Различают общую и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная рентабельность определяется отношением расчетной прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
|
2.4.Финансовые взаимоотношения между
отделением и управлением дороги
Особенности процесса перевозок на железнодорожном транспорте отражаются на финансовых взаимоотношениях внутри отрасли. Они заключаются, прежде всего, в системе формирования доходов от перевозок. На отделении дороги планируется объем работы по показателям, на которые установлены доходные ставки. На основании запланированных объемов финансовым отделом составляется план доходов по перевозкам. Фактические сумма доходов отделения дороги по перевозкам ежемесячно определяется исходя из объема выполненных грузовых и пассажирских перевозок, начально-конечных операций и доходных ставок. Для расчета доходов по отделению дорожные вычислительные установки сообщают данные о количестве погруженных и выгруженных тонн грузов, о грузообороте, данные о пассажиро-километрах. Число сформированных на отделении пассажирских составов в прямом и местном сообщениях, а также фирменных поездов рассчитывают по графику исполненного движения поездов.
В счет причитающейся суммы доходов отделение дороги получает авансовое финансирование на покрытие следующих затрат:
¨ на выплату заработной платы (ФОТ);
¨ на перечисления во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, фонд занятости), включая текущие платежи, недоимки и пени;
¨ на платежи в местный бюджет;
¨ на погашение кредитов в банке;
¨ на оплату процентов за кредит;
¨ на капитальные вложения;
¨ на оплату счетов (услуги связи, за коммунальные услуги, за выполненный капитальный ремонт подрядчиками и др.);
¨ на прочие нужды (командировочные расходы, доплата за разъездной характер труда, услуги банков и др.).
Особенность финансовых взаимоотношений на железнодорожном транспорте заключается также в том, что часть необходимых платежей оплачивается централизованно, а именно:
§ приобретение материалов верхнего строения пути;
§ оплата за электроэнергию на тягу поездов;
§ оплата топлива на тягу поездов;
§ платежи по налогам (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость) в местный и федеральный бюджет.
Окончательные расчеты между отделением и управлением дороги производятся в порядке внутрихозяйственных расчетов.
2.5.Финансовые взаимоотношения между
отделением дороги и его структурными
подразделениями
Линейные предприятия отделения дороги участвуют в общем перевозочном процессе, обеспечивая выполнение плана отправления и перевозок грузов при полном использовании вместимости и грузоподъемности вагонов, сокращении времени их нахождения под грузовыми операциями, а также выполнение плана формирование грузовых поездов и сокращение времени нахождения вагонов на технических станциях. Они отвечают за своевременное отправление и проследование пассажирских поездов, культурное обслуживание пассажиров.
Кроме того, в их функции входит обслуживание, содержание в исправном состоянии и ремонт вагонов, локомотивов, железнодорожного пути, устройств электроснабжения и энергетики, СЦБ и связи, других основных фондов, а также обеспечение безопасности движения поездов.
Финансирование линейных предприятий предусматривает формирование финансовых ресурсов (доходов), необходимых на покрытие расходов на перевозки.
Для структурных подразделений отделения дороги установлены общие правила финансирования:
1) Для соблюдения строжайшего режима экономии в использовании выдаваемых предприятию средств должны выполняться следующие условия:
- финансирование только тех расходов или работ, которые предусмотрены в плане и выполнены с соблюдением качества и в установленный срок;
- контроль за строго целевым распределением финансовых
ресурсов в соответствии с балансом доходов и расходов.
2) Финансовые результаты хозяйственной деятельности и порядок централизации накоплений на отделениях дороги определяются в соответствии с установленной методикой:
- финансовые результаты по выполнению плана перевозок выражаются суммой экономии или перерасхода; прибыль по эксплуатационной деятельности не планируется;
- финансовые результаты подсобно-вспомогательной
деятельности предприятий выражаются фактически полученными суммами прибыли или убытка;
- при определении общего финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, кроме результатов выполнения плана эксплуатационных расходов и плана прибыли по подсобно-вспомогательной деятельности, учитывается также результат по непланируемым поступлениям прибыли и допущенным убыткам.
3.) Общими для всех предприятий фондообразующими показателями являются производительность труда и себестоимость продукции (работы) или отсутствие перерасхода эксплуатационных средств, включая непланируемые прибыли и убытки.
4.) Отдел бухгалтерского учета и финансов отделения дороги ежемесячно уточняет состояние взаимных расчетов по финансированию линейных предприятий. Для этого на 1-е число каждого месяца составляется расчетная ведомость и по ней выверяются взаимные расчеты. Ежемесячный перевод средств предприятиям осуществляет отдел бухгалтерского учета и финансов отделения по предъявленным счетам с учетом выполнения задания по мобилизации внутренних финансовых ресурсов (снижению дебиторской задолженности, сверхнормативных запасов материалов и др.).
Чтобы более детально рассмотреть финансовые взаимоотношения между отделением дороги и линейными предприятиями обратимся к примеру Тюменского отделения дороги.
Тюменское отделение дороги имеет сводный баланс и является юридическим лицом. В состав отделения входят предприятия согласно прилагаемому списку. Деятельность предприятий отражается в самостоятельных балансах.
Оперативный учет финансовых результатов осуществляется помесячно. Периодом окончательных финансовых результатов является конец отчетного квартала. Итоги подводятся нарастающим итогом с начала года.
Доходы по перевозкам отделение дороги отдает предприятиям:
- по локомотивным депо (ТЧ-7,8) – по фактическим расходам, но не больше лимита;
- по вагонным депо (ВЧД-5,7,19) – по фактическим расходам, но не больше лимита, расходы по деповскому ремонту вагонов возмещаются в пределах установленного лимита;
- по дирекции обслуживания пассажиров (ДОП) – по фактическим расходам, но не больше лимита;
- по дистанциям пути (ПЧ-11,12,13,28) – по фактическим расходам, но не больше лимита, расходы по снегоборьбе возмещаются в пределах установленного лимита;
- по дистанциям сигнализации и связи (ШЧ-7,8,18) – по фактическим расходам, но не больше лимита;
- по остальным предприятиям (ДС- Тюмень, Ишим, Войновка, ЭЧ-4,14, ВОДЧ, НОДХ) – по фактическим расходам, но не больше лимита;
- по собственному хозяйству отделения дороги (НОДс) – фактические доходы, полученные от управления дороги за вычетом доходов всех предприятий.
Предприятия при наличии прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (после уплаты платежей в бюджет и покрытия всех расходов из прибыли) могут у себя создавать фонды потребления (85%) и накопления (15%).
Предприятиям, имеющим на своем балансе объекты социально-культурной сферы (ДКЖ, клубы, парки, оздоровительные лагеря, стадионы, профилакторий “Талица”), отделение дороги возмещает расходы по факту, но не выше сметы, которая составляется поквартально и утверждается местной администрацией. Отделение дороги раздает предприятиям долю расходов пропорционально численности работающих на этих предприятиях.
Финансирование предприятий отделение дороги осуществляет по лимиту финансирования на месяц, разработанного и утвержденного отделением дороги.
Предприятия ежеквартально передают отделению дороги отчисления по платежам в фонды МПС:
- фонд поддержки учебных заведений – в размере 1,5 процента от балансовой прибыли с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- фонд поддержки центральных учреждений здравоохранения МПС – в размере 1 процента от балансовой прибыли с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- финансовый резерв – в размере 1,5 процента от балансовой прибыли с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- фонд социальной поддержки работников центрального аппарата МПС – в размере 0,1 процента от доходов по перевозкам с отнесением начисленных сумм за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Эти отчисления отделение дороги передает в вышестоящую организацию.
Предприятия при наличии прибыли, ежеквартально начисляют и передают в отделение дороги налог на прибыль, который централизованно платит управление дороги.
Предприятия ежемесячно составляют расчет по налогу на добавленную стоимость, по установленной законодательством форме, и передают его отделению дороги, так как этот налог централизованно платит управление дороги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19