Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации. Личность может избрать нормы, противоречащие требованиям, заключенным в обязанности.
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами.[12]
Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах[13], предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения ».
В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеобщей декларацией прав человека[14]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[15] также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в обществе (ст. 4). В основе этих ограничений лежит стремление исключить эгоистическое, антигуманное использование прав.
Таким образом, правовой статус личности в обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов.
Государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.
Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности — это важнейший гуманистический и демократический принцип построения нормального демократического правого государства.[16]
Таким образом, мы установили, что правовой статус личности – это определенный комплекс прав, свобод, и обязанностей устанавливаемых государством и закрепляемых в конституции. Именно он является основным критерием при определении степени демократичности государственного строя.
Подводя итог, ядро правового положения личности в обществе состовляет система юридических прав, обязанностей и законных интересов личности в их единстве, т.е. правовой статус личности. Помимо правового статуса, структурными элементами правового положения личности является гражданство и правосубъектность как необходимые элементы правового статуса личности, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности.
Виды правового статуса личности.
Правовой статус личности в обществе выступает как правовой статус гражданина, иностранца либо лица без гражданства. Каждый из этих видов правового статуса представляет собой объективно сложившуюся связь и взаимодействие конституционных и отраслевых прав, обязанностей и законных интересов, которые в свою очередь делятся на общие и специальные, а также на социально-экономические, культурные, политические и личные. Возможно, деление системы прав, обязанностей и законных интересов личности и на другие группы в зависимости от принятых критериев.
Личность, как уже отмечалось, может выступать в одном из трёх правовых (гражданских) состояний относительно к конкретному государству – гражданства, без гражданства, иностранства. Каждое из этих состояний влечёт за собой соответствующий по содержанию вид правового статуса личности. Правовой статус личности в государстве выступает следовательно, всегда в одном из трёх видов – правового статуса гражданина, правового статуса иностранного гражданина, правового статуса лица без гражданства.
Правовой статус гражданина и лица без гражданства всегда один: он определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо без гражданства проживает. Правовой статус иностранца по существу имеет двойной характер: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус собственно иностранца. Последний определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный гражданин.
В соответствии с принципом государственного суверенитета каждое государство самостоятельно определяет правовой статус своих граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Вопросы, касающиеся правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, регулируются также международными договорами и соглашениями.
Правовой статус личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) в обществе может быть рассмотрен с позиции выделения в нём основных (конституционных) прав, обязанностей и законных интересов. Конституционные права и обязанности личности, вместе с её интересами охраняемые конституцией, образуя конституционный статус личности. Последний следует соотносить с отраслевыми правовыми статусами личности: государственно-правовым, административно-правовым, гражданско-правовым, семейно-правовым и др.
Юридические права и обязанности личности имеют социальное назначение – удовлетворение её многообразных потребностей и интересов. Социальное содержание и назначение прав и обязанностей зависит от вида тех благ, которые лежат в их основе, от вида тех потребностей и интересов, которые удовлетворяются путём их использование и исполнения.
Исходя из социального назначения юридических прав и обязанностей (а также законных интересов),можно выделить следующие виды правового статуса личности: социально-экономический, социально-духовный (культурный), политический и статус личной свободы. Деление прав и обязанностей личности в соответствии с их социальным назначением на четыре вида может быть с одинаковым успехом распространено как на конституционные права и обязанности (конституционный статус), так и на иные права и обязанности (отраслевые статусы).
В правовой литературе, как правило, подчёркивается единство правового статуса граждан государства, определяемого принципом равноправия. Такой подход к характеристике правового статуса граждан требует уточнения. Дело в том, что общетеоретической литературе, как правило, остаётся открытым вопросом о том, какие именно права и обязанности входят в содержание правового статуса граждан.
Общие права и обязанности не исключают, а, наоборот, предполагают наличие прав и обязанностей, которые их конкретизируют (в некоторых случаях – дополняют) применительно к разным людям, характеризуются специфическими чертами. Эти особенные субъективные права и обязанности дополняют единые, общие права и обязанности граждан.
Гражданство.
Государственная организация общества и гражданство.
Существования гражданства обусловленной организацией общества и неразрывно связанно с государством.
С развитием общества его структура, социальная организация людей существенно изменяется: формируются и развиваются новые социальные общности, возникает государственная организация людей. Государство складывается при этом как «учреждение публичной власти, которая уже непосредственно не совпадает с населением, организующим само себя как вооружённая сила». Оно приобретает характер общественной силы.
Большинство граждан в нормальных условиях живёт на его территории. Постоянное проживание на территории государства наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица (человека) с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически – институтом гражданства. Существование гражданства вытекает из государственной организации общества и не определяется законом о гражданстве, а лишь находит в нём юридическое закрепление.
Гражданство – есть юридическое оформление состава населения государства. В законодательстве о гражданстве выражаются интересы человека.
Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица государственно-организованному обществу, рамках которого осуществляется государственная власть, или просто принадлежность к государству.
Государство служит чисто внешним символом единства нации и народа в рамках того или иного капиталистического государства.
Юридическое содержание гражданства.
С юридической точки зрения гражданство выступает, одной стороны, как явление объективного права и с другой – как явление субъектного права. В первом случае гражданство представляет собой институт права. Во втором случае речь идет о гражданстве как о признанной законом принадлежность лица к конкретному государству. В этом качестве гражданство опосредствуется субъективными правами личности по поводу гражданства.
Гражданство всё чаще определяется как особая правовая связь личности и государством. Такая характеристика недостаточна полна. Необходимо показать главное – содержание правовой связи лица с государством. На современном этапе наблюдается два основных подхода к решению рассматриваемого вопроса.
В первом случае содержание правовой связи личности с государством усматривается в совокупности прав и обязанностей лица, определяемых государством. Тут юридические права и обязанности выступают не как правовое следствие обладания определённым гражданством, а как само гражданство. Соответственно правовой статус гражданина характеризуется не как проявление определённой правовой связи лица с государством, а как сама эта связь. [17] Таким образом, гражданство как особая правовая связь лица с государством отождествляется правовым статусом гражданина. А это логически ведет к отрицанию значения гражданства как условия обладания правовым статусом гражданина и его реализации.
Неразрывная вязь правового статуса и гражданства не даёт основания объявлять правовой статус содержанием гражданства как правовой связи личности с государством.
Гражданство – юридическое основание пользования правовым статусом. Но ставить содержание правового статуса в прямую зависимость только от гражданства нельзя, ибо если бы правовой статус определялся только гражданством, то оставалось бы неясным, отчего зависят в государстве правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Изменения правового статуса лица ещё не свидетельствуют об изменении его гражданства. Правовой статус гражданина является показателем, но не содержанием гражданства.