Гражданское общество

·     преодоление традиционной конфронтационной граж­данской и политической культуры, т. е. стабилизация обще­ства на основе гражданского мира с приданием ему консти­туционных гарантий.

Таким образом, гражданское общество - необходимый элемент на пути модернизации российской жизни. Можно привести доказательства его необходимости.

Первое. Неэффективно решение всех проблем доверять только власти - это политическая аксиома. Утопично полагать, что власть может всем управлять . Плох тезис : сильное государство - слабый народ. Он плох тем, что у людей в таком случае отсутствуют мотивы роста. Предприниматель , к примеру, ищет не резервы внутреннего развития, а кому дать взятку. Он скорее займется ликвидным бизнесом, торговлей, финансовой аферой. Так отсутствие институтов гражданского общества формирует мобилизационный тип экономики, который не имеет стимулов к саморазвитию, а движется только волевыми толчками сверху.

Второе. Гражданское общество - это универсальный политический стабилизатор. Когда через структуры гражданского общества люди могут решать свои проблемы, не возникает желания действовать методами всеобщего разрушения. Гражданское общество нужно и как гражданский контроль за властью, и как институт постановки проблем перед властью.  Ведь общество стабильно тогда, когда один и тот же человек принадлежит как можно большему количеству групп , - так он лучше понимает общество в целом.

1.3.Что такое третий сектор

В решении ключевых задач формирования гражданского общества и важнейших социальных проблем значительную роль иг­рают негосударственные некоммерческие организации, которые обра­зуют так называемый третий сектор.

Почему третий сектор? В странах, где признается частная собственность, и существует или формируется рыночная экономика, все множество юридических лиц принято под­разделять на три сектора.

Первый сектор объединяет государственные и муниципальные ор­ганизации, то есть организации, имущество которых находится в го­сударственной или муниципальной собственности.

Второй сектор - частные коммерческие организации, то есть орга­низации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной це­ли своей деятельности, и имущество которых не находится в государ­ственной или муниципальной собственности.

Третий сектор - частные некоммерческие организации. Первым от­личительным признаком этих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности и не распределяют полученную прибыль среди своих участни­ков. Второй отличительный признак - имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.

Эти три сектора называют соответственно Государствен­ным, Коммерческим и Некоммерческим.  Следует иметь в виду, что российское законодательство де­лит все множество юридических лиц на два больших класса: коммер­ческие и некоммерческие организации. Среди тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные. То есть, множество коммерческих организаций шире, чем Второй сектор, а множество некоммерческих организаций - соответственно шире, чем Третий сек­тор.

Некоммерческие организации могут существовать в разных органи­зационно-правовых формах. Это может быть потребительский коопе­ратив, общественная или религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, автономная некоммерческая организация и дру­гие. В свою очередь учреждения могут быть государственными, муни­ципальными и частными. Государственные и муниципальные учреж­дения относятся к Первому из выделенных выше секторов. А вот частные учреждения, то есть учреждения, имущество которых не на­ходится в государственной или муниципальной собственности, а при­надлежит гражданам или юридическим лицам, и другие формы не­коммерческих организаций составляют Третий сектор.


1.4.Уставные цели некоммерческих организаций(НКО)

Основным признаком некоммерческой организации в соответствии с законодательством РФ является отсутствие у нее целей извлечения и распределения прибыли. По Гражданскому кодексу некоммерческими признаются те организации(юридические лица),которые не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Рассмотрим вопросы о целях НКО, как они решаются в других законодательных актах.

Конституция РФ.

Согласно ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях”.

Закон отмечает, что общественные объединения могут создаваться для защиты общих интересов и достижения общих целей их членов, а также для содействия реализации прав и законных интересов граждан.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ “О НКО”.

Закон устанавливает , что НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав , законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. Закон определяет, что благотворительная деятельность осуществляется в целях:

·     социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы ;

·     подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев и оказания помощи пострадавшим ;

·     содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов ;

·     содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе ;

·     содействия защите материнства, детства и отцовства ;

·     содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности ;

·     содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни ;

·     охраны окружающей среды и защиты животных ;

·     охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое , культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Закон не признает в качестве благотворительных целей использование денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержку политических партий, движений групп и кампаний.


1.5.Теоретические предпосылки развития третьего сектора в России

Особенности социально-экономических процессов, протекаю­щих в сегодняшней России, предоставляют возможность взглянуть на проблемы формирования и функционирования третьего сектора с позиции, которая в запад­ной теоретической традиции не нашла, в силу ряда причин, достаточного числа сторонников и приверженцев. Представляет­ся вполне естественным, что различные социальные системы вы­рабатывали разные теоретические языки своего самоописания, которые, по этим причинам, оказались далеко не так универ­сальны, как это предполагалось в процессе их создания.

Третий сек­тор - это особый общественный институт, образуемый сово­купностью негосударственных и некоммерческих организаций, которые своей деятельностью обеспечивают, некую часть соци­ального воспроизводства.

Здесь необходимо сказать несколько слов о том, что понима­ется в данном контексте под социальным воспроизводством. На­чиная приблизительно с середины предшествующего десятилетия в России стал складываться теоретический подход, в рамках ко­торого предпринята попытка разработать комплекс проблем, связанных со спецификой сферы социального воспроизводства по сравнению со сферой материального производства, производ­ства вещей, продукта .

В рамках этого подхода социальное воспроизводство пред­ставляет собой всю ту сферу жизнедеятельности общества, где происходит поддержание, восстановление и развитие возможно­стей и способностей человека как природного (биологического) и социального существа. Иными словами -это сфера, которая обеспечивает приобретение и сохранение тех человеческих ка­честв, которые позволяют людям адекватно выполнять требова­ния, которые предъявляет им общество.

Сфера социального воспроизводства как развитая и органи­зованная в масштабах всего общества сторона его целостной жизнедеятельности является одним из двух важнейших подраз­делений общественного производства взятого в целом. Другое подразделение - собственно производство материально-ве­щественных условий существования общества, реализующееся в товарной форме. Оба эти подразделения в современных общест­вах объективно находятся в сложных и не вполне равноправных взаимоотношениях.

Так, с одной стороны, именно в сфере материального произ­водства создаются условия и предпосылки для самого сущест­вования сферы социального воспроизводства. Последняя функ­ционирует и может функционировать только за счет части стои­мости, произведенной в материальном производстве. Но, с дру­гой стороны, именно в сфере материального производства про­исходит основной процесс использования и потребления челове­ка как продукта социального воспроизводства. И успешность,  продуктивность товарного производства зависит главным образом от того, какими свойствами и качествами су­мела наделить человека сфера социального воспроизводства. Но это лишь в конечном счете. А в действительности существует от­четливая тенденция, в соответствии с которой материальное производство (в чьих бы руках оно ни находилось) всегда стре­мится недовозместить услуги и труд, осуществленный в воспро­изводственной сфере, и направить, таким образом, сэконом­ленные средства на свои внутренние нужды.

В условиях государственно-социалистической системы это явление получило название «остаточного принципа» финансиро­вания социальной сферы. Попытки изучения его природы но­сили случайный характер . Достаточно раз­вернутого научного осмысления данного явления в ту пору не требовалось. Казалось, что обозначив его негативный смысл, совсем нетрудно выработать рецепты, т. е. найти виноватых. В научных кругах до сих пор сохраняются рецидивы подобного отношения к данной проблеме .

В индустриальных обществах было выработано и опробова­но множество различных механизмов, призванных устанавли­вать относительное равновесие в отношениях между этими под­системами. Теоретически возможны две основные полярные мо­дели существования социального воспроизводства и, одновре­менно, два способа разрешения извечного противоречия между ними относительно доли, подлежащей возвращению человеку в качестве средств его существования и развития.

В соответствии с первой, проблема воспроизводства есть лич­ная проблема каждого индивида. Заработная плата или доход - это результат его умения продать себя наиболее выгодным образом. Умение получить столько, сколько ты стоишь, дает свободу и в сфере воспроизводства. Человек получает возмож­ность индивидуализировать условия для восстановления своих физических сил, приобретения дополнительных знаний и навыков, вообще всей сферы своего существования, поскольку его деньги дают ему возможность свободного выбора. Но он же и отвечает сполна за все свои неудачи. Это грубо обозначенная жестко-либеральная и, конечно, утопическая модель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты