Иной порядок буксировки может быть установлен договором. Основная обязанность буксировщика в процессе буксировки состоит в том, чтобы доставить в целости и сохранности буксируемый объект в пункт назначения. Он обязан принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности буксировки и оказывать необходимую помощь команде буксируемого судна или плота. Эта общая обязанность буксировщика на морском транспорте конкретизируется условиями договора.
Законодательство в области речной буксировки более детально формулирует обязанности владельца буксируемого объекта в лице его капитана, шкипера или другого ответственного лица. В соответствии со ст. 135 УВВТ такое лицо обязано принимать меры к обеспечению сохранности груза, такелажа и другого имущества, находящегося на буксируемом плоту или судне, производить при необходимости текущий ремонт судна или плота в пути, а в случае аварии принимать меры к ее ликвидации. Поскольку команда буксируемого судна или плота в оперативном отношении подчинена капитану буксирующего судна, начальник экипажа буксируемого судна обязан своевременно и точно выполнять все указания капитана буксирующего судна по управлению плотом или судном. В этих целях он обязан обеспечить постоянную вахту для выполнения вышеназванных распоряжений, а также для наблюдений за состоянием буксируемого объекта. Обязанности владельца буксируемого судна при морской буксировке определяются условиями договора в зависимости от того, кому поручено общее управление буксировкой.
Распределение обязанностей по управлению буксировкой предопределяет и
ответственность сторон за ущерб, причиненный клиенту и буксировщику. В
случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна,
ответственность за ущерб, причиненный буксируемому объекту или находящемуся
на нем имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За
ущерб, причиненный буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан
буксируемого объекта, отвечает клиент (владелец буксируемого объекта),
поскольку не будет доказано отсутствие его вины. Иной порядок
ответственности в обоих случаях может быть установлен соглашением сторон.
Особо регламентирована буксировка в ледовых условиях. Бремя доказывания
вины буксировщика в этом случае прямо возложено на владельца буксируемого
объекта.
7. Договор транспортной экспедиции
Понятие договора экспедиции. При перевозке грузов возникает
необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций,
связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка,
маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления
или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При
эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители
и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в
адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров,
самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и
экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица,
специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они
выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая
деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется
экспедиционной (от лат. expeditio — отправление). Договор экспедиции
относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием
транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его
субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают
отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы
освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им
операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса.
Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том,
чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать
иные сопутствующие этому услуги.
Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).
Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо
консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных
услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в
частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию
он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор
оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с
такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное
оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок
и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В
отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг непосредственно
связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться
как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.
Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что правила главы 39 о
возмездием оказании услуг не распространяются на экспедиционные услуги. В
то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о
поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции. Ранее такая
возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского
законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении,
когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он
действовал от собственного имени. В настоящее время ст. 801 ГК косвенно
подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора
заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени.
Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его
исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования
как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК). Таким образом, экспедицию
следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.
Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК). Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.
ГК впервые выделил договор транспортной экспедиции в отдельную главу,
хотя и раньше самостоятельная природа этого обязательства не подвергалась
серьезным сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой главе, имеют самый общий
характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 ГК должен быть принят
специальный закон о транспортно-экспедиционной деятельности. В его
отсутствие сохраняют силу правила действующих транспортных уставов и
кодексов, посвященные экспедиции (ст. 68 УЖД, ст. 78 УВВТ и др.). Более
подробной регламентации подверглась экспедиционная деятельность
автомобильного транспорта, наиболее часто выступающего экспедитором ввиду
своей специфики. В УАТ содержится особая глава об экспедиции (раздел VIII).
Кроме того, существуют специальные документы ведомственного и
межведомственного характера (правила транспортно-экспедиционного
обслуживания). Они сохраняют силу в части, не противоречащей главе 41 ГК.
К вопросам, не имеющим в настоящее время специального нормативного разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК.
Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются клиент —
сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор — сторона, которая
оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица
(прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник),
заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора
может выступать только предприниматель (коммерческая организация или
физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-
экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная
организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное
подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения,
комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих
обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции.
При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение
договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК).
Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.
Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК).
Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании
договора присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору
доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в
частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени
клиента).
Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций (например, отправки или получения партии груза), заключаются разовые договоры экспедиции. Отношения сторон в этом случае могут оформляться путем подачи клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При' наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании заключаются длительные договоры.
Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое экспедитору, следует отличать от компенсации расходов, понесенных последним при осуществлении своей деятельности (по внесению провозной платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и пр.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10