Денежная система России

Заключение

Анализ отчета Центрального банка Российской Федерации показывает всю глубину кризиса денеж­ной системы России.

Кризис денежной системы является важней­шей составляющей общего кризиса экономической, социальной и государственной сфер в России.

В этих кризисах роль Центрального банка яв­ляется определяющей. Поэтому вся деятельность

Центрального банка и его руководства должна быть признанной как крайне неудовлетворительная

В частности, отчет показывает исчезновение из внешнего торгово-платежного баланса страны 49,7 млрд долл.

Анализ валютной политики свидетельствует, что осуществляемое Банком России укрепление рос­сийского рубля с помощью "валютного коридора" ведет к потере конкурентоспособности по отноше­нию "цена—качество" российских товаров как на внешних, так и внутреннем рынках. Крепкий рос­сийский рубль исключает возможности для экономического роста.

Политика ограничения денежного предложения Банком России привела к тому, что реальное де­нежное предложение на 1.01.97 г. составило 126,3 трлн руб., а это всего одна восемнадцатая от годового объема валового национального продук­та или примерно сотая часть от потребности эко­номики в денежных ресурсах. Это привело к то­тальной суррогатизация денежной сферы. Объем неплатежей равен 895 трлн руб., что составляет 40% or ВВП. Это свидетельствует о полной ка­тастрофе денежного обращения в России.

Отчет свидетельствует об ошибочных теорети­ческих представлениях в области денежного обра­щения, которыми пользуется в своей практической деятельности Банк России.

Из отчета следует, что подавляющая часть денежного предложения в размере 126,3 трлн руб. состоит из наличных денег, общая мас­са которых на 1.01.97 г. достигла 500 тыс. тонн или 108.6 трлн руб. Перенасыщенность денежной системы России наличными деньгами, составляю­щими почти 85% от общего денежного предложе­ния (это почти полностью соответствует утвержде­нию Председателя ЛДПР на майском пленуме партии), ведет к криминализации страны, к массовому уклонению от уплаты налогов, бюджетному кризису и, как следствие, к политической неустойчивости.

Использование эмиссионного механизма через кредиты МВФ ведет к утрате независимости и суверенитета России и одновременно является способом кредитования военного комплекса США через финансовый механизм МВФ.

На основании данных отчета показаны отрица­тельная роль института обязательного резервиро­вания денежных средств банков на счетах Банка России для стабильности всей банковской систе­мы и его роль в массовом банкротстве банков.

Продолжает снижаться кредитная активность банков. Объем кредитов соответствует не более 5-10% от потребности.

Банк России в нарушение своего уставного назначения является банком первичного обслужи­вания для более чем 300 тыс. клиентов.

Функцию коммуникации денег Банк России выполняет совершенно неудовлетворительно. Сро­ки перемещения денег недопустимы. Электрониза­цией денежной сферы не занимается.

Банк России превратился, де-факто, в коммер­ческую организацию, заинтересованную в собствен­ном благополучии и в некоторой степени в благо­получии наиболее крупных банков. Численность ра­ботников Банка России составила 83 тыс. человек, что значительно превышает численность всего Гос­банка СССР, когда он обслуживал всю денежную сферу страны. Затраты Банка России на собствен­ные нужды составили в 1996 г. почти 30 трлн руб., что составляет более половины произведенных в 1996 г. затрат страны на оборону (80 трлн руб. выделено на оборону бюджетом 1996 г., реальное финансирование было произведено на две трети). Содержать такой банк Россия просто не может себе позволить, необходимо перевести Банк России с хозрасчета на бюджетное финансирование.

Центральный банк России, чудом сохра­нившийся обломок Государственного банка СССР, превратившийся в "министерство денег", не только не способствует созда­нию современной и эффективной денежной системы) но, наоборот) разлагает ее.

И это разложение денежной системы смер­тельно отравляет страну, ее экономику, госу-

дарственные финансы, политику, оборону, соци­альную сферу, правопорядок, науку, образование, здравоохранение, мораль и нравственность, бук­вально все.

Кратко ситуацию в денежной сфере страны можно охарактеризовать:

катастрофически много наличных денег; катастрофически мало счетных (безна­личных) денег;

катастрофически крепкий рубль (деше­вые иностранные валюты);

катастрофически плохие денежные ком­муникации;

катастрофически много утекает из стра­ны денег;

катастрофически архаичный и расточи­тельный Центральный банк;

катастрофически некомпетентное и эгоистичное его руководство.

В ходе анализа отчета сделаны некоторые кон­кретные предложения, которые могли бы способ­ствовать улучшению денежной системы России. Это введение для всех банков автоматического расчет­ного кредитования, переход от внутрифилиальных отношений к корреспондентским между учреждени­ями Банка, создавая тем самым на месте Банка России систему территориально-общественных бан­ков и автоматически увеличивая кредитные ресур­сы банковской системы в 4-5 раз, резкое сокра­щение наличной денежной массы, а также ряд других предложений.

Из отчета с несомненностью следует, что вос­становить эффективное функционирование денеж­ной системы России паллиативными мерами не­возможно. Денежная система нуждается в ко­ренной реконструкции. А для этого нужны но­вые люди — специалисты, обладающие современ­ными знаниями.

Прежде всего необходимо отойти от представ­ления, что "банк — это "банка с деньгами". Банк есть рабочая станция в единой денежно-банковской системе. И необходимо создавать именно эту единую денежно-банковскую систему, отвечающую современным реалиям и достижени­ям мирового научно-технического и финансового развития, а также потребностям и реалиям Рос­сии.

Либерально-демократическая партия разрабо­тала в своей новой программе детальный план ре­организации денежной системы России на основе новейших научных знаний и понятий, и она готова сотрудничать в этом вопросе с Президентом, Пра­вительством и Федеральным Собранием.

Для полной оценки состояния денежной систе­мы и ее роли в развале экономики страны было бы полезным проведение парламентских слушаний по этому вопросу.



К вопросу о крахе денежной системы России

С нашей точки зрения, ре­дакция журнала приняла принципиально правильное реше­ние опубликовать полностью ста­тью г-на Жириновского В.В. "Крах денежной системы России". Пред­ставляем читателю реальное по­ложение дел по ряду вопросов, ко­торые Владимир Вольфович трак­тует в предельно тенденциозной и гипертрофированной форме.

1. Структура экспорта и валютный курс. Уже во введе­нии г-н Жириновский в присущей ему манере безапелляционно ут­верждает, что политика стабиль­ного валютного курса наносит ущерб экспортным возможностям российских товаропроизводите­лей. Главный виновник — Цент­ральный банк РФ — должен от­казаться от такой политики и, надо полагать, перейти к практи­ке прежних лет, когда динамика валютного курса опережала тем­пы роста внутренних цен.

Чтобы понять, насколько со­стоятельна столь трогательная забота об отечественных экспор­терах, следует для начала рас­смотреть структуру российского экспорта. В частности, по дан­ным Государственного таможенно­го комитета РФ, эта структура по итогам 1996 г. выглядит следую­щим образом: газ, нефть и нефтепродукты — 46.4%. черные металлы — 10,4%, цветные металлы — 10,3%, драгоценные камни — 5,4%', древесина и бумажные изде­лия — 3,8%: удобрения — 2,8%; меха и кожа — 0,5%. Итого:        79,6%. Из приведенных данных вид­но, что почти 80% экспорта из России приходится на сырье и продукты его первичной обработ­ки. Относительное снижение кур­са доллара сделает экспорт этих изделий еиде менее выгодным, чем сейчас. Однако понижение курса доллара — это единствен­ный способ экономическими ме­тодами побудить экспортеров ин­вестировать получаемую прибыль в глубокую переработку добыва­емого сырья. Понижая темпы роста курса доллара и делая тем

самым экспорт менее эффектив­ным, Банк России и Правитель­ство РФ справедливо рассчиты­вают на повышение объемов внутреннего производства, кото­рое компенсирует потери от сни­жения экспорта. В противном случае Россия рискует на дол­гие годы остаться сырьевым придатком развитых стран.

2. Платежный баланс и валютные резервы. В разде­ле "Экономическое и финансовое положение России в 1996 году" автор приводит следующие циф­ры: экспорт составил 84,5 млрд долл., импорт — 45,4 млрд долл., а сальдо внешней торговли — почти 40 млрд долл. Из этих дан­ных. однако, не понятно, о каком именно платежном балансе идет речь — консолидированном или только о платежном балансе со

странами дальнего зарубежья?

Если имеются в виду страны дальнего зарубежья, то официаль­ные показатели платежного ба­ланса здесь следующие: экспорт товаров равен 70 млрд долл., импорт — 47 млрд долл., сальдо составило 22,7 млрд долл. Если же речь идет о показателях кон­солидированного баланса, то там сальдо еще меньше — 20,9 млрд долл. Но в любом случае, в офи­циальной отчетности нет таких цифр, которые приводит г-н Жи­риновский.

Кроме того, автор статьи не учитывает, что в итог платежного баланса по текущим операциям, помимо сальдо торгового балан­са, включаются также сальдо ба­ланса услуг и сальдо доходов от инвестиций (соотношение полу­ченных и выплаченных процентов по кредитам, займам и т.д.). Для России эти сальдо являются от­рицательными как по консолиди­рованному балансу, так и по ба­лансу с дальним зарубежьем. В итоге сальдо баланса по текущим операциям за 1996 г. составило только 9.3 млрд долл. по консоли­дированному балансу и 11,1 млрд долл. по балансу с дальним зару­бежьем. Поэтому остается толь­ко гадать, откуда и каким обра­зом г-н Жириновский обнаружил 40 млрд долл. активного сальдо платежного баланса.

Трудности с формированием валютных резервов в 1996 г. в стране были, и весьма значитель­ные. Однако 9 млрд долл. и 40 млрд долл. — это принципиально разные величины. Тем более, что полученное сальдо баланса по текущим операциям полностью использовалось участниками внешнеэкономической деятельно­сти для формирования торговых кредитов и авансов зарубежным поставщикам. Безусловно, здесь присутствует определенный отток капиталов за границу. Но ведь следует иметь в виду, что это средства частных компаний. И в соответствии с действующим за­конодательством частные компа­нии после уплаты всех необходи­мых платежей вольны распоря­жаться своими средствами по собственному усмотрению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты