Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Присвоение или растрата есть формы хищения чужого имущества, вверенного виновному (ст. 160 УК РФ). Нака­зываются они штрафом в размере от 200 до 500 минималь­ных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Повышенную ответственность несут лица, совершив­шие присвоение или растрату вверенного им имущества, если совершили их группой по предварительному сгово­ру; либо неоднократно; либо лицо использовало свое слу­жебное положение.

Повышенная ответственность предусмотрена за совер­шение такого преступления в крупном размере. Макси­мальное наказание определено в 10 лет лишения свободы.

2.7.  Таможенное обследование, осмотр.

Таможенное обследование — совершенно новый вид процессуальных действий, предусмотренный только та­моженным законодательством.

Таможенное обследование проводится в случаях, если имеются основания полагать, что на территории либо в помещении лиц или в принадлежащем им транспорте находятся предметы или документы, которые могут служить доказательствами при привлечении к ответственности.

В отличие от Таможенного кодекса СССР в новом та­моженном законодательстве подробно определена процедура проведения таможенного обследования. О проведе­нии таможенного обследования выносится мотивирован­ное постановление. Обследование проводится в присут­ствии понятых, в нем участвует лицо, чьи территории, помещения или транспорт обследуются. В необходимых случаях могут приглашаться специалисты.

Перед началом таможенного обследования такому лицу предъявляется постановление о его проведении, с кото­рым оно знакомится под расписку. Затем предлагается добровольно показать территорию, помещения или транс­порт, где предположительно могут находиться предметы, для обнаружения которых проводится обследование.

В случае отказа таможенные органы праве сделать это самостоятельно.

Обнаруженные в ходе таможенного обследования пред­меты, имеющие отношение к делу о нарушении таможен­ных правил, изымаются в том же порядке, в каком произ­водится изъятие товаров, транспортных средств, докумен­тов и иных предметов. О проведении таможенного обсле­дования составляется протокол.

При проведении таможенного обследования возможно использование технических средств, применение фото- и киносъемки, видеозапись:

Осмотр — процессуальное действие, предусмотренное при расследовании уголовных дел. Таможенный кодекс ввел его в систему процессуальных действий при производстве и рассмотрении по делам о нарушении таможенных правил.

При осуществлении таможенной деятельности возмож­ны различные виды осмотра. В случае составления прото­кола о нарушении таможенных правил, при изъятии то­варов, документов и иных предметов осмотр не является самостоятельным процессуальным действием.

Самостоятельным процессуальным действием осмотр может быть в двух случаях:

— при проведении таможенного контроля, производ­стве таможенного оформления либо в результате ранее проведенные процессуальных действий, когда у должност­ного лица таможенного органа могут оказаться предметы, документы, которые требуется осмотреть.

— при согласии владельца товаров, документов и дру­гих предметов на их осмотр.

Осмотр проводится в целях обнаружения следов пра­вонарушения и вещественных доказательств, выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела о нарушении таможенных правил.

Объектом осмотра могут быть местность, помещение, товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы.

Осмотр проводится в присутствии понятых; в его про­ведении, кроме лица, привлекаемого к ответственности, могут участвовать свидетели и специалист. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.

По делам об административных правонарушениях про­ведение опоздания не предусмотрено. Таможенным зако­нодательством это процессуальное действие воспринято из уголовного процесса с тем лишь отличием, что следователь может предъявить для опознания лицо или предмет. При производстве и рассмотрении дел о нарушении таможен­ных правил предметом опознания могут быть товары, транс­портные средства, документы на них и иные предметы. Физические лица предъявлению на опознание не подлежат.

Таможенный кодекс устанавливает круг лиц, которые могут быть опознающими. К ним относятся:

-   привлекаемые к ответственности физические и долж­ностные лица, а также руководители, заместители руко­водителя предприятия, учреждения или организации;

- граждане-предприниматели, занимающиеся предприни­мательской деятельностью без образования юридического лица;

-         свидетели;

Общее требование проведения опознания – предварительный опрос опознающего об обстоятельствах, при которых он наблюдал предметы, которые ему предстоит опознавать, и их признаках.

При проведении опознания присутствуют понятые. Предметы предъявляются в группе однородных предметов. Результаты опознания фиксируются в протоколе.

