Государство и личность. Правовой статус личности

Государство в системе обязанностей указывает целе­сообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в преде­лах правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации. Лич­ность может избрать нормы, противоречащие требова­ниям, заключенным в обязанности.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», осно­ванное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами.[12]

Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах[13], предусматривающей право человека бес­препятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными спо­собами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следова­тельно, сопряжено с некоторыми ограничениями, кото­рые, однако, должны быть установлены Законом и явля­ются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общест­венного порядка, здоровья или нравственности населе­ния ».

В Международном пакте о гражданских и политиче­ских правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды вой­ны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой под­стрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеоб­щей декларацией прав человека[14]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[15] также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключитель­но с целью способствовать общему благосостоянию в обществе (ст. 4). В основе этих ограни­чений лежит стремление исключить эгоистическое, анти­гуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в обществе обеспечивает координацию дейст­вий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые прису­щи всему праву: демократизме, ува­жении прав и достоинства личности, равноправии, спра­ведливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответст­венности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. На­ряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип соче­тания общественных и личных интересов.

Государство социаль­но ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общест­венного развития; за создание системы гарантий, обеспе­чивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нару­шенного права и применению санкции к лицам, винов­ным в нарушении своих обязанностей.

Если бы правам граждан не соответствовали обязан­ности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности — это важнейший гуманистический и демокра­тический принцип построения нормального демократического  правого государства.[16]

Таким образом, мы установили, что правовой статус личности – это определенный комплекс прав, свобод, и обязанностей устанавливаемых государством и закрепляемых в конституции. Именно он является основным критерием при определении степени демократичности государственного строя.

Подводя итог, ядро правового положения личности в обществе состовляет система юридических прав, обязанностей и законных интересов личности в их единстве, т.е. правовой статус личности. Помимо правового статуса, структурными элементами правового положения личности является гражданство и правосубъектность как необходимые элементы правового статуса личности, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности.

Виды правового статуса личности.

Правовой статус личности в обществе выступает как правовой статус гражданина, иностранца либо лица без гражданства. Каждый из этих видов правового статуса представляет собой объективно сложившуюся связь и взаимодействие конституционных и отраслевых прав, обязанностей и законных интересов, которые в свою очередь делятся на общие и специальные, а также на социально-экономические, культурные, политические и личные. Возможно, деление системы прав, обязанностей и законных интересов личности и на другие группы в зависимости от принятых критериев.

Личность, как уже отмечалось, может выступать в одном из трёх правовых (гражданских) состояний относительно к конкретному государству – гражданства, без гражданства, иностранства. Каждое из этих состояний влечёт за собой соответствующий по содержанию вид правового статуса личности. Правовой статус личности в государстве выступает следовательно, всегда в одном из трёх видов – правового статуса гражданина, правового статуса иностранного гражданина, правового статуса лица без гражданства.

Правовой статус гражданина и лица без гражданства всегда один: он определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо  без гражданства проживает. Правовой статус иностранца по существу имеет двойной характер: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус  собственно иностранца. Последний определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный гражданин.

В соответствии с принципом государственного суверенитета каждое государство самостоятельно определяет правовой статус своих граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Вопросы, касающиеся правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, регулируются также международными договорами и соглашениями.

Правовой статус личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) в обществе может быть рассмотрен с позиции выделения в нём основных (конституционных) прав, обязанностей и законных интересов. Конституционные права и обязанности личности, вместе с её интересами охраняемые конституцией, образуя конституционный статус личности. Последний  следует соотносить с отраслевыми  правовыми статусами личности: государственно-правовым, административно-правовым, гражданско-правовым, семейно-правовым и др.

Юридические права и обязанности личности имеют социальное назначение – удовлетворение её многообразных потребностей и интересов. Социальное содержание и назначение прав и обязанностей зависит от вида тех благ, которые лежат в их основе, от вида тех потребностей и интересов, которые удовлетворяются путём их использование и исполнения.

Исходя из социального назначения юридических прав и обязанностей (а также законных интересов),можно выделить следующие виды правового статуса личности: социально-экономический, социально-духовный (культурный), политический и статус личной свободы. Деление прав и обязанностей личности в соответствии с их социальным назначением на четыре вида может быть с одинаковым успехом распространено как на конституционные права и обязанности (конституционный статус), так и на иные права и обязанности (отраслевые статусы).

В правовой литературе, как правило, подчёркивается единство правового статуса граждан государства, определяемого принципом равноправия. Такой подход к характеристике правового статуса граждан требует уточнения. Дело в том, что общетеоретической литературе, как правило, остаётся открытым вопросом о том, какие именно права и обязанности входят в содержание правового статуса граждан.

Общие права и обязанности не исключают, а, наоборот, предполагают наличие прав и обязанностей, которые их конкретизируют (в некоторых случаях – дополняют) применительно к разным людям, характеризуются специфическими чертами. Эти особенные субъективные права и обязанности дополняют единые, общие права и обязанности граждан.

Гражданство.

Государственная организация общества и гражданство.

Существования гражданства обусловленной организацией общества и неразрывно связанно с государством.

С развитием общества его структура, социальная организация людей существенно изменяется: формируются и развиваются новые социальные общности, возникает государственная организация людей. Государство складывается при этом как «учреждение публичной власти, которая уже непосредственно не совпадает с населением, организующим само себя как вооружённая сила». Оно приобретает характер общественной силы.

Большинство граждан в нормальных условиях живёт на его территории. Постоянное проживание на территории государства наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица (человека) с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически – институтом гражданства. Существование гражданства вытекает из государственной организации общества и не определяется законом о гражданстве, а лишь находит в нём юридическое закрепление.

Гражданство – есть юридическое оформление состава населения государства. В законодательстве о гражданстве выражаются интересы человека.

Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица государственно-организованному обществу, рамках которого осуществляется государственная власть, или просто принадлежность к государству.

Государство служит чисто внешним символом единства нации  и народа в рамках того или иного капиталистического государства.

Юридическое содержание гражданства.

С юридической точки зрения  гражданство выступает, одной стороны, как явление объективного права и с другой – как явление субъектного права. В первом случае гражданство представляет собой институт права. Во втором случае речь идет о гражданстве как о признанной законом принадлежность лица к конкретному государству. В этом качестве гражданство опосредствуется субъективными правами личности по поводу гражданства.

Гражданство всё чаще определяется как особая правовая связь личности и государством. Такая характеристика недостаточна полна. Необходимо показать главное – содержание правовой связи лица с государством. На современном этапе наблюдается два основных подхода к решению рассматриваемого вопроса.

В первом случае содержание правовой связи личности с государством усматривается в совокупности прав и обязанностей лица, определяемых государством. Тут юридические права и обязанности выступают не как правовое следствие обладания определённым гражданством, а как само гражданство. Соответственно правовой статус гражданина характеризуется не как проявление определённой правовой связи лица с государством, а как сама эта связь. [17]  Таким образом, гражданство как особая правовая связь лица с государством отождествляется правовым статусом гражданина. А это логически ведет к отрицанию значения гражданства как условия обладания правовым статусом гражданина и его реализации.

Неразрывная вязь правового статуса и гражданства не даёт основания объявлять правовой статус содержанием гражданства как правовой связи личности с государством.

Гражданство – юридическое основание пользования правовым статусом. Но ставить содержание правового статуса в прямую зависимость только от гражданства нельзя, ибо если бы правовой статус определялся только гражданством, то оставалось бы неясным, отчего зависят в государстве правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Изменения правового статуса лица ещё не свидетельствуют об изменении его гражданства. Правовой статус гражданина является показателем, но не содержанием гражданства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты