Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

б) рассмотрение дела по существу.

Производство по делу заключается в сборе доказа­тельств, проведении конкретных процессуальных дейст­вий. На второй стадии (рассмотрения дела) на основании собранного материала и оценки доказательств решается вопрос о наложении взыскания.

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил является видом административного расследование которое, как известно, заключается в выявлении факта и обстоятельств правонарушения, данных о виновных оканчивается составлением протокола.

Но таможенное законодательств не дублирует административное расследование и не только его регламентирует, расширяет круг лиц участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, предусматривает проведение таких действий, которые характерны для совершенно иной отрасли права — уголовного процесса (осмотр, предъявление для опознания). Устанав­ливается новый вид процессуальных действий — прове­дение таможенного обследования. 

Поводы для этого могут быть разные, все они опреде­лены законом. Прежде всего, признаки нарушения тамо­женных правил могут быть обнаружены должностными лицами таможни. По каждому такому факту немедленно составляется протокол.

Кроме того, поводом для заведения дела могут послу­жить сообщения и заявления российских и иностранных граждан, а также сообщения в средствах массовой инфор­мации. В таможенные органы могут быть направлены материалы из других правоохранительных, контролирую­щих и иных государственных органов, что тоже может служить поводом для заведения дела.

Помимо поводов, существуют основания для заведения дела. Такими основаниями являются достаточные данные, которые указывают на признаки нарушения таможенных правил. 

Заведению дела предшествует проверка фактов, изло­женных в поступившем сообщении. Проверяется также личность правонарушителя. Возможно, что при проведе­нии проверки будут выявлены обстоятельства, исключаю­щие производство по делу.

Закон устанавливает 12 обстоятельств, исключающих производство (ст. 291 ТК). Одни из них относятся к характеристике фактических данных, другие — к характе­ристике нарушителя. Обстоятельствами первой группы можно назвать отсутствие события или состава таможен­ного нарушения. Производство по делу исключается, если правонарушение, совершенное предприятием, учрежде­нием или организацией, а также гражданином-предпри­нимателем, произошло вследствие действия непреодоли­мой силы либо если гражданин (физическое лицо) дейст­вовал в состоянии крайней необходимости или необходи­мой обороны.

Точно так же применение взыскания за нарушение та­моженных правил устраняется в связи с амнистией или в случае, если принят акт, устраняющий ответственность за конкретное нарушение.

Возможно, что к моменту рассмотрения дела истекли сроки наложения взыскания за нарушение.

Обстоятельствами, характеризующими личность нару­шителя и исключающими привлечение к ответственнос­ти, являются:

недостижение лицом 16-летнего возраста, с которого возможно привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил, либо невменяемое состояние нару­шителя. Если по тому же факту возбуждено уголовное дело, производство по делу о нарушении таможенных правил также исключается. 

Если нарушение не обнаружено непосредственно долж­ностным лицом таможенного органа, а имеется соответ­ствующая информация, полученная при проведении та­моженного контроля и производстве таможенного офор­мления, проводится проверка таких сообщений.

Проверка может осуществляться в ходе проведения та­моженного контроля или производстве таможенного офор­мления. Должностное лицо, проверяющее информацию о нарушении, вправе до заведения дела о нарушении проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для про­верки документы, сведения, объяснения.

Проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном на­рушении таможенных правил должна быть закончена в срок не более трех суток, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.

Если нарушение таможенных правил обнаруживается непосредственно должностным лицом таможенного орга­на, проверка не проводится. Протокол о нарушении офор­мляется немедленно.

2.2.  Требования предъявляемые  к таможенным органам для обеспечения порядка проверки сведений о нарушении таможенных правил.

О каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил (за исключением случаев использования упрощен­ной формы применения взыскания) должностное лицо докладывает начальнику и составляет протокол о нару­шении таможенных правил по форме, установленной при­казом ГТК России "Об утверждении новых форм прото­кола и постановления по делу о нарушении таможенных правил" от 09.08.93 г. № 313.

При обнаружении признаков нарушения таможенных правил, являющегося одновременно нарушением валют­ного законодательства, информация о нем немедленно передается в специализированное подразделение таможен­ного органа по валютному контролю.

При непосредственном обнаружении признаков на­рушения таможенных правил или при получении матери­алов, в которых имеются достаточные данные, указываю­щие на такие признаки, протокол оформляется немедленно. В иных случаях, требующих предварительной про­верки поступившей информации, — в пределах сроков, установленных статьей 294 Таможенного кодекса Россий­ской Федерации.

В отдельных случаях составлению протокола может предшествовать оперативная консультация со специали­зированным подразделением таможенного органа.

Копия протокола, составленного должностным лицом, вручается под расписку лицу, привлекаемому к ответст­венности за нарушение таможенных правил.

В случае невозможности вручить копию протокола она высылается указанному лицу.

Должностное лицо, составившее протокол о наруше­нии таможенных правил, представляет его для регистра­ции в структурное подразделение по борьбе с контрабан­дой и нарушениями таможенных правил таможенного органа.

Проверка сообщений, заявлений и иной информации о таких нарушениях, полученных должностными лицами при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля, осуществляется в ходе таможен­ного оформления и таможенного контроля.

К проведению таких проверок при необходимости должны привлекаться должностные лица, являющиеся сотрудниками других структурных подразделений тамо­женного органа.

Протокол о нарушении таможенных правил имеет ис­ключительное значение для привлечения к ответственнос­ти за нарушение.

С момента составления протокола дело о нарушении таможенных правил считается заведенным и произведет во по нему начатым.

Форма протокола о нарушении таможенных правил. как указано выше, установлена ГТК РФ.

В протоколе указываются: дата и место его составле­ния, должность и фамилия лица, его составляющего; не­обходимые для рассмотрения дела сведения о привлекае­мом к ответственности; место, время совершения и суще­ство нарушения таможенных правил; статья Таможенно­го кодекса, предусматривающая ответственность за дан­ное нарушение таможенных правил; фамилии и адреса свидетелей, если они имеются; объяснение лица, привле­каемого к ответственности; сведения о товарах, транспорт­ных средствах, документах и иных изъятых предметах. В протокол включаются иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составляющим и привлекаемым к ответственности. Если имеются свидете­ли, они также подписывают протокол.

Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе дать объяснения и замечания по содержанию протокола. При составлении протокола ему разъясняются его права, о чем в протоколе делается отметка.

Копия протокола, как отмечалось, вручается под распис­ку или высылается лицу, привлекаемому к ответственности. 

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента его заведения. Этот срок может быть про­длен, если возникает необходимость, начальником тамож­ни РФ, либо его заместителем, либо начальником выше­стоящего таможенного органа в пределах сроков наложе­ния взыскания за нарушение таможенных правил.

Сроки наложения взыскания определяются статьей 247 ТК в два месяца со дня обнаружения нарушения (для физических лиц) и в шесть месяцев (для юридических лиц). В этих пределах допустимо продление сроков производ­ства по делам о нарушении таможенных правил.

Установление таких сроков существенно превосходит сроки, установленные для .рассмотрения административ­ных правонарушений. Административные правонаруше­ния должны быть рассмотрены в пятнадцатидневный срок с момента получения протокола.

Значительное расхождение в сроках объясняется слож­ностью и многоаспектостью деятельности таможни. Осу­ществление таможенного контроля, проведение проверок, затребование документов, возможно, потребуют в отдель­ных случаях значительного времени. Но не может быть оправдано необоснованное затягивание производства. Оперативность является одной из характерных черт ад­министративного процесса, и этот принцип по возмож­ности должен быть соблюден. 

Производство по таким делам, равно как и их рассмот­рение, осуществляют уполномоченные на то должност­ные лица таможенных органов РФ в сроки и в порядке, установленные Таможенным кодексом РФ.

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил может вестись должностным лицом, непосредствен­но обнаружившим правонарушение, если дело несложное и его расследование не вызывает затруднений а также если производство такого расследования не влияет на произ­водство таможенного оформления других товаров и транс­портных средств.

В иных случаях по решению начальника таможенного органа или его заместителя ведение производства по делу о нарушении таможенных правил поручается должност­ным лицам, являющимся сотрудниками структурного под­разделения по борьбе с контрабандой и нарушениями та­моженных правил этого таможенного органа. При этом дело о нарушении таможенных правил передается для производства в указанное подразделение после производства не терпящих отлагательства процессуальных дейст­вий по закреплению доказательств о совершенном право­нарушении, принятию мер по изъятию товаров, транс­портных средств и иных предметов, являющихся непо­средственными объектами нарушения таможенных пра­вил, обеспечению их сохранности и т. п.

Должностные лица на последующих после такой пере­дачи стадиях производства и рассмотрения дела могут привлекаться к участию в проведении конкретных про­цессуальных действий и рассмотрению дела.

2.3. Участники в производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.

Прежде всего в производстве по делу о нарушении тамо­женных правил участвует лицо, привлеченное к ответствен­ности. Им может быть физическое лицо или должностное лицо. Если к ответственности привлекается несовершенно­летний либо неспособный к силу своих физических и пси­хических недостатков осуществлять свои права по делу, их интересы могут представлять законные представители (ро­дители, усыновители, опекуны). При необходимости законный представитель может быть опрошен в качестве свидетеля.

Включение в число субъектов таможенных правонару­шений юридических лиц потребовало определить в зако­нодательном порядке условия их участия.

Согласно ст. 306 Таможенного кодекса, при привлече­нии к ответственности предприятия, учреждения или ор­ганизации в производстве по делу могут участвовать ру­ководители или их заместители либо (с разрешения долж­ностного лица таможенного органа, в производстве кото­рого находится дело) другие их работники, если в их слу­жебные обязанности входит урегулирование всех вопро­сов, связанных с привлечением таких юридических лиц к ответственности за нарушение таможенных правил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты