Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Если к ответственности привлечено лицо, занимаю­щееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то оно само участвует в деле.

В случае необходимости к участию в деле допускаются и другие лица (эксперты, специалисты, переводчики, сви­детели, понятые).

Получение квалифицированной помощи — конститу­ционное право каждого человека (ст. 48 Конституции РФ). В Положении об адвокатуре Российской Федерации ука­зывается, что адвокаты дают консультации; составляют документы по правовым вопросам, участвуют в рассмот­рении уголовных, гражданских дел, а также по делам об административных правонарушениях.

Конституция расширила возможность получения юри­дической помощи лицам, совершившим правонарушения. Каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания.

По делам о таможенных правонарушениях адвокат при­нимает участие в рассмотрении дела, но в стадии произ­водства он не участвует. Исключение сделано для случаев административного задержания физического или долж­ностного лица на срок свыше трех часов, когда адвокат участвует при производстве по делу при условии, если об этом ходатайствует лицо, подвергнутое задержанию, либо его законный представитель. Если адвокат не может явить­ся в течение 24 часов с момента административного за­держания, лицу может быть предложено пригласить дру­гого адвоката. Такая помощь может быть обеспечена че­рез юридическую консультацию. Следовательно, если лицо, привлеченное к ответственности за нарушение та­моженных правил, не подвергалось административному задержанию, до рассмотрения дела оно не может восполь­зоваться помощью адвоката. В этой части Таможенный кодекс РФ ориентирован на общую норму административного законодательства, предусматривающую участие адвоката по делам об административных правонарушени­ях именно в рассмотрении дела.

Адвокат вправе иметь свидания с лицом, подвергну­тым административному задержанию, наедине без огра­ничения их количества и продолжительности;

— присутствовать при проведении процессуальных дей­ствий с участием лица, подвергнутого административно­му задержанию;

— знакомиться с протоколом административного за­держания и другими материалами, послужившими осно­ванием для задержания;

— знакомиться с протоколами процессуальных дейст­вий, проведенных с участием задержанного.

На тех же основаниях, что и адвокат, в деле может участвовать представитель лица, в отношении которого применено административное задержание, для оказания ему юридической помощи. Полномочия представителя должны быть надлежащим образом оформлены. Если пол­номочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, то полномочия представи­теля удостоверяются доверенностью, выданной лицом, интересы которого он должен представлять, заверенной нотариально. Если лицо, привлеченное к ответственнос­ти, участвует в рассмотрении дела непосредственно, к доверенности на участие в деле представителя приравни­вается его письменное заявление.


2.4. Административное задержание и в каких случаях

 оно может быть применено.

Под административным задержанием понимается при­нудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение. Возможность примене­ния такой меры предусмотрена Кодексом РСФСР об адми­нистративных правонарушениях. Целью ее является пресе­чение, прекращение правонарушения, когда исчерпаны дру­гие меры воздействия. Таким образом, административное задержание является мерой пресечения. В то же время оно применяется и в качестве меры, обеспечивающей произ­водство по делам об административных правонарушениях.

Такое же значение имеет административное задержа­ние и в таможенном праве.

Административное задержание применяется к наруши­телям таможенных правил на срок от трех часов до десяти суток. Длительность задержания зависит от того, с какой целью оно применено, и от поведения лица, привлечен­ного к ответственности.

Административное задержание до трех часов возмож­но в целях пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела.

Закон допускает административное задержание на срок до десяти суток, если таможенные органы располагают сведениями, что лицо перемещает через таможенную гра­ницу товары, скрывая их в своем теле, либо оказывает сопротивление при проведении личного досмотра, либо пытается скрыться с места совершения правонарушения. Административное задержание до десяти суток возможно в случае, если лицо создает препятствия для установле­ния его личности.

Обо всех фактах административного задержания тамо­женный орган обязан уведомить прокурора. Если имеет место задержание до трех суток — прокурор уведомляется в течение 24 часов. В случае задержания на срок до десяти суток — необходима санкция прокурора.

Об административном задержании составляется протокол. На лиц, к которым применена такая мера, распростра­няются порядок и правила, установленные Положением "О порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления". Задержанный имеет право знать, в чем он подозревается, требовать проверки прокуро­ром правомерности задержания. Требование это должно быть немедленно сообщено прокурору. Решение об административ­ном задержании может быть обжаловано в вышестоящий та­моженный орган, в районный народный суд или прокурору. 

Права лица, привлекаемого к ответственности за нару­шение таможенных правил, определены статьей 308 Та­моженного кодекса. Оно вправе знать, за какое наруше­ние привлекается к ответственности; знакомиться с мате­риалами дела после окончания его производства и во вре­мя его рассмотрения, делать из них выписки; давать объ­яснения; представлять доказательства; заявлять отводы; заявлять ходатайства; при условиях, указанных выше, поль­зоваться помощью адвоката; пользоваться родным язы­ком, а в случае необходимости пользоваться услугами пере­водчика; обжаловать постановление по делу.

В качестве свидетеля может дать объяснение любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о нарушении таможен­ных правил.

В Таможенном кодексе впервые определен круг лиц которые не могут быть свидетелями. Адвокат и оказы­вающий юридическую помощь представитель лица, при­влеченного к ответственности, не могут быть опрошены об обстоятельствах, известных им в связи с оказанием та­ких услуг и помощи. Не может быть свидетелем лицо, которое в силу своих физических или психических недо­статков не способно правильно воспринимать обстоятель­ства, имеющие значение для дела.

Важным положением закона, основанным на Консти­туции, является освобождение от обязанности давать объяснения супруга и близких родственников лица, привлеченного к ответственности.

Конституция Российской Федерации признает правом каждого гражданина не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51), что полностью согласуется с международным пактом гражданских и политических правах.

Любые органы, в том числе и таможенные, занимаясь выяснением правонарушений, не вправе требовать или какими-либо методами добиваться показаний, обвиняющих супруга или близких родственников в совершении правонарушения.

По таким делам доказательствами являются любы фактические данные, на основе которых устанавливайте наличие или отсутствие нарушений таможенных правил;

виновность лица (физического или должностного); факт совершения правонарушения юридическим лицом либо гражданином-предпринимателем; иные обстоятельства. имеющие значение для правильного разрешения дела.

Так же, как и при совершении любого другого адми­нистративного проступка, доказательствами нарушения

таможенных правил являются объяснения лица, привле­ченного к ответственности, объяснения свидетелей, за­ключение эксперта, вещественные доказательства.

Однако данные нарушения обнаруживаются, как пра­вило, при таможенном контроле, таможенном оформле­нии и связаны с проверкой документации, товаров, транс­портных средств, перемещаемых через таможенную гра­ницу. Поэтому в качестве доказательств используются протоколы и другие документы, составленные в ходе та­моженного контроля и оформления. Ведение производ­ства по делу сопровождается процессуальными действия­ми, которые также облекаются в протокольную форму (протокол административного задержания; изъятия доку­ментов, товаров и иных предметов; постановление о на­ложении на них ареста и т. д.).

Однако никакие доказательства не имеют заранее ус­тановленной силы. Они оцениваются в совокупности.

Для установления состава нарушения в действиях лица, провозящего товары через таможенную границу, во мно­гих случаях требуются специальные познания в науке, искусстве, технике. В этих случаях назначается экспертиза,

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабо­раторий либо иными специалистами. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходи­мыми познаниями для того, чтобы дать заключение.

Должностное лицо, в производстве или на рассмотре­нии которого находится дело, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на все­стороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.

Заключение эксперта не является для него обязатель­ным, однако несогласие с заключением должно быть мо­тивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. В случае недостаточной ясности или полноты заключения возможно проведение дополнитель­ной экспертизы.

Не признаются заключениями эксперта акты, справки и другие документы, если они были подготовлены не по поручению должностного лица таможенного органа, производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Такие документы могут рассматриваться только как вещественные доказательства или письменными доказательствами.

В отличие от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, который лишь упоминает о веществен­ных доказательствах, таможенное законодательство рас­крывает понятие вещественных доказательств, определя­ет порядок приобщения их, если имеется уголовное дело или дело о нарушении таможенных правил.

Вещественными доказательствами по делу о наруше­нии таможенных правил являются товары, транспортные средства, которые были непосредственными объектами правонарушения. К вещественным доказательствам отно­сятся товары и транспорт со специально изготовленными тайниками, с помощью которых производилось незакон­ное перемещение через таможенную границу. С этой же целью нарушителями могут быть использованы докумен­ты и средства идентификации, которые также могут рас­сматриваться как вещественные доказательства. Вещест­венными доказательствами могут быть любые предметы, сохранившие на себе следы правонарушения.

Вещественные доказательства приобщаются к делу, подробно описываются в протоколах о нарушении тамо­женных правил, изъятия, производства таможенного об­следования или в иных протоколах.

Если вещественные доказательства не могут быть при­общены к делу, например, в силу их громоздкости, составляется справка об их нахождении, которая прилагает­ся к делу.

Вещественные доказательства, если они по постанов­лению таможенного органа подлежат конфискации, кон­фискуются независимо от того, являются ли они собст­венностью лица, совершившего нарушение таможенных правил.

Письменными доказательствами являются акты, справ­ки, письменные сообщения и другие документы, в кото­рых предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица, а также физи­ческие и должностные лица изложили или удостоверили факты и обстоятельства, имеющие значение для дела. Это могут быть документы, сопровождающие подачу таможен­ной декларации и представляемые таможенному органу, и дополнительные сведения, которые запрашиваются с целью проверки информации, содержащейся в таможен­ной декларации. Документами могут быть сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, переме­щающих товары через границу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты