Как уже отмечалось, юридическое закрепление правового статуса личности является не результатом произвольных действий государства, а детерминировано глубоко социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. Социальная детерминация дополняется и чисто юридической, в частности требованиями международных соглашений и договоров, участником которых выступает государство, международно-правовых актов относительно прав человека, а также закономерностями функционирования и развития самой государственно-правовой надстройки (например, усилением роли конструкции, закона в правовых системах государств и др.).
Основные структурные элементы правового статуса: права и обязанности. Основными структурными элементами правового статуса личности является её юридические права и обязанности.
Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности. В структуру правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическая ответственность и др. Ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса, либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства».
Интерес — это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов личности — одна из важных функций правовой системы общества. Поэтому, существует мнение что, следует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и после статусные элементы целесообразно включить в понятие «правовое положение личности».[5]
В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это ограничивает исследование проблемы логико-юридическим анализом.
Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию активной, созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правового статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной активностью человека.
Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому изучение всех юридических категорий, в том числе и правового статуса, должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью индивида
Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус,— юридических прав и обязанностей.
Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.
Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение.
Способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.
Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того или иного субъективного права в законодательстве в условиях демократического строя означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право — форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.[6]
Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.
Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.
Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор признаков: «Субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в ней:
а) возможность пользования определенным социальным благом,
б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц,
в) свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права».[7]
Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу личности, возможности пользоваться социальными благами в обществе.
Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности личности, которая служит важнейшим слагаемым развития полноценного гражданского общества.
Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию прав. Вместе с тем нормальное функционирование политической системы, совершенствование общественных отношений невозможны без активного использования тех широких прав и свобод, которые вытекают из существа Конституции.[8]
Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. В силу ст. 2 Конституции РФ[9] человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Таким образом, интересам личности, в конечном счете, подчинено общественное производство, политика государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.
Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требования нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют анти социальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.
Обобщая сказанное. Элементами правового положения личности, естественно, служат правовые явления, правовые признаки, качества и характеристики личности, с помощью которых законодатель фиксирует её положение. Поэтому в содержание правового положения личности в качестве его элементов не могут входить общие гарантии (экономические, социальные и др.) юридических прав и обязанностей и законных интересов, а также сама организационная деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на обеспечение юридических прав и обязанностей личности. С этих же позиций в состав правового положения не могут входить и социальная ответственность личности. Среди всех правовых явлений, характеризующих правовое положение личности, выделяется система юридических прав, свобод и обязанностей как основа, стержневой элемент правового положения. Её и следует определить как правовой статус личности.
В качестве самостоятельного элемента такой системы правомерно вычленить интересы, которые не нашли своего выражения и закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. Это эти интересы получили названия – законные интересы личности. Законные интересы дополняют систему юридических прав, свобод и обязанностей личности, выступая структурным элементом правового статуса. Иногда самостоятельным элементом называются принципы правового статуса, закрепленные в праве. К числу основных принципов правового статуса относятся: полнота прав и свобод; равенство прав и обязанностей; сочетание общественных и личных интересов (и основанное на нём единства прав и обязанностей граждан); реальность, гарантированность прав и обязанностей; динамизм правового статуса; максимальное уравнивание прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами государства.[10] Действительно, закрепление в праве таких принципов означает предоставление лицу новых правовых возможностей. Эти правовые возможности составляют особый вид законных интересов личности. Поэтому в содержание правового статуса входят не сами по себе принципы законодательства о правовом статусе, а те законные интересы, которые вытекает из них для личности. Такой подход, видимо, более правильно отражает бытие ли правового статуса и его принципов. Нельзя признать правильным выделение в качестве самостоятельного структурного элемента правового статуса «прав-обязанностей», под которыми имеются в виду «права, являющиеся в то же время обязанностями. Вряд ли достаточно обоснованно предположение включить в содержание правового статуса не только отношения, в рамках которых они выступают.[11] Правовые связи и отношения не выступают в качестве структурного элемента правового статуса, так как они существуют не в одном ряду с правами, обязанностями и законными интересами личности, а как форма их существования. Следует заметить, что преувеличивается значение правовых связей и отношений для определения природы и содержания тех или иных правовых явлений. Но скорей сама природа и содержание правовых явлений определяют тот или иной характер и вид правовых связей и отношений. Именно с правовым статусом связанны все остальные правовые свойства, качества личности, которые по отношению к системе юридических прав, обязанностей и законных интересов играют подчинённую роль. Таким образом, центральное место в анализе правового положения личности должно занять характеристика ее правового статуса. Итак, юридические права, обязанности и законные интересы в их единстве составляют правовой статус личности как основу, ядро её правового положения. Необходимые предпосылки правового статуса – гражданство и правосубъектность. Гражданство закрепляет правовую принадлежность лица к данному государству. В зависимости от того, является ли лицо отечественными либо иностранными гражданином, либо лицом без гражданства, определяется содержание и реализация его правового статуса. Правосубъектность в конечном итоге связана со способностью личности осознавать свои поступки, поведения в целом и руководить им. Именно это свойство личности и находит своё правовое выражение в её правосубъектности, которую можно определить закреплённую правом способность личности быть носителем прав, обязанностей и законных интересов способность осуществлять их и отвечать за неправомерную реализацию. Юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности непосредственно обеспечивают их реализацию и защиту. Гражданство, правосубъектность, юридические гарантии находятся в неразрывной связи с правовым статусом, «обслуживает» его. Только их наличие делает правовой статус функционирующим, действенным для личности. Следовательно, наряду с правовым статусом, т.е. системой прав, обязанностей и законных интересов, в правовое положения личности в качестве его структурных элементов входят гражданство и правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности.