Транспортные обязательства
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Оренбургский Государственный Университет
Факультет заочный
Кафедра гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по гражданскому праву тема: Транспортные обязательства
Выполнил: студент 1 курса группы 98 ЮР-2
Прищепо Ю.А.
Проверил:
2001 г.
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование
Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств
Виды транспорта
Источники правового регулирования
2. Обязательства по перевозке грузов
Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки
Договор перевозки груза и его заключение
Элементы обязательства грузовой перевозки
3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза
Железнодорожная перевозка
Перевозка на внутреннем водном транспорте
Морская перевозка
Воздушная перевозка
Автомобильная перевозка
4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке
Условия ответственности
Виды имущественной ответственности
Претензии и иски по перевозкам грузов
5. Договор перевозки пассажира и багажа
Перевозка пассажиров
Перевозка багажа
Претензии и иски по перевозкам пассажира и багажа
6. Договор буксировки
Понятие договора буксировки
Элементы договора буксировки
7. Договор транспортной экспедиции
Понятие договора экспедиции
Элементы договора
Имущественная ответственность
III. Заключение
IV. Список литературы
I. Введение
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).
I. Основная часть
1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование
Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств.
Не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью
транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки.
Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть
товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые
технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо
лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.),
не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать
способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение
грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на
платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т. д.). Если перемещение
объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота
с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих,
основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными
возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и
каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения
труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей
человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают
естественной монополией (железнодорожный транспорт)[1].
Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).
Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств.
При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с
транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные,
арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их
самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же
отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут
рассмотрены в дальнейшем[2]. Таким образом, транспортными называются
обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные
обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо
направленные на перемещение грузов иным способом.
Виды транспорта.
В транспортную систему России входят железнодорожный, речной
(внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт[3]. Кроме
того, выделяется также особая разновидность транспорта — трубопроводный.
Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и
нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии
транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транспорт»
имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при
перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь
соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по
оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту
применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п.
2 ст. 548 ГК).
Источники правового регулирования. ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико- технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.
В настоящее время приняты и действуют три новых общих транспортных
закона: а) Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. (далее
— ВК)[4]; б) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8
января 1998 г. (далее — ТУЖД)[5] и в) Кодекс торгового мореплавания
Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. (далее — КТМ)[6]. Кроме того,
сохраняют силу транспортные уставы и кодексы, принятые ранее последней
кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей
гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов
и кодексов в качестве федеральных законов[7]. Транспортные кодексы
принимались Верховным Советом СССР в форме законов (постановлений
Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались постановлениями
Советов Министров СССР и РСФСР. К их числу относятся: 1) Устав внутреннего
водного транспорта Союза ССР, утвержденный 15 октября 1955 г.
(далее—УВВТ)[8]; 2) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный 8
января 1969 г. (далее — УАТ)[9].
Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует
федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа
1995 г., устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских
железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа,
регулируются также Законом РФ «О защите прав потребителей».
Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются
в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Кроме кодексов,
уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок
большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также
соответствующими транспортными ведомствами (Министерством транспорта.
Министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами)[10]. В
них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы
деятельности транспорта.
Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров,
связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые
содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда
РФ[11].
С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права[12].
2. Обязательства по перевозке грузов
Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки.
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных
условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых
для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная
задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном
использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период,
когда в регулировании экономики преобладали административные начала,
подавляющая часть перевозок планировалась в централизованном порядке.
Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о
планировании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как
правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой
характер[13].
По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов,
пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных
предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства
перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные
средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК).
Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут
приобретать правовые формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном,
автомобильном и воздушном транспорте; б) договоров об организации перевозок
(годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в)
административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того,
иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза
просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем кон сенсуальную
природу[14].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10