(позднее это было реализовано в виде заголовков пакетов). В то же время,
"тело" пакета может быть зашифровано, чтобы, даже перехватив его, посторонние лица не смогли бы его прочесть. Тем не менее, структура сети должна была также быть публичной - иначе оказывалась бы невозможной доставка пакетов по назначению (позже она получила название маршрутизация).
Социальные аспекты развертывания крупных вычислительных сетей были
проанализированы задолго до появления первой такой сети. В августе 1962
года Дж.К.Р. Ликлайдер из того же Массачусетского технологического
института опубликовал серию аналитических записок под общим названием
"Взаимодействие человека с машиной в реальном времени". Ликлайдер полагал,
что со временем множество компьютеров и локальных сетей будут объединены в
единую систему, в которой каждый будет иметь возможность воспользоваться
любыми находящимися в системе данными и программными продуктами.
В 1964 году вышла в свет книга Леонарда Клейнрока о пакетной коммутации, а группа RAND подготовила статью о применении пакетной коммутации в военных системах телефонной связи.
Таким образом, еще за несколько лет до появления ARPAnet и TCP/IP стал очевиден публично-частный дуализм глобальных компьютерных сетей - информация (в том числе и носящая частный, конфиденциальный характер) должна была передаваться по публичным сетям и могла перехватываться третьими сторонами при передаче.[5]
Сеть оказалась вполне надежной и удобной, особенно для оперативного
обмена результатами научных исследований, и к ней стали подключаться другие
компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Объем чисто
гражданских вопросов, решавшихся через эту сеть, постоянно рос, и
Министерство обороны США разделило сеть на две части: одну для военных
целей, другую - для гражданских. Они были связаны набором технических и
программных средств, составивших так называемый Internet Protocol
(межсетевой протокол). Так появилось само название "интернет".
Постепенно к сети стали подключаться частные компании, некоторые из них продавали возможность входа в сеть всем желающим. "Интернет" был приватизирован. Правительство США перестало его субсидировать и контролировать. С начала 90-х гг. он стал лавинообразно распространяться по странам и континентам, включая в себя все новые локальные сети и базы данных. Такие сети подключаются к более крупным сетям, которые для соединения друг с другом имеют так называемые точки встречи (meeting point).
§ 2. Подключение к сети Интернет.
Как стать пользователем Интернета? Если какое-либо предприятие или частное лицо желает стать клиентом интернета, ему необходимо обратиться с просьбой о подключении к специальным поставщикам (provider) сети - организациям, имеющим прямые входы в сеть (как правило, через телефонные или оптоволоконные кабели). Ими могут быть университеты, специализированные фирмы, телефонные компании и др. На территории стран СНГ обычно это фирмы, имеющие возможность подключения к АТС или ведомственным каналам связи, обеспечивающим скоростную передачу данных. Именно поставщик - то лицо, с которым пользователь "Интернета" непосредственно вступает в отношения по поводу применения сети. Получая возможность подключения к компьютеру поставщика, пользователь тем самым включает собственный компьютер в своего рода локальную сеть (сеть поставщика), которая соединена с другими сетями, образующими Интернет.
Для подключения к Интернету новый клиент должен зарегистрировать свое имя (можно выбрать его произвольно, однако оно не должно совпадать с уже имеющимися), приобрести необходимое программное обеспечение и арендовать линию связи. Эти и другие услуги поставщиков платные, но они имеют постоянную тенденцию к удешевлению. Сейчас аренда одного часа работы телефонного канала стоит примерно 1 доллар США. Впрочем, в некоторых странах поставщики-монополисты могут предлагать свой "товар" существенно дороже.
Оплата услуг производится подобно оплате за междугородные телефонные разговоры, как правило, раз в месяц. Подсчет времени, затраченного клиентом на работу в Интернете, осуществляет поставщик. Если пользователь обращается лишь к бесплатным ус лугам сети, то его затраты ограничиваются оплатой счетов поставщика.
§ 3. Возможности сети Интернет.
Какие возможности предоставляются пользователям Интернета? В настоящее время большое количество услуг клиенты получают бесплатно. Например, при обмене данными между сетями оплачивается лишь использование каналов передачи информации, но не сама информация. Конечно, со временем могут произойти изменения.
Необходимо помнить, что сама сеть никаких услуг, помимо подключения друг к другу компьютеров, оказывать не может. Все услуги в Интернете предоставляются различными организациями. Некоторые из них вообще не имеют отношения к компьютерным технологиям, другие специализируются на сетевых услугах, например, создавая и размещая в Интернете рекламу других фирм или публикуя сетевые версии газет и журналов. Многие организации и частные лица оказывают услуги в рекламных целях. Ряд фирм, ведущих активную коммерческую работу в Интернете, хорошо известен и в "некомпьютерном" мире. Так, крупные авиакомпании не только предлагают потенциальным пассажирам в течение сеанса разработать маршрут авиапутешествия, но и сразу же купить билет.
В целом можно сказать, что в Интернете уже доступна, или в скором времени будет доступна, практически любая услуга, которую можно получить без непосредственного контакта с производителем (например, по телефону): справочная информация, прогноз погоды, консультация юриста, заказ и покупка мебели по каталогу, просмотр видеофильмов и т. д. При этом все соединения между компьютерами происходят практически мгновенно, и только плохое качество каналов связи или недостаточная мощность компьютера могут задержать прохождение ответа до нескольких секунд.
И, конечно, главное предназначение Интернета - осуществлять связь между людьми, а не между их компьютерами. Пользователи сети могут обмениваться письменными сообщениями, компьютерными программами, рисунками, фотографиями. Появилась даже возможность двустороннего аудиоконтакта: специальная программа позволяет преобразовывать звуковые сигналы для их передачи и последующего обратного преобразования в звук на компьютере собеседника. Если субъекты находятся в разных городах или странах, то оплачивается не междугородный или международный телефонный разговор, а только аренда канала связи у местных поставщиков (то есть вместо нескольких долларов США в минуту всего около 1 доллара в час.)
Программные средства для Интернета развиваются и устаревают настолько быстро, что трудно даже представить, какие возможности появятся у его пользователей всего через несколько лет. Но можно уверенно предсказать, что Интернет не только станет мощным фактором, стимулирующим индустрию связанных с ним услуг, но и войдет в повседневную практику любой организации и в жизнь семьи. Причем это наверняка произойдет и в тех странах, где современный уровень развития средств связи недостаточен для устойчивой работы компьютерных сетей, а уровень доходов средней семьи пока не позволяет ей планировать покупку персонального компьютера.
§ 4. Интернет как субъект права.
Интернет пока еще мало мало исследован с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с его существованием и практическим применением. И прежде всего предстоит решить два вопроса принципиального характера.
Первый - о юридической природе самого Интернета[6]. Что это - субъект права, вступающий в различные отношения со своими клиентами, или объект правоотношений, природу которых еще только предстоит уточнить?
Второй вопрос - о праве, применимом к этим правоотношениям. Если оно существует, то какая нормативная база его составляет, к какой системе и отрасли эти правовые нормы можно отнести? Если его до сих пор нет, то на чем же основывалось развитие Интернета до настоящего времени и что стоило бы предпринять в этом отношении в будущем?
Кроме того, можно выделить множество частных проблем. Они либо уже
возникали в процессе использования интернета, либо в ближайшее время
неизбежно заявят о себе. В конечном итоге вопросы, связанные с
функционированием интернета, затрагивают огромные материальные,
информационные, людские ресурсы и соответствующие объемы денежных средств.
Все это не может остаться без внимания публичной власти, а значит, и без
нормативного регулирования в этой сфере.
Интернет: субъект или объект права? Уже отмечалось выше, что
Интернет не является чем-то единым. Ни в одной стране мира не существует
организационной структуры, выступающей в качестве единоличного собственника
или владельца данной компьютерной сети.
Не является владельцем Интернета и федеральное Правительство США, практически прекратившее субсидирование даже отдельных сетей на территории государства. Не имеет уже отношения к Интернету и Министерство обороны США, владеющее собственной засекреченной компьютерной сетью.
Для обычного клиента представителем того, что он называет
Интернет, выступает поставщик, предоставляющий ему канал связи с
соответствующим програмным обеспечением. Юридическую природу отношений
возникающих между клиентом и поставщиком, можно определить по их объектам.
Первый объект – канал связи, предоставленный клиенту только в пользование.
Отношения сторон по поводу этого объекта подпадают под действие норм гл. 34
ГР РФ (аренда)[7]. В соответствии со ст. 606 ГК “по договору аренды
арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во
временное владение и пользование или во временное пользование”. Однако
особенностью договора на использование канала связи является его реальный
характер, т.к. права и обязанности сторон возникают не после согласования
условий договора – этого этапа здесь нет, а с момента подключения к каналу
и внесения абонентской платы.
Второй объект – програмное обеспечение - вид литературного произведения
(ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах)[8] и отношения
возникающие по поводу его использования. Таким образом возникает смешанный
договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
В тех случаях, когда клиент совершает возмездную сделку во время сеанса связи в Интернете (например, подписывается на заинтересовавший его журнал в электронной версии), он знает, что его контрагентом выступает не поставщик, а организация, предоставляющая указанную услугу (издательская фирма или редакция), поскольку по сути такая сделка соответствует процессу обычной, "некомпьютерной" подписки на печатные издания.
Для фирмы-производителя сетевых услуг представителем Интернета
являются специализированные компании. Такая специализированная компания
(владелец сервера) часто одновременно является и поставщиком, но так бывает
не всегда, и в этом случае владелец сервера входит в Интернет на общих
основаниях.
Для поставщика представителем Интернета выступают более крупные сети, предоставляющие ему возможность соединения с ними. У каждой из таких сетей есть собственный владелец, но, конечно, по отдельности ни один из них все сети, объединяемые ин тернетом, ни технически, ни юридически контролировать не может.
Представители наиболее крупных сетей Интернета объединены в
несколько организаций так называемого "сообщества Интернет. Однако эти
организации не являются органами управления сетью. Они занимаются в первую
очередь согласованием технических стандартов (обмена данными, соединения
сетей и т.д.), а также регистрацией так называемых узловых компьютеров
(соединенных между собой точками встречи) и доменных адресов или имен
(идентификационных названий таких компьютеров). Само по себе это очень
важно для технического функционирования сети, но недостаточно для
управления организацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12