Проанализировав окружение, определив потенциальные потребности в добровольческом труде, необходимо решить кадровые вопросы и обозначить структуру центра(Приложение 2).
Сотрудниками добровольческого центра могут быть как добровольцы, так и оплачиваемый персонал. Это позволит избежать многих трудностей во взаимоотношениях как с добровольцами, так и внешним окружением. Поэтому оплачиваемые сотрудники центра должны делать какую-либо социально значимую работу на добровольческой основе.
К оплачиваемому персоналу могут относиться: руководитель, бухгалтер, специалист. Остальные сотруднике в офисе могут быть добровольцами.
Для руководителя и специалиста необходимы знания в области управления и социальной психологии. Необходимо умение планировать и управлять различными проектами, знание психологии межличностных взаимоотношений, развития мотиваций, различных групповых процессов.
Структура добровольческого центра может строиться по схеме, отражающей не только административные связи, но и функциональные направления работы(Приложение 3).
Добровольческие программы могут развиваться по различным направлениям, но для того что бы они были более эффективны, необходимо по возможности соблюдать принцип объединения.
Принцип объединения заключается в следующем: добровольческие программы легче проводить с людьми живущими, обучающимися или работающими в одном месте. Если создать своеобразную сеть своих представителей в крупнейших образовательных и производственных структурах, будет гораздо легче привлекать людей к участию в добровольческой деятельности. Это вызвано тем, что ваши представители будут обладать информацией о процессах, которые идут внутри их организации. Они будут знать мотивы конкретных людей, знать что им необходимо, как эти люди смогут удовлетворить свои потребности, участвуя в добровольческой деятельности.
Подобный принцип используется и в развитии добровольческих инициатив по месту жительства. С одной стороны, люди могут самоорганизовываться для улучшения жизни в месте их проживания, а с другой, их можно пригласить участвовать в добровольческих программах, которые проходят вблизи от их дома. Организационными звеньями здесь могут выступать не только домовые комитеты и ЖЭУ, но и преподаватели школ, работающие как с детьми, так и с их родителями.
Иногда, возникает момент, когда часть людей, обратившихся в центр, не может выбрать для себя подходящие добровольческие вакансии. К сожалению, возникают трудности подобного рода. В этом случае, можно попробовать собрать этих людей вместе и провести с ними деловую игру по разработке проекта, в котором они могли бы принять участие в качестве добровольцев. В некоторых случаях игровой проект перерастает в реальный. Подобное происходит часто с людьми, потребностью которых является определенная социальная востребованность. Чаще всего это - молодежь. Начав самостоятельно определять проблему, которую они будут разрешать, эти люди уже начинают удовлетворять свои мотивации. Роль добровольческого центра в данном случае - это объединить социально активных людей и создать условия для разрешения определенной социально значимой проблемы.
Деятельность добровольческого центра, если она нацелена на успешность, должна вписываться в городскую жизнь, должна стать ее обязательным атрибутом. Подобной ее должен сделать активный подход в воплощении программ и и продвижение ваших результатов через СМИ. Необходимо рассказывать о каждом проекте, пропагандировать добровольцев, привлекать к ним внимание. Это следует делать для того, что бы люди “привыкали” к идеи добровольчества. Чтобы оно стало необходимым требованием и критерием успешности представителя общества.
2.4.Финансирование
Источники образования финансовых средств и имущества некоммерческой организации
Федеральный Закон Российской Федерации «Об Общественных Объединениях» (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года). Закон определяет источники формирования имущества общественного объединения. Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов (ст. 31).
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года). Статья 26 Закона определяет, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
· регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
· добровольные имущественные взносы и пожертвования;
· выручка от реализации товаров, работ, услуг;
· дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
· доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
· другие не запрещенные законом поступления.
Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
Федеральный закон от II августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят Государственной Думой 7 июля 1995 года). В соответствии с данным Законом источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:
· взносы учредителей благотворительной организации;
· членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
· благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
· доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
· поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
· доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
· поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
· доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
· труд добровольцев;
· иные не запрещенные законом источники (ст. 15).
Отметим некоторые особенности формирования имущества и средств некоммерческих организаций по видам источников.
Уставный капитал. Гражданским Кодексом Российской Федерации не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала некоммерческой организацией, однако регистрирующие органы требуют внесения уставного капитала при создании благотворительного фонда. В Указе Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (пункт 3, подпункт «г») говорится, что уставной капитал должен составлять не менее 100 минимальных заработных плат. В таком размере его обычно и формируют.
При формировании уставного капитала учредителям необходимо учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 118 Гражданского Кодекса, имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.
Порядок формирования, доли учредителей, сроки внесения денежных средств и (или) имущества в уставной капитал определяются в уставе и учредительном договоре.
При регистрации некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм формирование уставного капитала не является обязательным, но поскольку в законодательстве не содержится прямого запрета на такие действия, учредители по своему усмотрению имеют право его сформировать.
Членские взносы. Членские и вступительные взносы присутствуют как источник формирования имущества в организационно-правовых формах, предусматривающих членство, а именно: в общественных объединениях, религиозных организациях, партиях, ассоциациях (союзах). Сроки, размеры и порядок внесения членских взносов предусматриваются уставом общественного объединения или религиозной организации.
Таким образом, возникает возможность дифференцированного подхода к определению размеров, сроков и порядка внесения взносов для каждого члена организации. Более того, в уставе общественной или религиозной организации может и не предусматриваться внесение вступительных и членских взносов.
Устав членской организации может предусматривать внесение вступительных и членских взносов как финансовыми средствами, так и имуществом в натуральном выражении. Члены общественных и религиозных объединений утрачивают право собственности на имущество, переданное в качестве членских взносов (пункт 2 статьи 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Целевые взносы учредителей. Принимая решение о создании некоммерческой организации, учредители, помимо передачи средств в качестве уставного капитала, имеют право передать организации право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач. Благотворительные и иные общественные фонды, являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им учредителями. Такое имущество закрепляется на балансе в качестве основных средств.
В ходе деятельности организации учредители также имеют право передать некоммерческой организации денежные средства или имущество. При этом в договоре о передаче имущества могут быть оговорены как обще уставные, так и конкретные цели и виды деятельности, на которые может быть использовано имущество. При передаче имущества учредитель (участник) имеет право требовать заключения договора, в котором может быть оговорена цель передачи имущества и ответственность некоммерческой организации за использование имущества не по назначению.
Добровольные пожертвования и гранты. Независимо от организационно-правовой формы некоммерческой организации, источником формирования ее имущества могут являться добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
С некоторых пор в некоммерческом секторе прочно укрепился термин «грант». До недавнего времени этот термин обозначал пожертвования иностранных благотворительных организаций. Статус гранта в этом значении впервые был легализован Письмом Госналогслужбы и Минфина от II июня 1993 года №№ЮУ-4-06/88Н, 04-06-01 «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций». Однако, с изданием Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации № 35 в редакции от 29 июня 1995 года, указанное письмо утратило силу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12