В соответствии со второй, проблема воспроизводства решается за счет всеобщей социализации (обобществления) средств всех субъектов общества, из которых доля, направляемая на нужды воспроизводства, определяется в плановом порядке «по всеобщему согласию». Данная модель может быть обозначена как социалистически-этатистская.
Очевидно, что ни одна из этих моделей в реальности никогда не осуществлялась, но они всегда оказывали серьезное идеологическое воздействие на процесс формирования конкретных национальных систем социального воспроизводства. Поэтому действительные системы, сложившиеся в современных индустриальных обществах, конечно же, совершенно не похожи на эти утопии, но всегда имеют некоторый вектор, склоняющий их к одному или другому полюсу.
Как бы то ни было, но проблема недовоспроизводства социальной сферы существует постоянно (при любой сложившейся в данном обществе модели) в силу, как уже было сказано, изначально неравноправного положения двух видов производств. Большинство конфликтов и кризисов общесоциального характера, обусловливается постепенным накоплением и обострением претензий именно в сфере отношений между данными видами производств (или представляющими их классами, как кому больше нравится). Однако, вопреки господствовавшей у нас долгое время концепции классового конфликта как движущей силы истории, потребность в сотрудничестве и в согласии - более фундаментальное свойство социальной системы.
Иными словами помимо официального уровня социального воспроизводства в обществе всегда существует некоторая область неофициальных отношений, выполняющих те же самые функции, но не имеющая возможности или желания заявить о себе как о реальном и значимом феномене жизни. Она стремится исправить то, что с точки зрения индивида кажется несправедливым. Это область, в которой зачастую осуществляется перераспределение значительных средств, находящихся в распоряжении отдельных членов сообщества. Они направляются на разные нужды воспроизводства по таким личным каналам, как семейные, родственные, дружеские связи и отношения, или в соответствии с более общими соображениями, морального, религиозного, национально-общинного и иного характера. И при этом весьма важно то, что в этом перераспределении утрачивается значимость стартовой принадлежности индивидов, и оно постепенно приобретает межстартовое направление, формируя и укрепляя общественную солидарность.
Однако, с течением времени, эта неофициальная форма перераспределения начинает приобретать вполне институциональные черты. Она начинает внутренне дифференцироваться, специализироваться и объединяться, вырабатывать собственные правила, обрастать профессиональной инфраструктурой и заявлять о себе как о гражданском институте, действующем независимо и наряду с учреждениями государства и рынка.
Сегодня для большинства развитых стран он представляет собой такой общественный институт, который сформировал механизмы социального взаимодействия, способные разрешать обозначенное выше противоречие наименее конфликтным образом. Эти механизмы приобрели соответствующую легитимацию, были возведены в степень социально одобряемых и поддерживаемых. Для них были сформированы такие экономические условия, которые позволяют им выполнять принятые на себя функции наравне и в сотрудничестве с государственными и экономическими структурами. Это институт, посредством которого все три стороны (государство, предприниматель и рядовой человек) оказываются связанными системой отношений, позволяющей решать вопросы воспроизводства совместно на основе гибкой системы договоренностей. Она отличается с одной стороны от государственных норм-предписаний, а с другой и от договорно-эквивалентного принципа, характерного для отношений внутри коммерческого сектора.
Реальные формы существования третьего сектора в разных странах являются, с нашей точки зрения, итогом разрешения длительных противоречий и компромиссов между государством, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном воспроизводстве.
При таком подходе можно утверждать, что третий сектор как сфера, где осуществляется негосударственное и нерыночное (коммерческое) социальное воспроизводство, представляет собой общественный институт, который начал формироваться в последнее столетие в странах западной цивилизации для того, чтобы уравновешивать отношения между двумя основными производственными подсистемами общества на более или менее эквивалентных, партнерских основах. При этом он стремится соединить достоинства государственной и рыночной форм организации социального воспроизводства и минимизировать некоторые присущие им негативные эффекты.
С экономической точки зрения третий сектор это посредник между двумя важнейшими подразделениями общественного производства -материально-вещественным (товарным) и социально-воспроизводственным (товарным лишь отчасти). Однако его посредническая роль отнюдь не нейтральна. Он безусловно защищает и отстаивает интересы социально-воспроизводственной подсистемы. В то же время его участники, как правило, в равной степени принадлежат обоим видам производств.
С институциональной точки зрения третий сектор это посредник между рынком и государством. Общественный институт, который действует по своим правилам, не являющимся ни административными, ни рыночными. Однако, и в данном случае, гражданский статус участников подразумевает одинаковую их правоспособность, как в административно-политической, так и в экономической сферах.
Подобное положение третьего сектора позволяет ему справляться с целым комплексом таких сложнейших социальных задач, как:
· привлечение дополнительных ресурсов общества в сферу социального воспроизводства, при помощи иных, помимо налоговых, механизмов и дополнительных источников их аккумуляции;
· мобилизация имеющихся ресурсов на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения;
· воздействие на оперативное перераспределение средств в соответствии с меняющейся социальной ситуацией и возникновением новых проблем;
· реализация новаторских социальных программ, т. е. программ, которые еще не имеют общепризнанного статуса и всеобщей поддержки. Выполнение этой задачи способствует развитию и совершенствованию самой системы и качества социального воспроизводства. При этом, зачастую, осуществление подобных программ производится без мобилизации дополнительных общественных средств, за счет собственных моральных и интеллектуальных ресурсов и использования уже имеющейся инфраструктуры.
Все это вместе способствует большей гибкости всей системы социального воспроизводства, повышает ее чувствительность к изменяющимся условиям и обстоятельствам, ограничивает тенденцию чрезмерной поляризации жизненных горизонтов для различных людей, обеспечивает достижение общественного согласия.
Третий сектор как сфера, где происходит компенсация негативных последствий исключительно государственной или исключительно рыночной форм организации социального воспроизводства, в некоторой степени существует всегда, в любом обществе, при любом типе государства и экономического строя. Другое дело, что в общественных системах, в которых само отношение между рынком и государством носит неравномерный характер (т. е. когда одна из сторон приобретает гипертрофированное значение), его возможности и функции более ограничены.
Если использовать такой подход, то и в России функционирование третьего сектора в его нынешних формах является результатом разрешения определенных социальных противоречий между государством, рыночными субъектами и самими гражданами. При этом характеристика этих противоречий и способов их разрешения и обусловливает специфику того, что фактически представляет собой сегодняшний третий сектор.
В условиях советской экономической системы фактически преобладал второй из отмеченных тип организации социального воспроизводства. Государство монополизировало эту сферу, несмотря на номинальное существование сектора общественных организаций.
В советской идеологии общественные организации рассматривались как часть административной системы общества. Главной функцией общественных организаций и объединений граждан считалось обеспечение участия населения в управлении обществом. При этом зачастую самые массовые, централизованные общественные организации именовались «школой коммунизма» для трудящихся, для молодежи, для колхозного крестьянства и т. п. В действительности членство в таких организациях выполняло функции демонстрации лояльности к господствующему режиму и ритуально-символической причастности каждого к делам государства. Общественные организации являлись элементами государства, а не элементами гражданского общества. Право на все то, чем они располагали, было фактически в руках государства.
В настоящее время административной системы в ее прежнем виде не существует, однако ее следы продолжают напоминать о себе в деятельности ряда социальных институтов. В том числе сохранились и некоторые представления о функциях общественных организаций и их месте в структуре общества.
В то же время процесс трансформации российского общества сопровождается изменением роли государства и переносом центра тяжести многих воспроизводственных задач преимущественно на возрастающую активность и ответственность самих граждан, их хозяйственных, политических и иных организаций и объединений.
Кризис в экономической и политической сферах обостряет старые и способствует появлению новых социальных проблем. Государство сегодня уже отказалось от многих функций патронажа или выполняет их по-иному, хотя потребность в социозащитной деятельности сохраняется и даже расширяется. Очевидно, что система государственной социальной защиты объективно неспособна справиться с решением огромного комплекса накопившихся и постоянно возникающих новых проблем и выполнением безмерно расширяющегося объема функций, обусловленных вхождением в рынок. Кто-то должен взять на себя эти функции, однако их распределение между государством и обществом до сих пор остается неопределенным.
Новые негосударственные, ранее неизвестные, гражданские институты возникают в нашем обществе не столько в качестве естественного результата социально-экономического реформирования, сколько в качестве спонтанной реакции населения на ситуацию переходного периода.
При этом наиболее сложным и трудоемким является процесс формирования низовых, территориальных институтов социальной защиты, образуемых по инициативе и с участием самих граждан, т. е. того, что мы называем благотворительными организациями. Мотивы создания таких организаций и способы, которыми они пытаются решать свои задачи, наиболее оперативно и полно высвечивают основные проблемы и противоречия нынешнего переходного периода. Уровень развития и способы функционирования новых инициатив социальной защиты является индикатором успешности перехода к гражданским (в противовес только административно-государственным) методам социальной защиты населения.
2.Проблемы развития третьего сектора в Иркутской области
Прежде всего следует отметить, что в настоящее время существует несогласованность в рамках старой государственной системы между традиционными получателями государственной помощи и поддержки.
Оставшаяся в наследство от социализма, слегка модернизированная система учреждений социального обеспечения не в состоянии решать задачи, встающие перед обществом, находящимся на пути перехода от государственно-уравнительной к рыночно-конкурентной системе социальных отношений. Место и авторитет этих органов и учреждений в совокупности других более приоритетных сфер государственного управления, финансовые возможности, кадровое обеспечение, объем действующих учреждений инфраструктуры (ее техническое и материальное оснащение) и даже характер собираемой и обобщаемой учетно-статистической информации не соответствуют уровню и сложности процессов, порождающих различные формы социальной незащищенности населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12