Контроль Гос. Налоговой Инспекции за деятельностью граждан

Таким образом, из истории возникновения ГНИ мы видим, что на каждом этапе преобразования налоговой системы важную роль играет контрольная функция ГНИ за деятельностью налогоплательщиков.

Актуальность темы состоит в том, что одним из важных условий стабилизации финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора налогов надлежащей дисциплины налогоплательщиков. А успешное соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами Налогового Кодекса, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступлением налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды.



1.   Содержание и задачи налоговых инспекторов за деятельностью граждан.

1.1. Цели и задачи контроля.

Налоги, взимаемые с физических лиц, представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. Они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Одним из важных условий стабилизации финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильности исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему РФ и платежи во внебюджетные фонды.

Контроль за соблюдением налогового законодательства в РФ осуществляется в соответствии с Законом «О государственной налоговой службе» от 21 марта 1991 года с учетом изменений и дополнений.

Сущность контроля означает «проверка», а также «наблюдение» с целью проверки.

С целью контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности задачи, а также законность операций, действия и привлечения к ответственности налогоплательщиков.

Таким образом, контроль направлен на соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками.

1.2. Контроль за своевременным предоставлением физическими лицами деклараций о совокупном годовом доходе, налоговых расчетов.

В соответствии с Законом «О подоходном налоге с физических лиц» граждане, не имеющие основного места работы в течение года и получившие какие – либо доходы, обязаны подать в ГНИ декларацию о совокупном годовом доходе.

Декларация подается не позднее 30 апреля следующего за отчетным года.

В декларации физические лица указывают все полученные ими доходы за год, источники их получения, документально подтвержденные расходы, а также суммы начисленного и уплаченного налога. Данные о полученных доходах отражаются раздельно.

В случае появления в течение года источников доходов, физические лица подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дна появления таких источников. В декларации указывается размер дохода до конца текущего года.

1.3. Формы контроля за своевременным и полным поступлением налогов.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах:

·        Налоговая проверка, а также проверка данных учета и отчетности

·        Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах

·        Получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчисление и уплатой налогов

·        Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

Контрольная работа налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет осуществляется налогоплательщиками – физическими лицами, занимающимися предпринимательством без образования юридического лица – по месту их жительства.

При этом определено, что налогоплательщики – индивидуальные предприниматели обязаны встать га налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Налоговый Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе, а не с тем, будет ли данный индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и соответственно возникает ли у них в ближайшее время обязанность платить налоги.

Налоговым Кодексом установлены сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Они обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации.

Постановка на налоговый учет налогоплательщика осуществляется в течении пяти дней со дня подачи заявления и в тот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также проставляется налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

Таким образом, в Российской Федерации создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Но все-таки основной формой контрольной работы налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.

Налоговый кодекс четко разделил два вида налоговых проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные.

Камеральные проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только лишь в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговый кодекс четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы осуществляют проверку налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Для проведения камеральной проверки должностным лицом налоговых органов не требуются какого-либо специального решения руководителя налогового органа, и она может быть проведена в течении двух месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогообложением.

При проведении камеральной проверки налоговым органам предоставлено право требовать у налогоплательщика предъявления дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка осуществляется должностными лицами налоговых органов на месте нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета.

Выездная налоговая проверка осуществляется только на основании письменного решения руководителя налогового органа.

По результатам выездной проверки составляется акт налоговой проверки должностными лицами по установленной форме, который подписывается этими лицами и индивидуальным предпринимателем. В нем указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или при отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Если по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов не составлен соответствующий акт, то проверка считается состоявшейся и ею не выявлено фактов нарушений налогового законодательства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа выносится соответствующее решение (постановление).

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика соответствующей налоговой санкции.

К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

1.4. Проверка достоверности представленных документов в части определения совокупного годового дохода.

Объектом обложения и физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

-         у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ, - от источников в РФ и за ее пределами

-         у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, - от источников в РФ

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Работодатели, выплачивающие гражданам доходы, включаемые в совокупный годовой доход, обязаны предоставить налоговой инспекции справки о выплате этих доходов.

Налогообложение доходов физических лиц налоговыми органами осуществляется на основании:

1.     Деклараций граждан о фактически полученных ими в течении года доходах.

2.     Материалов проверок деятельности физических лиц, производимых налоговыми органами.

3.     Полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц сведений о выплаченных плательщиком доходах.

2.     Значение и содержание проверки предполагаемой и фактической декларации о совокупном годовом доходе.

2.1. Проверка предполагаемой и фактической декларации о совокупном годовом доходе, одна из основных форм контроля ГНИ.

Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица обязаны подавать декларацию с указанием предполагаемого дохода в ГНИ по месту их регистрации.

Предполагаемый доход на планируемый год отражается в VIII разделе декларации о совокупном годовом доходе.

В течение года физические лица вносят авансовые платежи по 1/3 годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики, привлекаемые к уплате впервые по 1/3 начисленного налога предполагаемого дохода.

По истечению календарного года налоговые органы исчисляют налог по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников.

Налоговые органы определяют окончательную сумму не позднее, чем к 01.07. года, следующего за отчетным. Авансовые платежи к 15.07.,  15.08.,  15.11.

Налогообложение производится на основании декларации физических лиц о предполагаемых доходах и фактически полученных доходах, материалов обследования, проводимых налоговыми органами.

2.2. Проверка соблюдения порядка ведения книги по учету доходов и расходов в соответствии с действующим положением.

Граждане, доходы которых подлежат налогообложению на основании деклараций о доходах, обязаны:

Вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов.

Книга в виде тетради, блокнота должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью налоговыми органами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты