Гражданское общество

Нынешняя ситуация, пока еще, обстоит таким образом, что даже многие трудоспособные и активные слои вынуждены на­ходиться на иждивении общества, не говоря о том, что отсутст­вуют условия для сокращения иждивенчества тех категорий «законных» получателей помощи, которые ощущают в себе си­лы и способности к самообеспечению. Сегодня масштаб вынуж­денного, реального иждивенчества превышает производительные возможности активной трудоспособной части общества. С этим связано и большинство тех проблем, которые касаются институ­ционального оформления новых отношений в области социаль­ной защиты населения.

Существует также конфликт между элементами старой (административно-государственной) и новой (гражданской) системы:  между группами, попадающими в новую рыноч­ную среду рисков, и категориями, подлежавшими социальной защите в условиях социализма и претендующими на льготы в соответствии со своими заслугами.

Необходимость в социальной защите растет, а адекватной системы контроля за развитием ситуации еще не создано. Преж­ние институты и учреждения способны оценивать ситуацию только по подконтрольной, подчиненной им (т. е. государствен­ной) сфере, которая сегодня не охватывает всего процесса и яв­но не справляется с действительными масштабами незащищен­ности. Многие формы незащищенности оказываются не только необеспеченными соответствующими программами и ресурсами, но и просто неучтенными.


2.1.Средства массовой информации и некоммерческие организации

Спор о том, что призваны делать средства массовой информации(СМИ) - лишь отражать общественное мнение или еще его формировать  можно считать законченным. Бесспорно и то, и другое. Информация в прессе неотделима от интерпретации. Об этой же тенденции свидетельствуют социологические исследования - около половины опрошенных по-прежнему верят газетам и телевидению, столько же положительно ответило на вопрос, что не надо никакой цензуры, столько же уверены, что средства массовой информации следят за соблюдением прав и свобод граждан. Однако, чтобы быть институтом гражданского общества, СМИ нужно обратить внимание на следующие тенденции.

Областная исполнительная власть Иркутской области не является учредителем какой либо газеты, а сотрудничает со всеми общественно-политическими изданиями. Казалось бы, так решена проблема давления власти на прессу. Однако, утратив это давление, СМИ оказались под другим влиянием. За статьями стоят коммерческие интересы, часто узкогрупповые. Не идеологическая, но коммерческая зависимость вынуждают признать, что ожидания к СМИ, как к самому действенному институту гражданского общества оказались завышенными.

Другая проблема заключается в подготовке журналистов. По-прежнему считается, что стержневой дисциплиной является филология и крайне мало уделяется внимания преподаванию экономики, политики, культуры. В результате сейчас в Иркутской области очень мало политических обозревателей, журналистов с современными экономическими знаниями.

Но самой главной представляется проблема, которая заключается в том, что широкие круги общественности оказываются неосведомленными о деятельности НКО на территории области, и даже, иногда, о самом существовании подобных структур. Для того, чтобы граждане знали о работе, которая ведется общественными организациями, необходима систематическая подача информации, т.е. постоянные рубрики в газетах и теле- и радиопередачах. Естественно, здесь возникают трудности, т.к. для этого нужны большие суммы денег на оплату полос в газетах и эфирного времени, а у некоммерческого сектора постоянная проблема в недостаточном финансировании. Думается. что в этой ситуации, НКО просто не обойтись без поддержки государственной власти.

Так, в октябре 1996 г. на Радио России выходила в эфир серия передач Би-Би-Си МПМ “Третий сектор”. Серия состояла из 10 25-минутных программ, из которых  можно было узнать, что такое третий сектор, зачем создаются НКО, кто такие добровольцы, как собирать деньги для НКО, какие существуют отношения между Третьим (некоммерческим), Первым (государственным) и Вторым (частным) секторами, какие законы регулируют работу третьего сектора. Ответ на эти и многие другие вопросы авторы серии попытались найти в России и Великобритании. Несомненно, эта информация была очень полезна для аудитории. Большой плюс и в том, что аудитория у Радио России многочисленна, составляет несколько миллионов человек. Но этот цикл передач закончился, а множество вопросов осталось и с течением времени возникают все новые и новые.

Еще раз подчеркну, что в данной ситуации необходимо систематическое информирование широких кругов общественности о деятельности третьего сектора в Иркутской области, постоянные рубрики, а не от случая к случаю. Только тогда, когда люди будут знать о проводимых некоммерческими организациями акциях, о результатах их деятельности, о требуемой помощи, возможно поывшение гражданского самосознания и эффективного развития гражданского общества.

В настоящее же время в Иркутской области распространение информации идет, в основном, через прессу некоммерческого сектора.

Координирующим Центром некоммерческого сектора на территории Иркутской области в распространении информации является Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив (СЦПОИ).

2.2.Образование

Демократия не может функционировать без демократов, а их не будет без политического образования. Поэтому необходимо институционально обеспечить заботу о существовании граждан , чтобы каждый гражданин мог, располагая достаточной информацией, участвовать в  жизни государства - не только в выборах, с полной ответственностью и обладая зрелыми суждениями, чтобы общественная жизнь была просматриваемой, открытой для всех, чтобы обладающих властью можно было заменить  и чтобы уважались меньшинства.

Политическое образование возникло очень давно и было необходимо для того, чтобы люди (и прежде всего молодежь) идентифицировали себя с существующим строем. До сих пор дидактика гражданского воспитания делает упор на коллективные формы работы как наиболее  эффективные с точки зрения фактора сопричастности обществу в процессе управляемой политической социализации.

Сегодня остро стоит проблема создания действенной модели гражданского воспитания, где педагоги и обучаемые, используя базу своих знаний и человеческий потенциал, привлекая ресурсы власти и бизнеса, могли бы сами решать социальные проблемы. Школы, средние специальные и высшие учебные заведения должны стать своебразным инкубатором в вопросах досуга, спорта, экологии, народных ремесел и праздников, решения проблем престарелых и инвалидов, вовлекая все новые когорты населения строительство гражданского общества не на словах, а на деле. Практика самоуправления - единственный действенный метод политического воспитания.

Лет 10-15 назад педагоги хорошо знали, что воспитательную работу с подрастающим поколением эффективнее проще всего вести через вовлечение своих подопечных в детские, юношеские и молодежные общественные организации. Благо их было много, на любой возраст , вкус и интерес : октябрятская и пионерская дружины, комсомол, КИД, ученическое общество знаний, боевая комсомольская дружина по охране природы и так далее. Благодаря деятельности этих организаций во многом, или хотя бы частично решались такие проблемы как : чем заняться в свободное время, как воздействовать на нерадивого ученика, о чем поговорить на классном часе, куда направить энергию молодых лидеров, как повысить социальную адаптацию подростков и многие другие.

Сегодняшнее поколение 7-17-летних о такой деятельности , как безвозмездная работа на благо других, как членство в общественной организации и вытекающие отсюда права и обязанности, как социальная инициатива и активная жизненная позиция чаще всего не имеют никакого понятия (за редким исключением).

Иркутское представительство Сибирского Центра Поддержки Общественных Инициатив, откликаясь на сложившуюся ситуацию, в течение августа 1997 г. организовало бесплатные консультации для представителей школ и средних специальных (технических) заведений по разработке и проведению спецкурсов, факультативов и классных часов по граждановедению и развитию некоммерческого сектора России. В продолжение развития данного направления в октябре этого года  проводился семинар “Взаимодействие третьего сектора (общественных и некоммерческих организаций) и систем образования”. А в ноябре реализовалась программа “Мой город”, рамках которой проходит обучение учащихся школ, колледжей, техникумов навыкам общественной работы, затем ребята будут разрабатывать и реализовывать самостоятельные добровольческие проекты. Цель программы - развитие социальной активности учащейся молодежи и подростков.

Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив проводит консультации по вопросам обучения, связанным с деятельностью некоммерческого сектора, для работников школ, профтехучилищ, техникумов (колледжей) и вузов. Даются рекомендации по составлению учебных планов и выдаются методические материалы по различным темам (что такое НКО, привлечение добровольцев в НКО, управление общественными организациями и другие). Также решено проводить специальные уроки в школах и занятия в вузах, где выступят активисты общественного движения и расскажут о своих и других некоммерческих организациях.

Культурный центр ИрГТУ и Байкальский региональный Союз женщин “Ангара” готовит создание элективного курса по финансовоиму развитию и привлечению добровольцев в НКО для студентов 3-го курса ИрГТУ, созданию методического центра подготовки специалистов по финансовому развитию и привлечению добровольцев, включению курса в учебные планы других учебных заведений области.


2.3.Добровольческое движение

2.3.1.Привлечение добровольцев

Важнейшим отличительным признаком добровольчества является социальная значимость работы, которую делают добровольцы.

Добровольчество - это возможность человеку почувствовать себя гражданином. Ведь глобальные изменения в окружающей нас жизни могут начаться с малого поступка.

Сегодня добровольчество сравнительно новая идея, неоднозначно воспринимаемая в обществе. Это уникальная для человека возможность совместить удовлетворение своих личных и социальных потребностей.

Для чего общественная организация старается привлечь в работу добровольцев? Чем добровольцы помогают организации помимо выполнения конкретной работы? Важно, что общественная поддержка положительно влияет на имидж организации, подчеркивает ее социальную значимость. С привлечением добровольцев решается часть финансовых проблем организации, увеличивается круг общения, организация получает новые интеллектуальные ресурсы, профессиональные и консультационные услуги, новые материальные ресурсы. Также появляются новые постоянные члены  и сотрудники организации из числа добровольцев. Большое преимущество заключается в том, что привлекается внимание общественности к проблемам, которые решает организация и в некоторой степени решаются социальные проблемы(например, привлекая молодежь, происходит  профилактика подростковой преступности).

Теперь рассмотрим вопрос, который непонятен многим, - почему же люди приходят в общественную организацию, хотят работать в качестве добровольцев?

Мотивация - то, что толкает нас совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей потребностью. Благодаря влиянию мотиваций, один человек тратит огромное количество времени и сил на самоутверждение, а другой на личное самосохранение. Мотивации располагаются в иерархической значимости.

Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу :

наиболее сильные мотивы, которые руководят действиями человека, находятся в ее основании. Например, если человеку не хватает воздуха, он готов рисковать жизнью. И вопросы личного престижа в этот момент его не волнуют. Но по мере удовлетворения очередной потребности на первый план выходит следующая. На формирование потребностей и движение мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты