Присвоение или растрата есть формы хищения чужого имущества, вверенного виновному (ст. 160 УК РФ). Наказываются они штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Повышенную ответственность несут лица, совершившие присвоение или растрату вверенного им имущества, если совершили их группой по предварительному сговору; либо неоднократно; либо лицо использовало свое служебное положение.
Повышенная ответственность предусмотрена за совершение такого преступления в крупном размере. Максимальное наказание определено в 10 лет лишения свободы.
2.7. Таможенное обследование, осмотр.
Таможенное обследование — совершенно новый вид процессуальных действий, предусмотренный только таможенным законодательством.
Таможенное обследование проводится в случаях, если имеются основания полагать, что на территории либо в помещении лиц или в принадлежащем им транспорте находятся предметы или документы, которые могут служить доказательствами при привлечении к ответственности.
В отличие от Таможенного кодекса СССР в новом таможенном законодательстве подробно определена процедура проведения таможенного обследования. О проведении таможенного обследования выносится мотивированное постановление. Обследование проводится в присутствии понятых, в нем участвует лицо, чьи территории, помещения или транспорт обследуются. В необходимых случаях могут приглашаться специалисты.
Перед началом таможенного обследования такому лицу предъявляется постановление о его проведении, с которым оно знакомится под расписку. Затем предлагается добровольно показать территорию, помещения или транспорт, где предположительно могут находиться предметы, для обнаружения которых проводится обследование.
В случае отказа таможенные органы праве сделать это самостоятельно.
Обнаруженные в ходе таможенного обследования предметы, имеющие отношение к делу о нарушении таможенных правил, изымаются в том же порядке, в каком производится изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов. О проведении таможенного обследования составляется протокол.
При проведении таможенного обследования возможно использование технических средств, применение фото- и киносъемки, видеозапись:
Осмотр — процессуальное действие, предусмотренное при расследовании уголовных дел. Таможенный кодекс ввел его в систему процессуальных действий при производстве и рассмотрении по делам о нарушении таможенных правил.
При осуществлении таможенной деятельности возможны различные виды осмотра. В случае составления протокола о нарушении таможенных правил, при изъятии товаров, документов и иных предметов осмотр не является самостоятельным процессуальным действием.
Самостоятельным процессуальным действием осмотр может быть в двух случаях:
— при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления либо в результате ранее проведенные процессуальных действий, когда у должностного лица таможенного органа могут оказаться предметы, документы, которые требуется осмотреть.
— при согласии владельца товаров, документов и других предметов на их осмотр.
Осмотр проводится в целях обнаружения следов правонарушения и вещественных доказательств, выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела о нарушении таможенных правил.
Объектом осмотра могут быть местность, помещение, товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы.
Осмотр проводится в присутствии понятых; в его проведении, кроме лица, привлекаемого к ответственности, могут участвовать свидетели и специалист. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.
По делам об административных правонарушениях проведение опоздания не предусмотрено. Таможенным законодательством это процессуальное действие воспринято из уголовного процесса с тем лишь отличием, что следователь может предъявить для опознания лицо или предмет. При производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил предметом опознания могут быть товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы. Физические лица предъявлению на опознание не подлежат.
Таможенный кодекс устанавливает круг лиц, которые могут быть опознающими. К ним относятся:
- привлекаемые к ответственности физические и должностные лица, а также руководители, заместители руководителя предприятия, учреждения или организации;
- граждане-предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- свидетели;
Общее требование проведения опознания – предварительный опрос опознающего об обстоятельствах, при которых он наблюдал предметы, которые ему предстоит опознавать, и их признаках.
При проведении опознания присутствуют понятые. Предметы предъявляются в группе однородных предметов. Результаты опознания фиксируются в протоколе.
Получение необходимой информации от государственных органов и лиц является самостоятельным процессуальным действием. Информация, полученная по письменному запросу, может составлять служебную и государственную тайну. В законе установлен прямой запрет неразглашения полученной информации. Она может быть использована только для разрешения дела о нарушении таможенных правил. Более того, должностные лица таможенного органа обязаны обеспечить неразглашение таких сведений. Им запрещается использовать такую информацию в личных целях, передавать ее третьим лицам, а также иным государственным органам, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Таможенное законодательство требует полной конфиденциальности информации, могущей нанести ущерб правам и интересам лица, предоставившего ее.
Статья 303 Таможенного кодекса содержит норму о недопустимости оглашения материалов по делу о нарушении таможенных правил. Фактические данные, содержащиеся в деле, а также данные о лицах, привлекаемых к ответственности, могут быть оглашены до рассмотрения дела только с разрешения руководства таможенных органов.
Указанные меры применяются лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие возможности для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности и инвентаризация товаров и транспортных средств проводятся на основании постановления начальника таможни либо вышестоящего таможенного органа. Состав ревизоров и специалистов должен быть утвержден таможенным органом, назначившим их проведение.
Результаты сообщаются проверяемому лицу не позднее пятидневного срока после завершения работы.
Порядок проведения ревизий, проверок, инвентаризаций и оформления их результатов определяется законодательством РФ.
2.8. Порядок назначения экспертизы.
При необходимости проведения экспертизы должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление, в котором указываются основания для назначения экспертизы, кому поручено ее проведение (таможенная лаборатория или иное учреждение), вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставленные в распоряжение эксперта.
Для проведения экспертизы может возникнуть необходимость предоставить в распоряжение эксперта образцы подписи, почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов. Взятие проб и образцов производится, как правило, у лиц, привлеченных к ответственности, но закон не устанавливает ограничения круга таких лиц.
В отличие от обвиняемых, привлекаемых за совершение уголовных преступлений, лица, совершившие нарушение таможенных правил, не знакомятся с постановлением о назначении экспертизы и с вопросами, поставленными перед экспертом.
Такая возможность у них появляется после окончания производства по делу. При рассмотрении дела с постановлением о назначении экспертизы и с ее заключением может знакомиться также и адвокат.
Лицо, привлеченное к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы. Ходатайство рассматривает должностное лицо, в производстве или на рассмотрении которого находится дело.
Ходатайство может содержать просьбу о назначении эксперта из указанных им лиц, присутствовать при проведении экспертизы, давать объяснения эксперту.
Лицо, привлеченное к ответственности, вправе заявить отвод эксперту; оно вправе также ставить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта.
При отказе в удовлетворении ходатайства выносится мотивированное постановление либо мотивы отказа излагаются в постановлении о наложении взыскания.
2.9. Требования предъявляются к составлению протоколов процессуальных действий таможенных органов.
Требования, предъявляемые к составлению протокола, определены ст. 349 ТК. Обязательно должны быть указаны сведения о каждом лице, участвовавшем в проведении процессуального действия, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком.
В протоколе должны раскрываться содержание процессуального действия и последовательность его проведения, выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства. Если применялись технические средства, соответствующая запись должна быть сделана в протоколе. К протоколу прилагаются фотоснимки и негативы, киноленты, видеозаписи и фонограммы, схемы, планы, чертежи, выполненные при производстве действия.
Протокол прочитывается всем лицам, участвовавшим в проведении действия или присутствовавшим при этом. Им должно быть разъяснено право делать замечания с последующим внесением их в протокол. Замечания могут быть приобщены к протоколу.
Протокол подписывается должностным лицом и всеми лицами, участвовавшими или присутствовавшими при проведении процессуального действия.
В определенных законом случаях копия протокола вручается под расписку. Это происходит при доставлении лица в таможенный орган; административном задержании; проведении изъятия товаров, транспортных средств, документов; наложении ареста на имущество; проведении таможенного обследования.
В случае отказа подписать протокол в нем делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью должностного лица, составившего протокол, а также подписями понятых, если они присутствовали при проведении процессуального действия.
Отказавшемуся от подписи должна быть предоставлена возможность изложить мотивы отказа. Они также заносятся в протокол либо приобщаются к нему.
IV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
3.1 Порядок направления дела о нарушении таможенных
правил на рассмотрение.
По окончании производства по делу должностное лицо, у которого оно находится, передает материалы дела начальнику этого таможенного органа или его заместителю.
Срок, в течение которого дело должно быть передано, дифференцируется в зависимости от того, кто является субъектом правонарушения.
Дело в отношении физического или должностного лица должно быть передано не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока наложения взыскания, в отношении предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — не позднее месяца.
3.2 Условия прекращения производства до передачи
дела на рассмотрение.
При наличии оснований для прекращения дела (ст. 291 ТК) должностное лицо, в производстве которого дело находилось, выносит постановление, в котором излагает существо дела, основания прекращения производства. Решается вопрос об изъятых товарах, документах, об имуществе, на которое наложен арест, о вещественных доказательствах.
Постановление вступает в силу после его утверждения начальником (его заместителем) таможенного органа, у должностного лица которого находилось в производстве это дело.
Копия постановления о прекращении производства по делу в трехдневный срок вручается или высылается лицу, в отношении которого оно велось.
3.3. Таможенные органы рассматривающие дела о
нарушении таможенных правил.
Таможенный кодекс содержит подробный перечень органов, правомочных рассматривать дела о нарушении таможенных правил.
Дела о нарушениях, допущенных физическими и должностными лицами, рассматриваются должностными лицами, которые вели производство по этим делам. Положение это важно с точки зрения обеспечения оперативности рассмотрения.
Решение об ответственности за нарушение таможенного правила может быть принято на уровне руководства таможенных постов по фактам, выявленным в ходе таможенного контроля. Во всех остальных случаях при привлечении к ответственности юридических лиц и граждан-предпринимателей дело рассматривается таможней РФ, должностное лицо которой или ее нижестоящего таможенного поста вело производство по делу.
Таможня может принять к рассмотрению дело о нарушении таможенных правил, если к ответственности привлекается физическое лицо и производство вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста.
Региональное таможенное управление РФ может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому велось в таможенном органе данного региона. Региональное таможенное управление может передать на рассмотрение в любой таможенный орган региона с тем, однако, чтобы в отношении должностного лица, юридического лица, а также лица, занимающегося предпринимательское деятельностью без образования юридического лица, рассматривались только таможней.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что действительно правоохранительная деятельность таможенных органов является, одной из важнейших форм государственного контроля.
Таможни Российской Федерации, являясь правоохранительными органами, компетентны решать все вопросы, касающиеся осуществления таможенного дела на своей территории. Как и региональные управления, таможни осуществляют проведение на своей территории таможенной политики независимо от того, идет ли речь о перемещении через таможенную границу или о борьбе с контрабандой или иными преступлениями в этой сфере.
Таможенные посты — неотъемлемая часть единой системы таможенных органов. Основная задача их состоит в реализации мер по обеспечению экономической безопасности.
ГТК РФ может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенное на территории страны, либо передать его на рассмотрение в любой другой таможенный орган.
Дело о нарушении таможенных правил рассматривается от имени ГТК уполномоченным должностным лицом этого комитета.
VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Таможенный кодекс РФ.
2. Современное таможенное законодательство.
авторы: А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова
3. Практикум по таможенному праву России.
автор: И.М. Чемакин
4. Комментарии к таможенному кодексу.
Козылин А.Н.
5. “Хозяйство и право” - журнал №5 от 1998г.