денежным средствам, находящимся на счетах в банках,
Это позволило бы резко — в десятки раз — уменьшить объем наличных денег в стране, декри-минализировать всю экономическую и общественную жизнь, осуществить денаркотизацию страны и резко повысить собираемость налогов.
Денежные коммуникации
Банки выполняют две главные функции. Первая — это коммуникация денег, то есть их перемещение. Вторая — кредитная функция. Все остальное есть наслоение или идет к отмиранию, например, хранение и выдача наличности.
Центробанк кредитованием не занимается серьезным образом. Главная задача Банка России есть коммуникация денег.
Как же выполняет эту задачу Банк России? В табл. 3 показана структура коммуникации денег за последние два года (на основании рис. 13).
Таблица 3
Пути коммуникации денег по Российской Федерации (в процентах к общему объему платежей)
Способ коммуникации 1995 1996
Через Банк России 69,8 56,3
Внутрибанковские (через филиальную сеть комбанков) 14,9 28,1
Корреспондентские отношения между банками 15,1 15,5
Через клиринговые палаты 0,2 0,1
Из этой таблицы видно, что происходит неуклонное сокращение коммуникационных функций Банка России. В 1996 г. доля платежей, проходящих через Банк России, уменьшилась на 14,5%. Идет рост платежей через филиальную сеть коммерческих банков. Этим самым наглядно отражается процесс монополизации банковской системы России. Клиенты все более стремятся обслуживаться в крупных коммерческих банках, в которых деньги перемещаются гораздо быстрее, чем через сеть Центробанка. И это особенно касается Сбербанка России, который все больше и больше отходит от своей главной функции — обслуживание населения и переключается на обслуживание юридических лиц. Если такой процесс будет продолжаться, то через три года расчетная сеть Центробанка просто отомрет, а ее функции примут на себя три-четыре сверхкрупных банка — Сбербанк, СБС-Агробанк и еще несколько.
Как относиться к этому процессу? Думается, что это процесс неблагоприятный. Банки все-таки должны быть специфицированы по клиентуре. Вряд ли является нормальным, когда в одном банке обслуживается Газпром и старушка-пенсионерка, владелец базарной палатки и Налоговая инспекция, детский садик и Росконтракт. Банков должно быть много. Большая часть их должна быть бесфили-альной. В современном мире банк становится партнером и другом коммерсанта и простого человека. Вот почему к процессу монополизации банковской системы мы относимся в высшей степени отрицательно. Пусть Сбербанк занимается населением, и совсем ни к чему ему привлекать предприятия. И если этот процесс идет в противоположном направлении, то это происходит не в последнюю очередь благодаря сознательной политике Банка России.
В настоящее время чуть ли не в любом городе России человек может за цену пары килограммов колбасы подключиться к электронной сети ИНТЕРНЕТ и иметь прямые контакты, например с Америкой и Австралией. А Центробанк, имея в своем распоряжении почти неограниченные денежные ресурсы, до сих пор не может создать систему электронного прохождения платежей даже между собственными подразделениями. В 1996 г. удельный вес электронных платежей не только не возрос, а даже уменьшился на 0,9%. Удельный вес телеграфных платежей уменьшился на 13,4%. Зато возрос удельный вес почтовых платежей (с фельдъегерями'?) на 14,3% (стр.107). Как можно оценить эти факты? Как безответственное отношение к своим главным функциям. Ссылки на то, что способ направления платежей определяет клиент и рост почтовых отправлений объясняется значительной стоимостью услуг Минсвязи. вряд ли можно принять. Ведь при тех средствах, которые получает в свое распоряжение Центробанк, он давно мог бы уже создать собственные телекоммуникационные каналы, вместо того чтобы вкладывать средства в мраморную отделку своих офисов. В табл. 4 приведены средние фактические сроки осуществления межбанковских расчетных операций через расчетную сеть Банка России (по рис. 15 отчета).
Таблица 4
Длительность осуществления межбанковских расчетных операций через Банк России
Длительность платежной операции % от общего объема
платежей
1-3 дня 20,1
4-7 дней 72,5
8-11 дней 7,4
Эта таблица показывает всю глубину падения денежной системы России. Даже в тридцатые годы сроки прохождения платежей по стране были гораздо короче. А сейчас имеем 11 дней прохождения платежей через сеть Банка России, а если прибавим еще задержку в банках отправителя и получателя, то получим все пятнадцать. И это не единичные случаи, а 7% от всего объема перемещаемых средств, то есть триллионы рублей.
Деятельность Банка России в области коммуникации денег осуществляется совершенно неудовлетворительно. И не удивительно, что все большее и большее число финансовых субъектов отказывается от использования его коммуникационных услуг.
"Банк России в 1996 г. приступил к разработке концепции — Прим. в.ж.) по реализации системы расчетов в реальном времени" (стр. 105). Не запоздал ли Банк России лет на десять?
Идеология и коммерческие результаты деятельности Банка России
Идеология деятельности Банка России выражена в поразительных по цинизму словах отчета (СТР. 124):
"Следует отметить, что осуществление такого рода деятельности противоречит специфике кредитных организаций как особого вида коммерческих организаций, целью деятельности которых является получение прибыли" (стр. 124).
Банки, важнейшие институты по управлению и работе с деньгами — наиболее ценным и важным инструментом современного технотронного общества — названы всего лишь коммерческими организациями, целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Хотелось бы тогда знать, что в лицензии на открытие банка пишет Банк России — целью деятельности является извлечение прибыли или, может быть, все-таки общественно полезная, ответственная и важная работа в области денежного обслуживания?
Банк России и сам себя рассматривает в качестве всего лишь особой коммерческой организации по извлечению прибыли.
Общество не может признать такую философию ввиду ее разрушительности.
Банк не предприятие по извлечению прибыли. Банк есть предприятие по определенному виду обслуживания населения, предприятий и государства. Для этого он создается, а вовсе не для извлечения прибыли. И в ходе осуществления своей уставной деятельности он вправе получать прибыль, но никак не ставить на первое место извлечение прибыли. Ни один банкир в мире не согласится с такой постановкой. Этикой банкиров во всем мире является служение обществу, и именно за это служение они получают моральное и юридическое право на получение прибыли и доходов. Современное банковское сообщество понимает высокое назначение банковской деятельности и роли банков как инструмента организации всей общественной жизни в современном государстве. Продемонстрированная в данном отрывке этика есть этика скорее бандитов и антиобщественных групп и организаций, но не такого высокоответственного общества, каковым является банковское сообщество. Мы уверены, что даже в России мало банкиров и банковских работников присоединятся к этому утверждению.
То, что Банк России считает и себя коммерческим учреждением, определяющим своей целью прежде всего получение доходов для себя и своих сотрудников, видно из счета доходов и расходов Банка России (стр. 140).
Центробанк получил "доходов" на сумму почти 40 трлн руб. Хотя можно ли считать "доходами" поступление средств у организации, которая просто печатает деньги? Думается, сомнительно эти поступления считать "доходами".
Как же эти "доходы" расходовались? Более 7 трлн пошло на содержание аппарата. А аппарат Банка России достиг невероятного размера — 83 тыс. человек, что значительно превышает штаты Государственного банка СССР.
Расходы на содержание аппарата и операционные расходы составили за год 30 трлн руб. Это гигантские средства, более 5 млрд долл. Интересно сопоставить эти затраты со всеми расходами на оборону страны, запланированными в бюджете 1996 г. в размере 80 трлн руб., но дошедшими до армии в размере двух третей, то есть 54 трлн руб. Расходы Банка России составляют более половины затрат страны на оборону.
Вряд ли Россия может позволить себе иметь такой Центральный банк, затраты на содержание которого составляют от трети до половины затрат на оборону страны.
Вот почему Банк России должен быть переведен на бюджетное финансирование, а все так называемые доходы должны включаться в бюджет. Примерно так делается в США. В этой стране банки Федеральной резервной системы, хотя и являются формально акционерными, но все их доходы автоматически поступают в распоряжение Правительства США. Ибо главный денежный орган государства, которому по закону предоставлено право эмиссии денег, не может быть на хозрасчете и, тем более, контролироваться какими-то частными аудиторами, подбираемыми самим Банком России.
В рамках президентского Указа о декларировании доходов и собственности руководство Банка России должно предоставить данные о служебных окладах и реально полученных доходах в среднем по Банку России и по всем его подразделениям, а также реальные выплаты руководителям Банка и его подразделений за 1996 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9