Получение необходимой информации от государственных органов и лиц является самостоятельным про­цессуальным действием. Информация, полученная по письменному запросу, может составлять служебную и го­сударственную тайну. В законе установлен прямой запрет неразглашения полученной информации. Она может быть использована только для разрешения дела о нарушении таможенных правил. Более того, должностные лица тамо­женного органа обязаны обеспечить неразглашение таких сведений. Им запрещается использовать такую информа­цию в личных целях, передавать ее третьим лицам, а так­же иным государственным органам, за исключением слу­чаев, прямо предусмотренных законом. Таможенное за­конодательство требует полной конфиденциальности ин­формации, могущей нанести ущерб правам и интересам лица, предоставившего ее.

Статья 303 Таможенного кодекса содержит норму о недопустимости оглашения материалов по делу о нару­шении таможенных правил. Фактические данные, содер­жащиеся в деле, а также данные о лицах, привлекаемых к ответственности, могут быть оглашены до рассмотрения дела только с разрешения руководства таможенных орга­нов.

Указанные меры применяются лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие возможности для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятель­ности и инвентаризация товаров и транспортных средств проводятся на основании постановления начальника та­можни либо вышестоящего таможенного органа. Состав ревизоров и специалистов должен быть утвержден тамо­женным органом, назначившим их проведение.

Результаты сообщаются проверяемому лицу не позд­нее пятидневного срока после завершения работы.

Порядок проведения ревизий, проверок, инвентариза­ций и оформления их результатов определяется законо­дательством РФ.

2.8. Порядок назначения экспертизы.

При необходимости проведения экспертизы должност­ное лицо, в производстве которого находится дело, выно­сит постановление, в котором указываются основания для назначения экспертизы, кому поручено ее проведение (таможенная лаборатория или иное учреждение), вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предостав­ленные в распоряжение эксперта.

Для проведения экспертизы может возникнуть необ­ходимость предоставить в распоряжение эксперта образ­цы подписи, почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов. Взятие проб и образцов производится, как правило, у лиц, привлеченных к ответственности, но за­кон не устанавливает ограничения круга таких лиц.

В отличие от обвиняемых, привлекаемых за соверше­ние уголовных преступлений, лица, совершившие нару­шение таможенных правил, не знакомятся с постановле­нием о назначении экспертизы и с вопросами, постав­ленными перед экспертом.

Такая возможность у них появляется после окончания производства по делу. При рассмотрении дела с поста­новлением о назначении экспертизы и с ее заключением может знакомиться также и адвокат.

Лицо, привлеченное к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе ходатайствовать о назначе­нии дополнительной либо повторной экспертизы. Хода­тайство рассматривает должностное лицо, в производстве или на рассмотрении которого находится дело.

Ходатайство может содержать просьбу о назначении эксперта из указанных им лиц, присутствовать при про­ведении экспертизы, давать объяснения эксперту.

Лицо, привлеченное к ответственности, вправе заявить отвод эксперту; оно вправе также ставить дополнитель­ные вопросы для получения по ним заключения экспер­та.

При отказе в удовлетворении ходатайства выносится мотивированное постановление либо мотивы отказа из­лагаются в постановлении о наложении взыскания.



2.9. Требования предъявляются к составлению протоколов процессуальных действий таможенных органов.

Требования, предъявляемые к составлению протокола, оп­ределены ст. 349 ТК. Обязательно должны быть указаны сведе­ния о каждом лице, участвовавшем в проведении процессуаль­ного действия, а в необходимых случаях — его адрес, граждан­ство, сведения о том, владеет ли он русским языком.

В протоколе должны раскрываться содержание процес­суального действия и последовательность его проведения, выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства. Если применялись технические средства, соответствующая запись должна быть сделана в протоко­ле. К протоколу прилагаются фотоснимки и негативы, ки­ноленты, видеозаписи и фонограммы, схемы, планы, чер­тежи, выполненные при производстве действия.

Протокол прочитывается всем лицам, участвовавшим в проведении действия или присутствовавшим при этом. Им должно быть разъяснено право делать замечания с последующим внесением их в протокол. Замечания могут быть приобщены к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом и все­ми лицами, участвовавшими или присутствовавшими при проведении процессуального действия.

В определенных законом случаях копия протокола вру­чается под расписку. Это происходит при доставлении лица в таможенный орган; административном задержании; про­ведении изъятия товаров, транспортных средств, докумен­тов; наложении ареста на имущество; проведении тамо­женного обследования.

В случае отказа подписать протокол в нем делается со­ответствующая отметка, которая удостоверяется подпи­сью должностного лица, составившего протокол, а также подписями понятых, если они присутствовали при про­ведении процессуального действия.

Отказавшемуся от подписи должна быть предоставле­на возможность изложить мотивы отказа. Они также за­носятся в протокол либо приобщаются к нему.






IV.  РАССМОТРЕНИЕ   ДЕЛ  О   НАРУШЕНИИ

ТАМОЖЕННЫХ   ПРАВИЛ


3.1 Порядок направления дела о нарушении таможенных

 правил на рассмотрение.

По окончании производства по делу должностное лицо, у которого оно находится, передает материалы дела на­чальнику этого таможенного органа или его заместителю.

Срок, в течение которого дело должно быть передано, дифференцируется в зависимости от того, кто является субъектом правонарушения.

Дело в отношении физического или должностного лица должно быть передано не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока наложения взыскания, в отношении предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — не позднее месяца.

3.2  Условия прекращения производства до передачи

 дела на рассмотрение.

При наличии оснований для прекращения дела (ст. 291 ТК) должностное лицо, в производстве которого дело на­ходилось, выносит постановление, в котором излагает су­щество дела, основания прекращения производства. Ре­шается вопрос об изъятых товарах, документах, об имуществе, на которое наложен арест, о вещественных дока­зательствах.

Постановление вступает в силу после его утверждения начальником (его заместителем) таможенного органа, у должностного лица которого находилось в производстве это дело.

Копия постановления о прекращении производства по делу в трехдневный срок вручается или высылается лицу, в отношении которого оно велось.


3.3.         Таможенные органы рассматривающие дела о

нарушении таможенных правил.


Таможенный кодекс содержит подробный перечень органов, правомочных рассматривать дела о нарушении таможенных правил.

Дела о нарушениях, допущенных физическими и долж­ностными лицами, рассматриваются должностными ли­цами, которые вели производство по этим делам. Поло­жение это важно с точки зрения обеспечения оператив­ности рассмотрения.

Решение об ответственности за нарушение таможен­ного правила может быть принято на уровне руководства таможенных постов по фактам, выявленным в ходе тамо­женного контроля. Во всех остальных случаях при при­влечении к ответственности юридических лиц и граждан-предпринимателей дело рассматривается таможней РФ, должностное лицо которой или ее нижестоящего тамо­женного поста вело производство по делу.

Таможня может принять к рассмотрению дело о нару­шении таможенных правил, если к ответственности при­влекается физическое лицо и производство вело долж­ностное лицо нижестоящего таможенного поста.

Региональное таможенное управление РФ может при­нять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому велось в таможенном органе данного регио­на. Региональное таможенное управление может передать на рассмотрение в любой таможенный орган региона с тем, однако, чтобы в отношении должностного лица, юридического лица, а также лица, занимающегося предпринимательское деятельностью без образования юридического лица, рассматривались только таможней.































V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что действительно правоохранительная деятельность таможенных органов является, одной из важнейших форм государственного контроля.

Таможни Российской Федерации, являясь правоохра­нительными органами, компетентны решать все вопро­сы, касающиеся осуществления таможенного дела на своей территории. Как и региональные управления, таможни осуществляют проведение на своей территории таможен­ной политики независимо от того, идет ли речь о переме­щении через таможенную границу или о борьбе с контра­бандой или иными преступлениями в этой сфере.

Таможенные посты — неотъемлемая часть единой систе­мы таможенных органов. Основная задача их состоит в реа­лизации мер по обеспечению экономической безопасности.

ГТК РФ может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенное на территории страны, либо передать его на рассмотрение в любой другой таможенный орган.

Дело о нарушении таможенных правил рассматривается от имени ГТК уполномоченным должностным  лицом этого комитета.

VII.        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1.     Таможенный кодекс РФ.

2.     Современное таможенное законодательство.

авторы: А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова

3.     Практикум по таможенному праву России.

автор: И.М. Чемакин

4.     Комментарии к таможенному кодексу.

Козылин А.Н.

5. “Хозяйство и право”  - журнал №5  от 1998г.





















Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты