Государство и личность. Правовой статус личности

Духовные гарантии – культура, образованность его членов, морально-психологический климат общества – создают необходимые условия для использования прав и исполнения обязанностей. В состав духовных гарантий входят идеологические гарантии, под которым понимают мировоззрение, постоянно растущий идейно-политический уровень населения. Правовая культура общества и его членов – составная часть духовных гарантий, а правосознание масс – необходимый элемент идеологических гарантий.

Экономические, социальные, политические и духовные, в том числе идеологические, гарантии обеспечивают реальность правового статуса  в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнения юридических обязанностей, в их защите. Но сами по себе они непосредственно не обеспечивают законного и обоснованного использования прав, исполнения обязанностей в конкретном случае, не исключают возможных нарушений и злоупотреблений при осуществлении последних.

Это достигается специальными, едиными с точки зрения правовой формы, средствами. Юридические гарантии – это закреплённые в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану (защиту) прав, обязанностей и законных интересов личности в обществе. Действительно, каждое право (как и обязанность) имеет свою (предметно конкретизированную) систему гарантий, включающую как общие – экономические, социальные, политические, духовные – условия, так и специальные (юридические) средства его реализации и охраны.

Организационные гарантии. Наряду с экономическими, политическими, и др. общими, а также юридическими гарантиями выделяют организационную деятельность в качестве гарантий прав и обязанностей личности. Однако организационно-правовые средства, скорее всего, относятся к политическим или юридическим гарантиям. Не совсем верно и то, что включают организационную деятельность в содержание юридических гарантий прав и обязанностей гражданина.

Есть мнение, что большую значимость организационной деятельности государственных органов и общественных организаций для реализации и охраны прав, законных интересов и обязанностей граждан, стали рассматриваться как самостоятельный вид гарантий, включая его в систему общих и специальных гарантий в качестве элементов данной системы. Это не совсем правильно. Такой подход к организационной деятельности принижает её действительную роль в обеспечении системы гарантий. Дело в том, что даже при наличии благоприятных экономических политических и др. общих условий, разработанной системе юридических гарантий осуществления прав, обязанностей и законных интересов может и не быть. Поэтому приходится говорить о реализации не только прав, обязанностей и законных интересов, но и их гарантий. Вот тут и имеет огромное значение организационная деятельность субъектов права, направленная на реализацию всех видов гарантий. Организационная деятельность служит общим условием действенности всей системы гарантий прав, обязанностей и законных интересов личности.

Конечно, организационную деятельность можно рассматривать как гарантию осуществления прав, обязанностей и законных интересов личности. Однако это – гарантия порядка, иногда уровня, по существу «гарантия гарантий», её нельзя рассматривать в одной плоскости с иными гарантиями.[25]

Законодательство должно чётко различать реализацию прав и обязанностей гражданина и их охрану. Необходимость в защите прав или обязанностей наступает тогда когда есть неисполнение юридических обязанности или злоупотребление правом, а также, когда возникает препятствие их осуществлению либо спор о наличии самого права или обязанности. Деятельность, направлена на устранения препятствий. Охрана прав и обязанностей не совпадает с понятием их реализации. Это – специальный вид деятельности органов государства и общественности.

Реализацию и охрану прав и обязанностей граждан при всей их разнице нельзя противопоставить, в едином процессе их осуществления. Охрана (защита) в этом процессе, как правило, является стадией со специальны­ми целями и задачами. Охрана, в конечном счете, прово­дится с целью обеспечения реального, наиболее полного и всестороннего осуществления прав и обязанностей лич­ности.

Различие реализации и охраны прав и обязанностей граждан с необходимостью ставит вопрос о специальных видах их юридических гарантий, т.е. о выделении юриди­ческих гарантий реализации прав и обязанностей в отли­чие от юридических гарантий их охраны (защиты). В пра­вовой науке юридические гарантии прав и обязанностей граждан, как правило, сводятся к средствам их охраны от нарушений. Под юридическими гарантиями прав и обязанностей граждан понимаются специальные меры, составляющие правоохранительную деятельность государ­ственных органов, общественных организаций, установленные законом (нормами права), средства (способы), ко­торыми охраняются и защищаются права граждан, пре­секаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

Юридические гарантии прав и обязанностей личности не исчерпываются средствами борьбы с нарушениями этих прав и обязанностей. Они включают закрепленные в праве средства, обеспечивающие реали­зацию прав и обязанностей личности. Право в целом призвано обеспечить правомерность этого поведения, а не только предупреждать правонарушения или карать правонарушителей. Поэтому государство не только строго охраняет юридические пра­ва, законные интересы и обязанности граждан, но и соз­дает эффективную систему средств, направленных на непосредственную их реализацию, на пользование теми благами, которые лежат в их основе.

Действительно, реализация прав и обязанностей в ши­роком смысле (их осуществление) включает и устране­ние препятствий, которые возникают в процессе осущест­вления, и охрану от нарушений юридических прав и обя­занностей, и восстановление последних. Однако это не отрицает существования самостоятельной деятельности по охране прав и обязанностей в отличие от особой деятель­ности, специально направленной на непосредственное использование прав и исполнение обязанностей, и соот­ветственно двух групп юридических средств, обеспечиваю­щих как положительную реализацию прав и обязанно­стей, так, и их охрану. Объединение этих двух видов юри­дических гарантий прав граждан под общим названием «юридические гарантии осуществления прав» не может сгладить существенную разницу между ними. Конечно, с терминологической точки зрения указанные два вида юридических гарантий прав и обязанностей граждан мож­но объединить под общим названием гарантий осуществ­ления прав и обязанностей (в этом случае мы просто говорим о юридических гарантиях прав и обязанностей), но это ни в какой мере не может опровергнуть различия двух самостоятельных видов юридических гарантий прав и обязанностей граждан.

В последние годы ученые стали расширять содержа­ние юридических гарантий прав и обязанностей лично­сти за счет включения в эти гарантии средств, обеспечи­вающих реализацию прав и обязанностей.

Виды юридических гарантий реализации прав и обязанностей личности.

Юридическими гарантиями реализа­ции прав, обязанностей и законных интересов личности являются закреплённые законодательством: конкретизация пределов (границ) прав, обязанностей и законных интересов; юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальные формы реализации прав, обязанностей и законных интересов; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной инициативной их реализации.

Субъективное право, как уже отмечалось, есть юриди­ческая мера возможного поведения лица, т.е. такая мера, пределы которой указаны нормами права. Необходимость точного определения пределов субъективных прав и зна­ния их гражданами вытекает из принципа законности в отношениях между государством в лице его органов и должностных лиц и гражданами.[26]

Не совсем четное указание на границы субъективно­го права может служить препятствием к его активному использованию. В литературе уточнение пределов права лица справедливо рассматривается как юридическое средство, обеспечивающее наиболее полную реализацию этого права. Одновременно такое уточнение пределов права вы­ступает и в качестве юридического средства, которое предупреждает нарушения этого права.

Установление пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения харак­тера действий, выходящих за рамки содержания прав. Пределы содержания многих прав определяются через ту или иную совокупность правомочий.

Принципиальное значение для определения пределов содержания прав и свобод личности имеет указание на их объекты.

В качестве своеобразных правовых средств, при помо­щи которых устанавливаются пределы многих, в частно­сти политических и личных прав и свобод личности, вы­ступают существующие в обществе запреты.

Пределы прав личности можно правильно установить только в том случае, если исходить из принципа единст­ва прав и обязанностей, выражающего сочетание общест­венных и личных интересов. Юридиче­ские обязанности в известном смысле вытекают из прав, ибо всякое право не безгранично, имеет рамки, пересту­пить которые нельзя. Юридические обязанности обеспечи­вают само существование и реализацию прав и закон­ных интересов личности. Таким образом, исходя из систе­мы юридических запретов и обязанностей, их содержания, можно судить в определенных случаях и о пределах со­держания конкретных прав и законных интересов лич­ности. Права личности находятся между собой в определен­ной субординации с точки зрения их конкретизации, что обусловливается конкретизацией самих норм права. Поэтому пределы ряда прав личности оп­ределяются через указание конкретизирующих прав и уяс­нение их связи между собой. Именно такой метод чаще всего применяется конституционным правам, составляющим основу правового статуса личности.

Универсальным критерием определения пределов со­держания права и его реализации служит указание на цели существования и реализации права. При этом цель права определяется через «материальный» резуль­тат, достижению которого должно служить поведение субъекта права в границах этого права.

Использование любого субъективного права в соответ­ствии с его назначением в обществе и целями, признаваемыми государством, является одним из всеобщих критериев правомерного по­ведения в обществе. Это - один из ос­новных принципов права.

Суды и другие органы государства, применяющие и тол­кующие нормы права, сами никаких границ относительно прав (и обязанностей) проводить не должны и не могут, ибо это - не их компетенция. Установление пределов со­держания субъективных прав судом или другими госу­дарственными органами открывало бы путь к нарушени­ям прав, создавало бы атмосферу неуверенности граждан в своих правах, противоречило бы законности. А режим законности характеризуется как раз определенностью, стабильностью и гарантированностью прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, что создает твердую ее уверенность в их реальности и незыблемости.

Нельзя согласиться с теми исследователями, которые полагают, что суд устанавливает или конкретизирует субъективное права участников правоотношений. Наиболее близки к истине те авторы, которые, учитывая, что суд не творит нового права (норм права и субъективных прав сторон), рассматрива­ют судебное решение как акт право­судия, содержащий вывод суда о существующем между сторонами правоотношении и предписании суда, направ­ленном на защиту прав участников этого правоотноше­ния.

Установление одних пределов субъективного права в большинстве случаев недостаточно для его реализации. Необходимо, чтобы нормы права указывали на юридические факты, с которыми связано обладание данным субъективным правом и переход его в стадию непосредственного пользования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты