Духовные гарантии – культура, образованность его членов, морально-психологический климат общества – создают необходимые условия для использования прав и исполнения обязанностей. В состав духовных гарантий входят идеологические гарантии, под которым понимают мировоззрение, постоянно растущий идейно-политический уровень населения. Правовая культура общества и его членов – составная часть духовных гарантий, а правосознание масс – необходимый элемент идеологических гарантий.
Экономические, социальные, политические и духовные, в том числе идеологические, гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнения юридических обязанностей, в их защите. Но сами по себе они непосредственно не обеспечивают законного и обоснованного использования прав, исполнения обязанностей в конкретном случае, не исключают возможных нарушений и злоупотреблений при осуществлении последних.
Это достигается специальными, едиными с точки зрения правовой формы, средствами. Юридические гарантии – это закреплённые в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану (защиту) прав, обязанностей и законных интересов личности в обществе. Действительно, каждое право (как и обязанность) имеет свою (предметно конкретизированную) систему гарантий, включающую как общие – экономические, социальные, политические, духовные – условия, так и специальные (юридические) средства его реализации и охраны.
Организационные гарантии. Наряду с экономическими, политическими, и др. общими, а также юридическими гарантиями выделяют организационную деятельность в качестве гарантий прав и обязанностей личности. Однако организационно-правовые средства, скорее всего, относятся к политическим или юридическим гарантиям. Не совсем верно и то, что включают организационную деятельность в содержание юридических гарантий прав и обязанностей гражданина.
Есть мнение, что большую значимость организационной деятельности государственных органов и общественных организаций для реализации и охраны прав, законных интересов и обязанностей граждан, стали рассматриваться как самостоятельный вид гарантий, включая его в систему общих и специальных гарантий в качестве элементов данной системы. Это не совсем правильно. Такой подход к организационной деятельности принижает её действительную роль в обеспечении системы гарантий. Дело в том, что даже при наличии благоприятных экономических политических и др. общих условий, разработанной системе юридических гарантий осуществления прав, обязанностей и законных интересов может и не быть. Поэтому приходится говорить о реализации не только прав, обязанностей и законных интересов, но и их гарантий. Вот тут и имеет огромное значение организационная деятельность субъектов права, направленная на реализацию всех видов гарантий. Организационная деятельность служит общим условием действенности всей системы гарантий прав, обязанностей и законных интересов личности.
Конечно, организационную деятельность можно рассматривать как гарантию осуществления прав, обязанностей и законных интересов личности. Однако это – гарантия порядка, иногда уровня, по существу «гарантия гарантий», её нельзя рассматривать в одной плоскости с иными гарантиями.[25]
Законодательство должно чётко различать реализацию прав и обязанностей гражданина и их охрану. Необходимость в защите прав или обязанностей наступает тогда когда есть неисполнение юридических обязанности или злоупотребление правом, а также, когда возникает препятствие их осуществлению либо спор о наличии самого права или обязанности. Деятельность, направлена на устранения препятствий. Охрана прав и обязанностей не совпадает с понятием их реализации. Это – специальный вид деятельности органов государства и общественности.
Реализацию и охрану прав и обязанностей граждан при всей их разнице нельзя противопоставить, в едином процессе их осуществления. Охрана (защита) в этом процессе, как правило, является стадией со специальными целями и задачами. Охрана, в конечном счете, проводится с целью обеспечения реального, наиболее полного и всестороннего осуществления прав и обязанностей личности.
Различие реализации и охраны прав и обязанностей граждан с необходимостью ставит вопрос о специальных видах их юридических гарантий, т.е. о выделении юридических гарантий реализации прав и обязанностей в отличие от юридических гарантий их охраны (защиты). В правовой науке юридические гарантии прав и обязанностей граждан, как правило, сводятся к средствам их охраны от нарушений. Под юридическими гарантиями прав и обязанностей граждан понимаются специальные меры, составляющие правоохранительную деятельность государственных органов, общественных организаций, установленные законом (нормами права), средства (способы), которыми охраняются и защищаются права граждан, пресекаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.
Юридические гарантии прав и обязанностей личности не исчерпываются средствами борьбы с нарушениями этих прав и обязанностей. Они включают закрепленные в праве средства, обеспечивающие реализацию прав и обязанностей личности. Право в целом призвано обеспечить правомерность этого поведения, а не только предупреждать правонарушения или карать правонарушителей. Поэтому государство не только строго охраняет юридические права, законные интересы и обязанности граждан, но и создает эффективную систему средств, направленных на непосредственную их реализацию, на пользование теми благами, которые лежат в их основе.
Действительно, реализация прав и обязанностей в широком смысле (их осуществление) включает и устранение препятствий, которые возникают в процессе осуществления, и охрану от нарушений юридических прав и обязанностей, и восстановление последних. Однако это не отрицает существования самостоятельной деятельности по охране прав и обязанностей в отличие от особой деятельности, специально направленной на непосредственное использование прав и исполнение обязанностей, и соответственно двух групп юридических средств, обеспечивающих как положительную реализацию прав и обязанностей, так, и их охрану. Объединение этих двух видов юридических гарантий прав граждан под общим названием «юридические гарантии осуществления прав» не может сгладить существенную разницу между ними. Конечно, с терминологической точки зрения указанные два вида юридических гарантий прав и обязанностей граждан можно объединить под общим названием гарантий осуществления прав и обязанностей (в этом случае мы просто говорим о юридических гарантиях прав и обязанностей), но это ни в какой мере не может опровергнуть различия двух самостоятельных видов юридических гарантий прав и обязанностей граждан.
В последние годы ученые стали расширять содержание юридических гарантий прав и обязанностей личности за счет включения в эти гарантии средств, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей.
Виды юридических гарантий реализации прав и обязанностей личности.
Юридическими гарантиями реализации прав, обязанностей и законных интересов личности являются закреплённые законодательством: конкретизация пределов (границ) прав, обязанностей и законных интересов; юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальные формы реализации прав, обязанностей и законных интересов; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной инициативной их реализации.
Субъективное право, как уже отмечалось, есть юридическая мера возможного поведения лица, т.е. такая мера, пределы которой указаны нормами права. Необходимость точного определения пределов субъективных прав и знания их гражданами вытекает из принципа законности в отношениях между государством в лице его органов и должностных лиц и гражданами.[26]
Не совсем четное указание на границы субъективного права может служить препятствием к его активному использованию. В литературе уточнение пределов права лица справедливо рассматривается как юридическое средство, обеспечивающее наиболее полную реализацию этого права. Одновременно такое уточнение пределов права выступает и в качестве юридического средства, которое предупреждает нарушения этого права.
Установление пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения характера действий, выходящих за рамки содержания прав. Пределы содержания многих прав определяются через ту или иную совокупность правомочий.
Принципиальное значение для определения пределов содержания прав и свобод личности имеет указание на их объекты.
В качестве своеобразных правовых средств, при помощи которых устанавливаются пределы многих, в частности политических и личных прав и свобод личности, выступают существующие в обществе запреты.
Пределы прав личности можно правильно установить только в том случае, если исходить из принципа единства прав и обязанностей, выражающего сочетание общественных и личных интересов. Юридические обязанности в известном смысле вытекают из прав, ибо всякое право не безгранично, имеет рамки, переступить которые нельзя. Юридические обязанности обеспечивают само существование и реализацию прав и законных интересов личности. Таким образом, исходя из системы юридических запретов и обязанностей, их содержания, можно судить в определенных случаях и о пределах содержания конкретных прав и законных интересов личности. Права личности находятся между собой в определенной субординации с точки зрения их конкретизации, что обусловливается конкретизацией самих норм права. Поэтому пределы ряда прав личности определяются через указание конкретизирующих прав и уяснение их связи между собой. Именно такой метод чаще всего применяется конституционным правам, составляющим основу правового статуса личности.
Универсальным критерием определения пределов содержания права и его реализации служит указание на цели существования и реализации права. При этом цель права определяется через «материальный» результат, достижению которого должно служить поведение субъекта права в границах этого права.
Использование любого субъективного права в соответствии с его назначением в обществе и целями, признаваемыми государством, является одним из всеобщих критериев правомерного поведения в обществе. Это - один из основных принципов права.
Суды и другие органы государства, применяющие и толкующие нормы права, сами никаких границ относительно прав (и обязанностей) проводить не должны и не могут, ибо это - не их компетенция. Установление пределов содержания субъективных прав судом или другими государственными органами открывало бы путь к нарушениям прав, создавало бы атмосферу неуверенности граждан в своих правах, противоречило бы законности. А режим законности характеризуется как раз определенностью, стабильностью и гарантированностью прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, что создает твердую ее уверенность в их реальности и незыблемости.
Нельзя согласиться с теми исследователями, которые полагают, что суд устанавливает или конкретизирует субъективное права участников правоотношений. Наиболее близки к истине те авторы, которые, учитывая, что суд не творит нового права (норм права и субъективных прав сторон), рассматривают судебное решение как акт правосудия, содержащий вывод суда о существующем между сторонами правоотношении и предписании суда, направленном на защиту прав участников этого правоотношения.
Установление одних пределов субъективного права в большинстве случаев недостаточно для его реализации. Необходимо, чтобы нормы права указывали на юридические факты, с которыми связано обладание данным субъективным правом и переход его в стадию непосредственного пользования.