Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

— если лицо застигнуто при совершении преступле­ния или непосредственно после его совершения;

— если очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

— если на одежде подозреваемого, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК РСФСР).

Задержание может быть произведено, например, если на одежде подозреваемого обнаружены следы наркоти­ков. Для того чтобы получить необходимые доказательст­ва, необходимо произвести освидетельствование лица. Закон допускает возможность задержания и в тех случаях, когда лицо пытается совершить побег, когда не установ­лена его личность или лицо не имеет постоянного места жительства.

О каждом случае задержания дознаватель составляет протокол, который утверждается начальником таможен­ного органа.

По каждому факту задержания по подозрению в со­вершении преступления таможенный орган должен пись­менно в течение 24 часов уведомить прокурора, осущест­вляющего надзор за законностью действий данного орга­на дознания.

Если задерживается иностранный гражданин, началь­ник органа дознания  обязан  доложить  об  этом в  Государ­ственный  таможенный  комитет РФ.

По уголовным де­лам адвокат оказывает помощь лицам, привлеченным к ответственности, в качестве защитника.

Как правило, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу участие защитника возможно и до предъявле­ния обвинения — с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения (ч. 1 ст. 47 УПК РСФСР).

Поэтому лицо, задержанное по подозрению в совер­шении таможенного преступления, имеет право пригла­сить защитника.

Основания для проведения осмотра установлены ст. 178 УПК РСФСР. Возможен осмотр места происшествия, помещения, предметов, документов. Осмотр проводится с целью обнаружения следов преступления, других веще­ственных доказательств.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия проводится до возбуждения дела.

Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводит­ся с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмот­ру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыс­ке и задержании лица. К проведению осмотра, когда не­обходимо установить качество предметов, фабричную мар­кировку и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста.

Ответ на этот вопрос зависит от того, требуется ли по данному делу проводить предварительное следствие  нет.

По контрабанде, например  предварительного следствия обязательно, поэтому прекращение уголовного дела на стадии дознания недопустимо. Дознаватель обязан составить постановление о направлении дела следователю.

По другим делам, по которым предварительное след­ствие не обязательно (таможенные преступления к ним не относятся), возможно прекращение дела постановле­нием органа дознания.

1.4.  Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.

Характер и содержание оперативно-розыскной деятельнос­ти определены Уголовно-процессуальным кодексом, Федераль­ным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Рос­сийской Федерации" от 12 августа 1995 г. В Таможенном ко­дексе соответствующие нормы содержатся в главе 36.

В федеральном законе она определена как вид госу­дарственной деятельности, которая осуществляется глас­но и негласно соответствующими подразделениями госу­дарственных органов посредством проведения оператив­но-розыскных мероприятий в целях защиты собственнос­ти, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Специфика оперативно-розыскной деятельности тамо­женных органов состоит в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросам международных таможенных организаций, та­моженных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.

Самостоятельным направлением оперативно-розыскной деятельности таможенных органов является обеспечение их собственной безопасности.

Таможенный кодекс не раскрывает содержания опера­тивно-розыскной деятельности. Она проводится в пол­ном соответствии с Законом от 12 августа 1995 г.

Статья 6 Закона детализирует полномочия органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Им предоставляется право: применять опрос граждан; наво­дить справки; сбирать образцы для сравнительного ис­следования; исследовать предметы и документы; прово­дить наблюдения; производить отождествление личнос­ти; обследовать помещения, сооружения, участки мест­ности и транспортные средства; контролировать постав­ки. Кроме того, им предоставлено право контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, а также прослушивать телефонные переговоры.

Организация и тактика проведения оперативно-розыск­ных мероприятий составляют государственную тайну.

В ходе проведения таких мероприятий могут исполь­зоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка. В практике таможенных органов применяются и такие технические средства для обнару­жения тайников с предметами контрабанды, как рентге­новские аппараты и приборы для обнаружения металлов.

Основания проведения оперативно-розыскных меро­приятий для таможенных органов — те же, что и для ос­тальных правоохранительных органов. Определены они в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности в Рос­сийской Федерации" от 12 августа 1995 г.

Такие меры применяются не только после возбужде­ния уголовного дела, но и при получении сведений о под­готавливаемом преступлении. Сведения могут быть полу­чены, например, по результатам таможенного контроля. Располагая ими, таможенные органы могут проводить оперативную проверку.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются также поручение следователя, ука­зание прокурора, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов ино­странных государств в соответствии с договорами о пра­вовой помощи.

В ранее действовавшем Законе "Об оперативно-розыск­ной деятельности" от 13 марта 1992 г. такие мероприятия не предусматривались. Контролируемые поставки харак­терны для таможенной сферы. Поэтому они предусмот­рены таможенным законодательством.

Глава 37 Таможенного кодекса предусматривает поря­док проведения контролируемых поставок, прежде всего наркотических средств и психотропных веществ. Вызва­но это возросшей опасностью распространения наркоти­ков в Российской Федерации. Государственная граница используется наркобизнесом для ввоза наркотиков в страну или транзита через ее территорию. Контролируемые по­ставки выполняют роль барьера к его распространению.

Ст. 227 Таможенного кодекса определяет цель исполь­зования такого метода — пресечение международного не­законного оборота наркотических средств и психотроп­ных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обо­роте. В каждом случае таможенные органы РФ действуют в соответствии с договоренностью с таможенными и дру­гими компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров.

Суть контролируемой поставки состоит в том, что под контролем таможенных органов допускается ввоз в стра­ну и вывоз из нее или транзит наркотических средств и пси­хотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Государственным таможенным комитетом РФ. Если страной назначения является ино­странное государство, уголовное дело в Российской Фе­дерации не возбуждается, а о принятом решении немедленно уведомляется прокуратура. Указанный метод может использоваться и в других определенных законом случаях.

С принятием нового Закона об оперативно-розыскной деятельности контролируемые поставки отнесены к ней В соответствии с Законом контролируемая поставка пред­метов, веществ и продукции, свободная реализация кото­рых запрещена либо оборот которых ограничен, прово­дится на основании постановления, утвержденного руко­водителем органа, осуществляющего оперативно-розыск­ную деятельность.

 

1.5. Проведение оперативно-розыскных действий

 связано с ограничением прав граждан

Обеспечение законности проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий предусмотрено ст. 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ".

При проведении оперативно-розыскных действий, свя­занных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений, а также с нарушением консти­туционного права на неприкосновенность жилища, тамо­женный орган, как и любой другой правоохранительный орган, проводящий оперативно-розыскные действия, обя­зан представить материалы судье, который рассматривает их единолично и принимает решение о возможности их проведения либо отказывает в этом. Для решения вопро­са судья может потребовать предоставить дополнитель­ный материал.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О не­которых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ" от 24 декабря 1995 г. рекомендует судам принимать такие материалы к рассмотрению неза­медлительно. Суды не могут отказать в их рассмотрении.

Закон также определяет характер информации, распо­лагая которой допустимо проводить оперативно-розыск­ных мероприятия, ограничивающие конституционные пра­ва граждан. Подобная информация включает сведения о том, что имеются признаки подготавливаемого, соверша­емого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обя­зательно, либо о лицах, участвующих в нем. Проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий допусти­мо, если имеются сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономичес­кой или экологической безопасности Российской Феде­рации.

Как отмечалось выше, проведение оперативно-розыск­ных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, возможно только на основании судебного решения. Но из этого правила имеется исключение.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления (контра­банда, например, относится к тяжким преступлениям), а также если имеются данные об угрозе безопасности стра­ны, допустимо проведение оперативно-розыскных меро­приятий по постановлению руководителя органа, осущест­вляющего такую деятельность, в течение 24 часов с обяза­тельным последующим уведомлением суда (судьи). В те­чение 48 часов с начала проведения оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение. 

Данные, полученные в результате оперативно-розыск­ных действий, сами по себе доказательственного значе­ния не имеют. Но они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий. Резуль­таты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела представляться в орган дознания, следователю или в cyд.  Для того чтобы их можно было использовать в качеств доказательств, они должны быть проверены и оформлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, то есть как протоколы допросов свидетелей, протоколы осмотра и т. 1д.






III.   ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ

 ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

2.1.  Каким образом заводятся дела о нарушении таможенных правил.

Таможенное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил. Он предполагает две стадии:

а) производство по делу;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты