Финансирование железнодорожного транспорта на примере Тюменского отделения дороги

Регулируемые тарифы предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.

Договорные тарифы устанавливают предприятия транспорта по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (примерно 35% расходов).

Свободные тарифы предприятиями транспорта устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения  на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

Железнодорожные тарифы устанавливают на основе стоимости, т.е. суммы общественного труда, затраченного на продукцию транспорта. Подавляющую часть этих затрат  отражает себестоимость перевозок, которая и является базой для их построения. Это дает возможность при планировании тарифов устанавливать отклонения от стоимости перевозок, главным образом, в пределах между себестоимостью и стоимостью.

Железнодорожные тарифы устанавливают  для всей сети дорог России с учетом среднесетевой себестоимости.

Это объясняется тем, что подавляющая часть перевозок осуществляется в прямом сообщении с участием нескольких дорог. Грузоотправители рассчитываются  не с каждой дорогой, а с   железнодорожным транспортом в целом. Поэтому возникает задача распределения полученных доходов между дорогами, участвующими в создании продукции и имеющими различную рентабельность.

Действующие железнодорожные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. По экономической сущности и принципам построения они имеют некоторое различие. Тарифы на грузовые перевозки являются частью системы  оптовых цен, а на пассажирские перевозки – частью системы розничных цен, так как в основном эти перевозки оплачиваются из личных доходов населения.

Грузовые тарифы базируются на среднем уровне себестоимости перевозки грузов и учитывают тип подвижного состава, степень использования грузоподъемности и вместимости вагонов, вид отправок (повагонные, малотоннажные, контейнерные, мелкие), скорость перевозки, расстояние, массу груза, принадлежность подвижного состава и др. В соответствии с этим произведена дифференциация грузовых тарифов железных дорог России.

Система тарифов железнодорожного транспорта и вопросы экономических взаимоотношений с грузополучателями и грузоотправителями опубликованы в специальных тарифных руководствах, в приложениях к ним (в настоящее время тарифные руководства не изменились).

В тарифных руководствах указаны готовые платы и ставки по поясам дальности: за вагон различной грузоподъемности, 1 т наливных грузов, 100 кг и целое число тонн мелких отправок, 1 контейнер, 1 ось подвижного состава.

Тарифное руководство № 1 (Прейскурант № 10-01) состоит из двух частей. Первая часть включает в себя: правила применения тарифов, сборы и штрафы, порядок применения плат за перевозку повагонных отправок, грузов в сборных вагонах, грузов в универсальных контейнерах МПС, скоропортящихся грузов, негабаритных грузов, а также за перевозку грузов в смешанном международном сообщении, сборных отправок и т.д.; единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов; алфавит к единой тарифно-статистической номенклатуре грузов.

Вторая часть Тарифного руководства № 1 состоит из шести разделов: платы по тарифной схеме № 1  при перевозке грузов мелкими отправками; готовые платы по тарифным схемам № 3-5 за перевозку грузов в универсальных контейнерах МПС массой брутто 3, 5, 20, 25 и 30 т; готовые платы за перевозку грузов повагонными отправками (схемы № 11-100, 105-152); плата за перевозку 1 т наливных грузов, перевозимых в вагонах-цистернах (схемы № 155-161); расчетные таблицы плат за перевозку грузов с пассажирскими поездами, пассажирской скоростью; плата за перевозку нефтяных грузов от пунктов распыления или распределительных пунктов дороги до станции окончательного назначения.

Тарифное руководство № 4, предназначено для определения расстояния перевозки и состоит из четырех книг: книга 1 – таблицы расстояний между станциями участков и узловыми пунктами железных дорог; книга 2 – алфавитный список станций; книга 3 – тарифные расстояния между узловыми и транзитными пунктами; книга 4 – таблицы транзитных расстояний между входными и выходными пунктами дорог. В этих книгах также указаны пункты перехода с дороги на дорогу и тарифные расстояния между ними по кратчайшему направлению.

Установлен следующий порядок определения платы за перевозку грузов:

1)     По Тарифному руководству № 4 или по специально разработанному Указателю маршрутов расстояний определяют тарифное, т.е. кратчайшее, расстояние между станцией отправления и станцией назначения груза;

2)     По наименованию груза в накладной и алфавитному списку к единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (Тарифное руководство №1, часть 1) определяют тарифную группу и позицию, к которой относится данный груз;

3)     По Тарифному руководству № 1 (часть 1) по группе и позиции определяют тарифную схему (рядом с данной позицией указан номер тарифной схемы: в графе 3 для мелких отправок, в графах 4 и 5 для контейнерных отправок, в графе 6 для повагонных отправок  за 1 т наливных грузов и за пробег одной оси подвижного состава);

4)     По расчетным таблицам (Тарифное руководство №1, часть 2) по соответствующей тарифной схеме устанавливают плату за перевозку;

5)     Дополнительные сборы (за хранение, взвешивание, дезинфекцию, подачу и уборку вагонов, уведомление получателей о подходе груза, сопровождение груза, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.), а также наличие каких-либо исключений в оплате за перевозку находят по Тарифному руководству № 1.

Процесс определения провозных плат и сборов с грузоотправителя и получателя называется таксировкой. Правильность начисления платы контролируют на станции отправления, где начисляют и взыскивают платежи и сборы, и на станции назначения, где проверяют правильность начисления и взыскания платежей станцией отправления. Дополнительно взыскивается плата за операции, выполненные в пути следования или на станции назначения.

Стоимость и себестоимость пассажирских перевозок на железных дорогах выше, чем грузовых. Это отразилось на среднем уровне тарифных ставок на пассажирские перевозки.

На железнодорожном транспорте действуют следующие виды пассажирских тарифов: общие (прямые и местные) и пригородные.

Общий тариф установлен для проезда в обычном жестком вагоне и дифференцирован по расстояниям. Проезд в скорых поездах, а также в плацкартных, купейных и мягких вагонах оплачивается отдельно (система доплат к общему тарифу). Общие тарифы в отличие от пригородных действуют на всей сети железных дорог.

С пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта в дальнем сообщении, взимается сумма обязательного страхового сбора, которая входит в стоимость билета.

 В пригородном сообщении применяются два вида тарифов: зонный и общий (без страхового сбора).

Зонный тариф применяется на участках, примыкающих к узлам пригородного движения. Пригородный участок в зависимости от протяженности разбивается на зоны (участки), количество которых иногда доходит до 15. Для проезда до станций, входящих в одну зону, устанавливается единая ставка провозной платы.

Общий пригородный тариф выше зонного. Этот тариф применяется на тех участках, где не введены другие виды пригородных тарифов.

Пассажирскими поездами перевозят и грузы, которые в том случае носят название багажа (личные вещи, сдаваемые к перевозке по пассажирскому билету) и грузобагажа (промышленная и сельскохозяйственная продукция, требующая срочной доставки). Тарифы на перевозку багажа и грузобагажа являются частью системы пассажирских тарифов.

Наряду с выше приведенными тарифами применяются договорные тарифы. Договорные тарифы в соответствии с установленным МПС порядком определяют железные дороги, а также по их поручению отделения дорог и механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ по договоренности с предприятиями (объединениями).

Размер договорного тарифа определяют, как правило, на базе действующих тарифов с повышением в пределах экономического эффекта, получаемого грузовладельцами.

Установленный МПС РФ перечень 1016-У видов работ и услуг, выполняемых предприятиями железнодорожного транспорта по свободным (договорным) тарифам, включает 38 позиций. На Тюменском отделении используется 20 позиций, такие как:

- предоставление внеплановых вагонов;

- переадресовка грузов;

- маневровые работы;

- подача и уборка вагонов;

- перевод стрелок, башмаки, закрытие – открытие шлагбаума;

- заключение договоров на подачу и уборку внеплановых вагонов;

- пломбирование съемников;

- взвешивание и проверка веса по просьбе клиента;

- хранение груза на крытом складе;

- ремонт весовых приборов;

- задержка приемосдатчика;

- отстой цистерн;

-согласование чертежей НТУ, проверка схем, эскизов, прием экзаменов;

- проведение технической учебы с клиентурой;

- использование сжатого воздуха от локомотива;

- промывка вагонов;

- реализация пломб;

- экспедиционные операции;

- розыск грузов;

            - погрузочно-разгрузочные работы.

                           2.1.2.Доходы железных дорог

Доходы железной дороги включают следующие виды: от грузовых и пассажирских перевозок; местные доходы станций; от подсобно-вспомогательной деятельности; местные доходы дороги.

Доходы от грузовых перевозок включают плату за перевозку груза, грузобагажа, дополнительные сборы за перевозку груза и прочие доходы.

Доходы от пассажирских перевозок состоят из провозной платы, различных видов доплат за условия перевозок, а также за перевозку багажа и почты.

Местные доходы станций – это плата за различные услуги на пассажирских станциях, которые оказываются пассажирам.

Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности – это поступления от реализации продукции промышленных предприятий и от услуг непромышленных предприятий.

Местные доходы  железной дороги состоят из штрафов  и сборов с грузоотправителей и грузополучателей за нарушение правил и условий перевозок.

Основную часть доходов железной дороги (более 90 % общей суммы) составляют доходы от перевозок. Доходы железной дороги от перевозок – это денежные средства, полученные за выполненные перевозки и связанные с ними услуги данной дорогой в ее границах в соответствии с действующей системой распределения доходов. Доходы от перевозок грузов и пассажиров в местном сообщении и выручка от них  остаются в распоряжении железных дорог. Доходы от перевозок в прямом, межреспубликанском и международном сообщении поступают на доходный счет МПС и по согласованию с республиками, при необходимости, распределяются МПС между железными дорогами. Министерство путей сообщения России осуществляет авансовое финансирование железных дорог под текущие затраты, связанные с перевозками в межреспубликанском и международном сообщениях.

Чтобы более подробно рассмотреть доходы, обратим свое внимание на доходы Тюменского отделения дороги. Поскольку отделения дороги, как основные хозрасчетные линейные предприятия на железнодорожном транспорте играют важную роль в обеспечении перевозок.

2.1.2.1.Доходы от перевозок Тюменского отделения дороги

Отделение дороги получает доходы:

q       По грузовым перевозкам от:

·        Начальных операций (количество погруженных тонн);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты