Предпринимательская деятельность образовательных учреждений регулируется Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки общеобразовательных программ и государственных образовательных стандартов. Если доход от такой деятельности направляется на уставную деятельность государственного или муниципального образовательного учреждения, то такая деятельность не относится к предпринимательской.
Если платные образовательные услуги оказываются вместо или в рамках основной образовательной деятельности, то такая деятельность считается предпринимательской. Как правило, она осуществляется без согласия собственника в лице соответствующих органов управления образованием. Доходы от такой деятельности изымаются ими в соответствующий бюджет.
Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся и воспитанников на основании договора за образовательные услуги, в том числе и за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Если доход от такой деятельности идет на уставную деятельность, то такая деятельность не рассматривается как предпринимательская.
Образовательные учреждения вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не связанную с предоставлением образовательных услуг, если такая деятельность предусмотрена уставом данного образовательного учреждения. Причем такая деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от такой деятельности доход не направляется на уставную деятельность образовательного учреждения.
Собственник или уполномоченный им орган управления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб его уставной деятельности. Прибыль, полученная государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями (при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности) не подлежит налогообложению, если она направляется на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном учреждении.
Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1994 года № 407 «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России», предполагает освободить бюджетные (государственные и муниципальные) образовательные учреждения от обязательной продажи части валютной выручки, полученной ими от продажи лицензий, экспорта научно-технической и образовательной продукции. Государственным образовательным учреждениям разрешено осуществлять подготовку специалистов на договорной основе за плату, предоставляемую физическими и юридическими лицами, самостоятельно устанавливать размеры оплаты за проживание в общежитиях, коммунальные и бытовые услуги, непосредственно не связанные с учебным процессом.
Указ Президента РФ от 9 сентября 1992 года № 1553 «О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений» предоставляет им право самостоятельно использовать переданное им имущество, в том числе и для ведения предпринимательской деятельности, сдачи его в аренду или пользование.
Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1993 года № 1347 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров РФ», тем из них, которые являются бюджетными учреждениями, разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность с целью использования свободных производственных мощностей и повышения квалификации кадров. В то же время устанавливается запрет на внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ, сдачу его в аренду или залог.
Предпринимательская деятельность учреждений культуры регулируется Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. Предпринимательская деятельность учреждений культуры осуществляется в соответствии с уставами этих некоммерческих организаций, утвержденных учредителями (собственниками). Собственниками государственных муниципальных учреждений культуры выступают: Российская Федерация, субъекты федерации, городские, сельские, поселковые, муниципальные образования в лице соответствующих органов управления. Собственниками негосударственных учреждений выступают юридические и физические лица.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). До принятия Закона РФ «О некоммерческих организациях» общий порядок ведения ассоциациями предпринимательской деятельности регулировался ГК РФ и другим действующим законодательством. ГК РФ допускает создание ассоциаций коммерческих и (или) некоммерческих организаций, члены которых сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Самостоятельная предпринимательская деятельность ассоциациями коммерческих организаций не допускается, иначе такие ассоциации фактически становились бы предприятиями. Поэтому, в соответствии с ГК. РФ ассоциации коммерческих организаций, ведущие предпринимательскую деятельность, должны быть преобразованы в предприятия (хозяйственные товарищества, общества), либо должны создать для ведения предпринимательской деятельности предприятия, либо принять участие в деятельности такого предприятия.
Этот принцип просматривается в принятом до вступления в силу ГК РФ Законе РФ от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в РФ». Хотя торгово-промышленные палаты являются общественными организациями, объединяющими предприятия и индивидуальных предпринимателей (общественная организация вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность), торгово-промышленные палаты не ведут такой деятельности и создают для этого предприятия (пункт 3 статьи 12 Закона). Различные объединения коммерческих организаций, созданные в форме товариществ, акционерных обществ до вступления в силу ГК РФ и не осуществляющие предпринимательской деятельности, могут быть преобразованы в ассоциации некоммерческих организаций.
Ассоциации, объединяющие коммерческие и некоммерческие организации, осуществляют предпринимательскую деятельность в таком же порядке, что и ассоциации коммерческих организаций. Ассоциации некоммерческих организаций осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с тем законодательством, по которому они созданы, и по тем направлениям, которые определены в их уставах.
3.Информационная поддержка добровольческого движения
3.1.Актуальность и постановка задачи информационной поддержки
добровольческого движения
Как было показано в главе 2, важная роль в формировании гражданского общества принадлежит добровольческому движению. Это обусловлено тем, что построение гражданского общества полностью зависит от общественного самосознония. Вести просветительскую работу, информировать граждан об их правах и обязанностях, организовывать инициативных людей, желающих принести пользу обществу как таковому или оказать помощь в ней нуждающимся : все это и есть добровольческое движение.
Одной из проблем зарождающегося добровольческого движения в Иркутской области является привлечение добровольцев и распределение вакансий на общественную работу, предложенную некоммерческим организациями в связи с проведением определенных акций. Таким образом, возникает задача информационной поддержки добровольческого движения на территории Иркутской области.
Культурный центр ИрГТУ выступил с инициативой помочь в решении проблемы привлечения добровольцев из числа студентов и сотрудников Университета. Этому также может способствовать введение элективной дисциплины, знакомящей студентовс третьим сектором на 3 курсе ИрГТУ. В этой связи представляется целесообразным создание и ведение «Базы данных добровольцев и вакансий» в культурном центре ИрГТУ. В результате анализа информации была определена необходимость создания информационной базы, состоящей из 4-х баз данных: «Добровольцы», «Вакансии», «Литература», «Благотворительные Фонды».
Структура данных
1.База данных «Добровольцы»
Поле
Тип
Описание
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Отчество
Текстовый
Дата рождения
Дата
Профессия
Текстовый
Место работы
Текстовый
События
Мемо
Характеристика добровольца
Адрес
Текстовый
Телефон
Численный
Общественный Интерес
Текстовый
Род деятельности
2.База данных «Благотворительные фонды»
Поле
Тип
Название
Текстовый
Общественный интерес
Текстовый
Условия выдачи гранта
Мемо
Адрес
Текстовый
3. База данных «Вакансии»
Поле
Тип
Описание
Организация
Текстовый
Акция
Текстовый
Общественный Интерес
Текстовый
Род деятельности
Дата проведения акции
Текстовый
Объем работ
Мемо
Количество вакансий
Численный
Адрес
Текстовый
Телефон
Текстовый
4.База данных «Литература»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12