Государство и личность. Правовой статус личности

Как уже отмечалось, юридическое закрепление правового статуса личности является не результатом произвольных действий государства, а детерминировано глубоко социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. Социальная детерминация дополняется и чисто юридической, в частности требованиями международных соглашений и договоров, участником которых выступает государство, международно-правовых актов относительно прав человека, а также закономерностями функционирования и развития самой государственно-правовой надстройки (например, усилением роли конструкции, закона в правовых системах государств и др.).

Основные структурные элементы правового статуса: права и обязанности. Основными структурными элементами правового статуса личности является её юридические права и обязанности.

Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают при­стальное внимание юристов. Существуют не­сколько подходов к определению структуры правового статуса лич­ности. В структуру правового статуса включается раз­личный набор элементов. Наряду с системой прав и обя­занностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интере­сы; юридическая ответственность и др. Ряд дополнительных элементов следует считать либо пред­посылками правового статуса, либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответствен­ность вторична по отношению к обязанностям, без обя­занности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система га­рантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанно­стях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства».

Интерес — это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных пра­вовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов лично­сти — одна из важных функций правовой системы общества. Поэтому, существует мнение что, следует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и после статусные элементы целесообразно включить в поня­тие «правовое положение личности».[5]

В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это ограни­чивает исследование проблемы логико-юридическим ана­лизом.

Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение понятия; это может быть достигну­то выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать  раскрытию  активной,  созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правово­го статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной активностью человека.

Социальная активность человека неотделима от его сознания. По­этому изучение всех юридических категорий, в том чис­ле и правового статуса, должно осуществляться в нераз­рывном единстве с сознанием и деятельностью индивида

Рассмотрим сущность элементов, составляющих право­вой статус,— юридических прав и обязанностей.

Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом эта­пе развития общества. В пределах этой формально за­крепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности ин­дивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридиче­ской науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возни­кающего при наличии юридического факта, который по­рождает данное отношение.

Способ возникновения, форма проявления и реализа­ции тех или иных прав не имеют принципиального зна­чения для их характеристики как субъективных.

Разумеется, права личности чрезвычайно многообраз­ны по содержанию, объему, способам реализации. Одна­ко закрепление того или иного субъективного права в законодательстве в условиях демократического строя означает реальную возможность индивида свободно поль­зоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право — форма за­конодательного выражения прав человека во внутригосу­дарственных отношениях. Если с этих позиций подхо­дить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми об­ществом. Субъективное право выражает социальные воз­можности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.[6]

Государство закрепляет права личности не произволь­но; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может за­креплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политиче­ские предпосылки, вытекающие из реальных общест­венных отношений. Права личности — не “дар” законода­теля, а социальные возможности, обеспечивающие чело­веку определенный стандарт жизни. Законодатель не мо­жет искусственно “занижать” пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимо­связей людей. Превышение пределов реальных возможно­стей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, выте­кающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъектив­ного права определяются его сущностью, механизмом пе­ревода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

Субъективное право как юридическая категория рас­крывается через набор признаков: «Субъективное право лица означа­ет выраженные в норме права и закрепленные в ней:

а)   возможность пользования определенным социальным благом,

         б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц,

в) свободу поведения, поступков в границах, установлен­ных нормой права».[7]

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу лично­сти, возможности пользоваться социальными благами в  обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связа­ны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательст­ве возможности; они заинтересованы в социальной актив­ности личности, которая служит важнейшим слагаемым развития полноценного гражданского общества.

Государство не может и не должно принуждать граж­дан к использованию прав. Вместе с тем нормальное функционирование политической системы, со­вершенствование общественных отношений невозможны без активного использования тех ши­роких прав и свобод, которые вытекают из существа Конституции.[8]

Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. В силу ст. 2 Конституции РФ[9] человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Таким образом, интересам личности, в конечном счете, подчинено общественное производство, политика государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования пове­дения граждан с юридическими предписаниями, выража­ющими государственную волю, невозможно решить важ­нейшие исторические задачи государ­ства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти распола­гает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного по­ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требования нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписа­ний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют анти социальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объек­тивно необходимом поведении наступает лишь при опре­деленных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Обобщая сказанное. Элементами правового положения личности, естественно, служат правовые явления, правовые признаки, качества и характеристики личности, с помощью которых законодатель фиксирует её положение. Поэтому в содержание правового положения личности в качестве его элементов не могут входить общие гарантии (экономические, социальные и др.) юридических прав и обязанностей и законных интересов, а также сама организационная деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на обеспечение юридических прав и обязанностей личности. С этих же позиций в состав правового положения не могут входить и социальная ответственность личности. Среди всех правовых явлений, характеризующих правовое положение личности, выделяется система юридических прав, свобод и обязанностей как основа, стержневой элемент правового положения. Её и следует определить как правовой статус личности.

В качестве самостоятельного элемента такой системы правомерно вычленить интересы, которые не нашли своего выражения и закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. Это эти интересы получили названия – законные интересы личности. Законные интересы дополняют систему юридических прав, свобод и обязанностей личности, выступая структурным элементом правового статуса. Иногда самостоятельным элементом называются принципы правового статуса, закрепленные в праве. К  числу основных принципов правового статуса относятся: полнота прав и свобод; равенство прав и обязанностей; сочетание общественных и личных интересов (и основанное на нём единства прав и обязанностей граждан); реальность, гарантированность прав и обязанностей; динамизм правового статуса; максимальное уравнивание прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами государства.[10] Действительно, закрепление в праве таких принципов означает предоставление лицу новых правовых возможностей. Эти правовые возможности составляют особый вид законных интересов личности. Поэтому в содержание правового статуса входят не сами по себе принципы законодательства о правовом статусе, а те законные интересы, которые вытекает из них для личности. Такой подход, видимо, более правильно отражает бытие ли правового статуса и его принципов. Нельзя признать правильным выделение в качестве самостоятельного структурного элемента правового статуса «прав-обязанностей», под которыми имеются в виду «права, являющиеся в то же время обязанностями. Вряд ли достаточно обоснованно предположение включить в содержание правового статуса не только отношения, в рамках которых они выступают.[11] Правовые связи и отношения не выступают в качестве структурного элемента правового статуса, так как они существуют не в одном ряду с правами, обязанностями и законными интересами личности, а как форма их существования. Следует заметить, что преувеличивается значение правовых связей и отношений для определения природы и содержания тех или иных правовых явлений. Но скорей сама природа и содержание правовых явлений определяют тот или иной характер и вид правовых связей и отношений. Именно с правовым статусом связанны все остальные правовые свойства, качества личности, которые по отношению к системе юридических прав, обязанностей и законных интересов играют подчинённую роль. Таким образом, центральное место в анализе правового положения личности должно занять характеристика ее правового статуса. Итак, юридические права, обязанности и законные интересы в их единстве составляют правовой статус личности как основу, ядро её правового положения. Необходимые предпосылки правового статуса – гражданство и правосубъектность. Гражданство закрепляет правовую принадлежность лица к данному государству. В зависимости от того, является ли лицо отечественными либо иностранными гражданином, либо лицом без гражданства, определяется содержание и реализация его правового статуса. Правосубъектность в конечном итоге связана  со способностью личности осознавать свои поступки, поведения в целом и руководить им. Именно это свойство личности и находит своё правовое выражение в её правосубъектности, которую можно определить закреплённую правом способность личности быть носителем прав, обязанностей и законных интересов способность осуществлять их и отвечать за неправомерную реализацию. Юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности непосредственно обеспечивают их реализацию и защиту. Гражданство, правосубъектность, юридические гарантии находятся в неразрывной связи  с правовым статусом, «обслуживает» его. Только их наличие делает правовой статус функционирующим, действенным для личности. Следовательно, наряду с правовым статусом, т.е. системой прав, обязанностей и законных интересов, в правовое положения личности в качестве его структурных элементов входят гражданство и правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты