Глава 3. Финансовое планирование и прогнозирование лизинговых платежей.
Лизинг в его современном понимании как альтернатива банковскому
инвестиционному кредитованию в России, начал развиваться совсем недавно - в
начале 90-х. Мировой опыт лизинговой деятельности имеет более чем
сорокалетнюю историю. Уровень развития лизинговых отношений, как правило,
является своеобразным показателем развитости всей экономики страны. В
настоящее время России удельный вес лизинга в общем объеме инвестиции
производство, по оценке различных авторов, не превышает 1,5% , в т время
как в ведущих и успешно развивающихся странах этот показатель достигает 25-
30%. (Лизинг представляет собой эффективный и доступный финансовый механизм
модернизации и реструктуризации основных фондов российских производителей -
залог развития отечественной экономики Он создает дополнительную
конкуренцию на рынке финансовых услуг увеличивает объем капитальных
вложений за счет нового механизм приобретения и обновления основных средств
, открывает новые возможности сбыта для производителей оборудования,
позволяет исключить нецелевое использование денежных средств, а также
имеет ряд других преимуществ.В условиях отсутствия собственных средств у
предприятий-производителей, нехватки и сложности получения кредитных
ресурсов, отказа производителей оборудования продавать основные средства
рассрочку, ограниченности выбора иных финансовых инструментов, лизинг
представляет реальную возможность предприятиям-производителям приобретать и
обновлять основные средства, повышать конкурентоспособность выпускаемой
продукции.
У предприятия-производителя есть три основных способа приобретения необходимого оборудования:
1. Покупка оборудования за счет собственных средств предприятия,
2. Приобретение оборудования с использованием банковского кредита или покупка в рассрочку, что может быть рассмотрено как использование товарного кредита,
(В.Д, Газман, « Рынок лизинговых услуг». М., Правовая культура , 1999// с.
31
3. Приобретение права пользования оборудованием посредством лизинга.
То, что лизинг – наиболее эффективный способ приобретения основных средств, мы рассмотрели в предыдущей главе. Теперь хотелось бы показать, насколько эффективна работа лизинговых компаний. Рассматриваться эффективность будет на примере искусственно созданной лизинговой компании на примере десяти лизингополучателей.
ЗАО «Лизинговая компания» было образовано в сентябре 2001 года.
В силу трудоемкости и большого объема работы в штат было зачислено 11 человек:
1. Генеральный директор – Иванов И. И.
2. Финансовый директор – Петров П. П.
3. Главный бухгалтер – Сидорова С. С.
4. Заместитель главного бухгалтера – Смирнова С. С.
5. Бухгалтер-кассир – Лукова Л. Л.
6. Специалист по подготовке договоров – Федоров Ф. Ф.
7. Специалист по управлению имуществом – Зайцев О. О.
8. Специалист по работе с поставщиками – Орлов О. О.
9. Юрист – Спицына Т. Т.
10. Секретарь – Абрамова А. А.
11. Водитель – Васечкин В. В.
С зарплатой согласно графика :
|1 |Иванов И. И. |4500 |
|2 |Петров П. П. |4050 |
|3 |Сидорова С. С. |4050 |
|4 |Васечкин В. В. |4050 |
|5 |Федоров Ф. Ф. |2850 |
|6 |Смирнова С. С. |2850 |
|7 |Лукова Л. Л.. |2925 |
|8 |Спицына Т. Т. |2850 |
|9 |Зайцев О. О. |2500 |
|10 |Орлов Д. Д. |2250 |
|11 |Абрамова А. А. |2250 |
| |Итого |35125 |
| | | |
| |Итого заработная |47275 |
| |плата | |
| | | |
| |Итого отчислений |16972 |
В течение четырех месяцев работы было заключено 10 договоров лизинга на
следующих условиях:
|Лизингопо|Вид объекта |Срок |Дата |№ |Стоимость |Авансов|
|лучатель |лизинга |лизинга|заключения|договор|объекта |ый |
| | | |договора |а |лизинга |платеж |
|Береза |А/м МАЗ |2 года |01.09.01 |1 |650000 |30% |
|Тополь |А/м ГАЗель |2 года |01.09.01 |2 |180000 |30% |
|Ясень |Холодильное |2 года |01.09.01 |3 |300000 |30% |
| |оборудование| | | | | |
|Дуб |Шиномонтаж |2 года |01.10.01 |4 |150000 |20% |
|Вяз |А/м ВАЗ |2 года |01.10.01 |5 |200000 |35% |
|Рябина |А/м ПАЗ |2 года |01.10.01 |6 |220000 |35% |
|Калина |А/м ГАЗель |2 года |01.11.01 |7 |200000 |30% |
|Ель |А/м Ока |2 года |01.11.01 |8 |130000 |35% |
|Сосна |А/м Камаз |2 года |01.11.01 |9 |550000 |35% |
|Осина |А/м SCANIA |2 года |01.12.01 |10 |800000 |30% |
К договорам лизинга были подготовлены графики погашения лизинговых платежей (Таблицы 1 - 10).
Т. к. ЗАО «Лизинговая компания» является плательщиком НДС, то поставщики, предоставляющие объекты лизинга также должны являться плательщиками НДС. Также НДС учитывается в графике выплаты лизинговых платежей. Также в графике учитываются лизинговый процент ((36%), компенсация налога на владельцев автотранспортных средств (Таблица 11), страхование автомобилей (Таблица 15).
Для финансирования проектов был взят долгосрочный кредит в банке «Лес».
Сумма займа была расчитана исходя из формулы:
Общая сумма займа = общая стоимость объектов лизинга – общая сумма авансовых платежей.
|№ |Лизингополучател|Стоимость |Авансовый |Остаток |
| |ь | |платеж | |
|1 |Береза |650000 |195000 |455000 |
|2 |Тополь |180000 |54000 |126000 |
|3 |Ясень |300000 |90000 |210000 |
|4 |Дуб |150000 |30000 |120000 |
|5 |Вяз |200000 |70000 |130000 |
|6 |Рябина |220000 |77000 |143000 |
|7 |Калина |200000 |60000 |140000 |
|8 |Ель |130000 |45500 |84500 |
|9 |Сосна |550000 |192500 |357500 |
|10 |Осина |800000 |243060 |556940 |
Срок погашения кредита был определен исходя из срока лизинга
предполагаемых договоров – 2 года (Таблица 14). График погашения кредита
был составлен исходя из следующих данных:
. Срок предоставления кредита – 24 месяца.
. Сумма кредита – 2 322 940 руб.
. Банковский процент – 13% годовых.
. Платежи – ежемесячные.
Для того, чтобы наблюдать за движением денежных средств, была
составлена таблица «Доходы и расходы ЗАО «Лизинговая компания» (Таблица
16).
Для составления таблицы были использованы следующие данные:
Доходная часть:
1. Выручка от реализации.
2. Привлечение кредитов.
3. Прочие поступления.
Расходная часть:
1. Налоги.
2. НДС.
3. Налог на владельцев автотранспортных средств.
4. Расходы на оплату труда.
5. Начисления на заработную плату.
6. Выплата по кредитам, займам.
7. Страховка.
8. Административные расходы, в т.ч.:
. Аренда офиса.
. Транспортные расходы, в т.ч. ГСМ.
. Услуги связи.
. Интернет.
. Страховка сотрудников.
. Хозяйственные расходы.
. Консультационные услуги.
Выручка от реализации рассчитывается исходя из общей суммы лизинговых платежей (Таблица 12).
Расчет НДС производится при учете поступившего вместе с лизинговыми платежами НДС (Таблица 13).
Налог на владельцев автотранспортных средств рассчитывается индивидуально и учитывается при построении графика погашения лизинговых платежей. Для таблицы «Доходы и расходы ЗАО «Лизинговая компания» суммы налога сведены в единое целое в Таблице 11.
Расходы по выплате заработной платы и начислениям по ней рассчитываются в штатном расписании.
Суммы выплат по кредиту представлены в Таблице 14.
Суммы по страхованию автотранспортных средств сгруппированы в Таблице
15.
Данная таблица показывает, что финансовая аренда (лизинг), выгодна не только лизингополучателю, банку, поставщику, но и самой лизинговой компании.
На примере искусственно созданной лизинговой компании видно, что даже при ограниченном числе лизингополучателей (в реальности эта цифра не останавливается на показателе 10, а ежемесячно колеблется от 4 до 8), фирма остается прибыльной, платежеспособной и кредитоспособной.
Заключение
В результате проведенного исследования в дипломной работе можно сделать следующие выводы.
Лизинг привлекает лизингополучателей в силу эффективности, гибкости и доступности этого механизма.
Основные преимущества лизинга:
. Налоговые преимущества лизинга (ускоренная амортизация, включение арендных платежей в производственные затраты).
. Доступный способ финансирования приобретения основных средств.
. Меньшие риски для продавцов оборудования, работающих в нестабильных условиях российского рынка.
. Модернизация производственных мощностей российских предприятий.
. Доступный, но слаборазвитый вид предпринимательской деятельности. При ряде преимуществ (прибыльность, непереполненность российского рынка) количество российских лизинговых компаний мало.
. Отменено обязательное лицензирование лизинговой деятельности, что упрощает процедуру регистрации лизинговых компаний.
Возможности лизинга:
. Экономический кризис в России привел к увеличению спроса на отечественные товары, в силу чего у российских производителей увеличилась потребность в приобретении основных средств.
. Поставщики оборудования ищут пути продажи своего оборудования на рынке.
. Постоянный рост в секторе малых и средних предприятий увеличивает спрос на лизинговые услуги.
. Количество лизинговых компаний не отвечает существующему спросу.
. Российский рынок финансовой аренды (лизинг) на данный момент нуждается в конкуренции.
Перспективы лизинга.
Все показатели говорят о том, что в настоящий момент идет лишь
зарождение рынка финансовой аренды (лизинга) в России. Эта ниша на данный
момент занята в основном банками и незначительным числом лизинговых
компаний. Например, на территории Нижегородской области на данный момент
работаю пять лизинговых компаний:
- ЗАО «Волго-Вятский межрегиональный лизинговый центр».
- ОАО «Нижегородская лизинговая компания».
- «Приволжская лизинговая компания»
- «КМБ - лизинг»
- «Дельта-лизинг»
Последнее является филиалом московского офиса и специализируется лишь на международном и валютном лизинге.
Таким образом, можно сделать вывод, что для предпринимателей, желающих заниматься серьезным бизнесом, в данный момент открыты все перспективы для формирования рынка финансовой аренды на территории Российской Федерации.
Список литературы.
1. Гражданский кодекс РФ
2. Закон РФ от 29.10.98 г. №164 «О лизинге»
3. Налоговый кодекс РФ
4. www.baltlease.ru, 2002 г
5. «Финансовая аренда (лизинг) в России, обзор рынка 1998-1999», М. 1999г
6. «Технологии лизинга и инвестиций», №1, 1999 г
7. www.mylib.hotbox.ru, 2002 г.
8. «Финансовая аренда (лизинг) в России,обзор нормативно-правовой базы»,
М.2000 г.
9. www.baltlease.ru, 2001 г.
10. www.leasing.ru, 2002 г.
11. КонсультантПлюс, АНДРЮКИН Ю.
12. Выступление А. Г. Аксакова «Новое и готовящееся законодательство, влияющее на лизинг в России», Международная практическая конференция
«Лизинг в России и СНГ 2001».
13. Собрание законодательства РФ, 2001, №33 (часть I), ст. 3413
14. Собрание постановлений Правительства РФ, 1990, №30, ст. 140.
15. Газман В. Лизинг в Налоговом кодексе, Хозяйство и право, 2002, №2.
16. В. Д. Газман, «Рынок лизинговых услуг», М. Правовая культура, 1999.
17. www.lease.spb.ru, 2002 год
18. www.businesspress.ru , 2002 год
19. www.ifc.ru , 2002 год
20. Али-Аскяри С.А. Лизинг как средство экономического развития предприятия. -Новосибирск, 1999.
21. Вахитов Д.Р., Тазиев И.В., Тимирясов В.Г. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика -Казань: Таглимат, 2000. -82 с.
22. Иванов А. А. Договор финансовой аренды (лизинга). Учебно-практическое пособие - Проспект, 2001, 60 с.
23. Самохвалова. Лизинг в России. - Современная экономика и право, 1999.
24. Симонова М.Н. Аренда. Лизинг. Прокат -М.: Издат.-консультац.компания
"Статус-Кво", 2001. -200 с.
25. Суюмбаева Р.А. Лизинг как форма инвестиций в переходной экономике -М.:
Макс-Пресс, 2000. -16 стр.
26. Лизинг в регионах//газета Бизнес для всех №1'2001
27. Как открыть собственное предприятие//газета Бизнес для всех №3'2001
28. Медведев А.Н. Практика применения второй части Налогового кодекса РФ: типичные ошибки. - М.: Бератор-Пресс, 2001 г.
29. Костина Н.И., Алексеев А.А. Финансовое прогнозирование в экономических системах. М.: ЮНИТИ, 2002. 255 с.
( www.baltlease.ru, 2002 г.
( «Финансовая аренда (лизинг) в России, обзор рынка 1998-1999», М.
1999г.// с. 74
(( www.baltlease.ru, 2002 г.
((( «Технологии лизинга и инвестиций», №1, 1999 г// с. 49
( В. Д. Газман, «Рынок лизинговых услуг», М. Правовая культура, 1999.// с. 16
( www.leasing.ru, 2002 год
( www.lease.spb.ru, 2002 год
( www.baltlease.ru, 2001 г.
( «Финансовая аренда (лизинг) в России, обзор рынка 1998-1999», М. 1999 г.
// с. 7
( («Технологии лизинга и инвестиций», №1, 1999 г.// с. 20