Правовые аспекты применения сети Интернет в России
p> § 4. Электронный адрес (Виртуальное имя).

Доменное имя - это Ваша вывеска, эмблема, место проживания или почтовый адрес. И служить оно может как удовлетворению личного самолюбия, так и коммерческим целям.

В принципе, каждый может получит доменное имя, но получение конкретного имени не гарантируется: в частности, домен может уже использоваться.
Сложившаяся сетевая практика заключается в том, что получить уже существующее доменное имя Вы можете в случае согласия заинтересованных сторон. Далее Вы распоряжаетесь доменом с правом отказаться от последнего.

Как достигается согласие сторон? Это нигде в этике Сети не оговаривается, но непосредственно в нормативной базе, касающейся Интернета, принятой реально существующими организациями, занимающимися развитием сети, это есть: например, устанавливается запрещение на куплю-продажу доменов.
Плюс, есть этическое соображение эры зарождения сети: каждый имел право что- либо получить первым, но потом распоряжаться им мог только лично.

Из-за невозможности мирного сосуществования в виртуальном пространстве двух одинаково названных субъектов, не столько приобретение виртуального имени как такового, сколько приобретение конкретного имени домена стало быстро превращаться в весьма ощутимую инвестицию. Когда сеть ресторанов
Макдональдс (не нужно забывать, что кроме компьютерных сетей пока еще существуют и иные) послала заявку на регистрацию своего домена под именем mcdonalds.com, выяснилось, что в виртуальном пространстве это имя уже унаследовал кто-то другой. Макдональдсу удалось заполучить обратно свое законное имя с помощью лишь символического подарка опередившему его конкурента, однако, предвидя, что многие компании готовы будут заплатить за восстановление статус-кво немалые деньги, целый ряд виртуальных самозванцев устремился в погоню за невидимой добычей. Кого-то из них, когда возникал вопрос о возвращении "украденного" имени, удавалось задобрить угрозами судебного разбирательства, увещеваниями или деньгами, кого-то, конечно, нет.

Что первично для сети Интернет - норма права, то есть зарегистрированный товарный знак, либо название вашего доменного имени?
Естественно, доменное имя уникально. Что же для сети Интернет будет иметь значение - закон, c зарегистрированныv товарным знаком, либо правило - тот, кто первый зарегистрировал в качестве домена, то его и использует? Вероятно что данные системы благополучно бы существовали независимо друг от друга, если бы в настоящее время сеть Интернет все более и более не становится глобальным и социальным инструментом[20].

Берем в качестве примера - adidas.ru. Марка Adidas зарегистрирована в
Российской Федерации надлежащим образом. По аналогии, работая в сети
Интернет, набираем adidas и добавляем .ru. Мы не знает, есть ли такой домен в действительности, но на самом деле, такой метод срабатывает. Таким образом, фирма Adidas получает реального конкурента на территории
Российской Федерации. Таким образом, нарушается законодательство Российской
Федерации о товарных знаках и знаках обслуживания населения. Спор по этой тематике уже в течение нескольких лет ведется между сетевым сообществом и государственными органами различных стран. ВОИС- Всемирная организация интеллектуальной собственности - пытается найти какой-либо компромисс. Но помимо рекомендательного характера, никаких конкретных решений на настоящий момент не принято. У нас в России споров, судебных прецедентов по данной тематике пока нет.

Кому принадлежит Ваше доменное имя? Первый и самый естественный ответ:
Вам, Вашей фирме, организации. Но, к сожалению, с высокой степенью достоверности можно сказать, что это не так.

На самом деле, Ваше родное доменное имя может принадлежать не Вам, а
Вашему провайдеру или совершенно незнакомой Вам организации или лицу.

В мире вопросами формирования Интернета занимается широкий круг организаций. В основном это общественные организации и объединения крупных корпораций. У нас в стране этим занимается РосНИИРОС[21].

Определим используемую терминологию, руководствуясь указаниями
РосНИИРОС:

Домен - область пространства иерархических имен сети Интернет, которое обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизовано администрируется. Домен идентифицируется именем домена (доменным именем).

Регистрация домена - организационные и технические мероприятия, необходимые для обеспечения функционирования соответствующих серверов доменных имен (DNS) в рамках международной системы Интернет.

Делегирование домена - занесение данных о домене в зону *.ru (РосНИИРОСом) и передача прав на его администрирование определенной организации.

Администрирование домена - совокупность мероприятий по организационно- технической поддержке функционирования домена, оплате услуг сторонних организаций по обеспечению функционирования домена, определению порядка использования домена.

Переделегирование домена - организационные и технические мероприятия по передаче прав администрирования другой организации (юридическому лицу).

Практически единственной системой документов, которая регламентирует права по использованию домена - договор о регистрации и технической поддержке доменов РосНИИРОС[22] Указанный комплекс документов регулирует взаимоотношения между Российским НИИ Развития Общественных Сетей и пользователями доменов. Не ставя себе целью анализ указанного договора, можно заметить следующее.

В Регламенте данного договора содержится условие о том, что "Пpи регистрации имени домена, РосНИИРОС не несет ответственности за возможное нарушение Заявителем пpав на тоpговую маpку, pавно как и за конфликтные ситуации, возникающие пpи использовании названий дpугих организаций" (п.
1.6).

Описанная ситуация типична для Итернета: Правила разрешения споров по доменным именам компании Network Solutions, контролирующей развитие сети
Интернет в Западном полушарии[23], расположенные на сайте РосНИИРОС - подтверждают общее положение о том, что регистратор доменных имен не несет никакой ответственности за реальные правовые нарушения.

Это означает, что домен, например, с именем www.qwerty.ru, который был благополучно зарегистрирован РосНИИРОС и функционировал в сети, по решению суда может быть отобран у его заявителя (владельца) из-за нарушения прав на товарный знак или фирменное наименование. От лица, распоряжавшегося доменом, также могут потребовать возмещения ущерба или компенсацию за использование чужого объекта интеллектуальной собственности, например, зарегистрированного знака обслуживания по классу связи qwerty.

Каково же соотношение между понятиями объекта интеллектуальной собственности и доменным именем с точки зрения права и хозяйственного оборота?

Интеллектуальная собственность - это собирательное понятие, которое будет жестко закреплено в нашем правовом поле только после принятия третьей части ГК РФ, проект которой уже длительное время разрабатывается.

Согласно ч. 1 ст. 138 ГК РФ "В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право
(интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)."

Это означает, что рассматриваемый объект - доменное имя не может быть отнесено к объектам интеллектуальной собственности.

Но тот факт, что доменное имя служит для индивидуализации лица в пространстве сети Интернет, а равно как и в общей объективной действительности, дает основание полагать, что, с точки зрения функциональности, доменное имя и соответствующий класс объектов интеллектуальной собственности очень похожи, если не сказать большее.

В системе российского законодательства об охране интеллектуальной собственности существует подсистема законодательства о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Об этом будет сказано ниже. Потребность в индивидуализации никогда не подвергалась сомнению. И сейчас отношения, связанные с индивидуализацией регулируются ГК РФ, законами "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"[24], "Защите прав потребителей"[25], и основным актом - законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 года[26], УК РФ.

И, чтобы доменное имя для электронной почты, виртуального или физического сервера, служащее для индивидуализации в Интернете, стало настоящим и полноправным объектом интеллектуальной собственности, охраняемым отечественным законодательством, представляется возможным осуществить перенос объекта Интернета - доменного имени в поле права интеллектуальной собственности. т.е., зарегистрировав доменное имя и/или его существенную различительную часть в качестве словесного товарного знака.

Как известно, регистрация знаков осуществляются по классам
Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее -
МКТУ). Неоднозначно решаемыми будут следующие вопросы при регистрации доменного имени как товарного знака: какие классы задействовать при подаче заявке (подходят, например, классы связи, рекламы, etc.) и какую часть имени www.qwerty.ru регистрировать.

Здесь необходимо отметить следующее существенное ограничение: регистрация у нас в стране товарных знаков осуществляется для юридических лиц, а также для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. т.е., доменные имена частных лиц останутся без защиты при предложенном выше подходе.

В правовом поле все решает практика применения тех или иных актов.
Судебной практики в РФ по спорам за обладание доменом у нас нет. Но, несомненно, тот, кто будет защищен товарным знаком, в любой ситуации будет иметь более сильную позицию.

В пространстве Интернета удачное или известное доменное имя имеет неоспоримую материальную ценность. И во всю в мире идет активная торговля доменами.

По российскому законодательству оборот доменных имен возможен, т.к., нет нормативно-правововых ограничений на оборотоспособность доменных имен и, поэтому, согласно ст. 129 ГК РФ доменные имена и домены на настоящий момент могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Случаи продаж доменных имен в России уже есть. Постепенно формируются обычаи делового оборота по регистрации, администрированию, использованию и уступке доменных имен.

Но проблема обладания доменным именем не является классической проблемой права собственности: владение, пользование, распоряжение доменом в условиях российского Интернета не имеет четкого правового описания.

Каково разграничение прав и обязанностей между: РосНИИРОС, осуществляющий регистрацию и делегирование, провайдером, посылающим заявку, осуществляющим администрирование и переделигирование домена, и клиентом, для которого по договору с провайдером был создан определенный домен?

Основной акцент сейчас необходимо делать на индивидуальные действия между провайдером и клиентом.

Возможно два варианта (помимо их производных).

"Аренда" доменного имени, когда после прекращения действия договора клиент теряет права по использованию домена, и "покупка" доменного имени, когда соглашением для клиента устанавливаются наиболее широкие возможности по использованию домена.

По сравнению с первым вариантом, при "покупке", кроме использования домена во время действия договора при администрировании домена конкретным провайдером, клиенту могут быть предоставлены права по уступке доменного имени третьим лицам, распоряжению перехода домена к другому провайдеру
(управление переделингированием). Также при "покупке" у клиента сохраняются указанные права на домен при прекращении договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты