Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных
условиях. Прежде всего это касается ответственности перевозчика за
несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате,
недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность
выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении
срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает
наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и
сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча
груза—несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его
первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате,
недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза
(коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен
перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не
имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими
документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).
Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.
Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при морских
перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за
несохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата
(повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие действий
и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении
или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда
они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность
только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к
перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче
(за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках
перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки,
но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).
Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а) особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств; б) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.); д) в других случаях (ст. 166 КТМ). При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.
Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда перевозчик может освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств (ст. 109 ТУЖД, ст. 192, 193 УВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца[25]. К ним, в частности, относятся: а) прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или иными средствами фиксации сохранности груза, установленными им; б) прибытие груза в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или получателя; в) недостоверность, неточность или неполнота сведений, указанных в перевозочном документе; г) естественные причины связанные с перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе); д) естественная убыль груза в пределах нормы.
Виды имущественной ответственности. Одним из признаков ответственности
в обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во
многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа).
Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК,
транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон
(например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).
Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной
обязанности. Ответственность за неподачу транспортных средств или за их
неиспользование как в новых уставах и кодексах, так и в актах Союза ССР
исторически рассматривается как ответственность за невыполнение заявки
(плана перевозок) и имеет характер исключительной неустойки (ст. 105 ТУЖД,
ст. 180 УВВТ, ст. 127 УАТ и др.). Санкции, предусмотренные в них,
взыскиваются либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в
процентном отношении к провозной плате[26]. В настоящее время в
соответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по
соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение
ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и
уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с
организацией перевозочного процесса, применяемых к отправителям и
получателям. Так, на железнодорожном транспорте ст. 113—117, ст. 120—123
ТУЖД, ст. 21 Закона РФ «О федеральном железнодорожном транспорте», помимо
штрафов за невыполнение плана перевозок, упоминают штрафы за: а)
использование без разрешения вагонов и контейнеров; б) задержку (простой)
вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой; в)
нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт,
повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз вагонов, контейнеров
сверх грузоподъемности; д) неочистку подвижного состава после выгрузки; е)
повреждение или утрату подвижного состава; ж) неправильное указание в
накладной наименования и свойств груза, а также за предъявление груза,
запрещенного к перевозке. Причем в ряде случаев неустойка носит
кумулятивный по отношению к убыткам характер (например, ст 113 ТУЖД), а
сами штрафы на железнодорожном транспорте, в отличие от других видов
транспорта, взыскиваются сторонами в безакцептном порядке (ст. 124 ТУЖД).
Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза
ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта
часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или
недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую
понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного
груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к
перевозке с объявлением его ценности,— в размере объявленной стоимости
груза (п. 2 ст. 796 ГК)[27]. Для определения стоимости груза применяется
несколько способов. Доказательством стоимости груза прежде всего является
его цена, указанная в счете продавца или в договоре. В Законе РФ «О
федеральном железнодорожном транспорте» указано, что цена, указанная в
счете или договоре, определяется с учетом налога на добавленную стоимость и
инфляции (п. 3 ст. 20). При отсутствии счета или договорной цены
применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены,
которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные
товары, например на бирже (п. 3 ст. 424 Закона, ст. 110 ТУЖД, ст. 169 КТМ).
На морском транспорте в случае, если род и вид, а также стоимость груза не
были объявлены отправителем до погрузки и не были внесены в коносамент,
ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза не может
превышать определенной в законе твердой ставки за каждое место груза (либо
за 1 кг груза)[28]. Однако морской перевозчик теряет право на ограничение
ответственности, когда доказана его вина в форме умысла или грубой
неосторожности. Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на
дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с
возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает
отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза,
если она не входит в стоимость груза.
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей —
просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф,
который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной
неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в
зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность
также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793
ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже
гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан
возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.
От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии (гл. XVI КТМ).
Общая авария характеризуется прежде всего тем, что убытки причиняются
намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки
(отсюда и ее название, ст. 284 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в
уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях спасания
на море груз выбрасывается за борт); б) в каких-либо расходах (например,
расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за
несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с
мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза
выбрасывается за борт) и т. д. Перечень убытков (расходов), которые
считаются общей аварией, является примерным (ст. 286,287 КТМ), а нормы,
регламентирующие ее последствия, — диспозитивными (ст. 285 КТМ)[29]. Убытки
признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или
пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных
и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них
опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария
признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее
животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу,
но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового
ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит
общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с
обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами
эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков,
не являющихся общей аварией, дан в ст. 297 КТМ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10