Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей

Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирмен­ного наименования. [2.65 C.573]

Словесное обозначение, кото­рое используется в качестве фирменного наименования, должно строиться по определен­ным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей. В литературе принято выделять две части фирменного наименования — основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью вся­кого фирменного наименования, содержит указание на организацион­но-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях — и на другие его характеристики. [2.65 C.574] Так, фирменное наименование акционерного общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ)[1.12]

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обяза­тельным добавлением является специальное наименование предприя­тия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выпол­няют различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, гео­графических названий и т.д. Другие добавления, типа указаний «универсальный», «специализированный», «централь­ный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы, относятся к числу факультативных добавле­ний, которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Должно быть выражено на рус­ском языке, хотя бы в качестве специального наименования и исполь­зовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на русский язык, либо запи­сывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.

Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных ус­ловий, например использовать в сво­ем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности [1.10] . Примеры образованных фирменных наименований см. в приложении №1.

Сущность права на фирменное наименование заключается в гарантированной юриди­ческому лицу возможности выступать в гражданском обороте под соб­ственным фирменным наименованием.

Конкретные формы реализации права на фирму достаточно много­образны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические дейст­вия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.

Наряду с правом на совершение разнообразных действий по ис­пользованию фирменного наименования по своему усмотрению (по­ложительная сторона права на фирму) фирмообладатель вправе тре­бовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму, но фирменное наименование юридического лица может, в том числе и вопреки воле фирмовладельца, упоминаться любыми заинтересованными лицами, например, в публикациях, по­священных анализу рынка, различных рейтингах, обобщениях судеб­ной практики и т.д. При этом фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать у публики ложное представление об организационно-правовом статусе юридического лица. [2.65 С.578]

Характеризуя юридическую природу права на фирменное наименование, следует выде­лить несколько свойственных ему признаков:

1.                 Данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. субъект права обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве - юридическое лицо, которое приобрело право на фирму в установленном порядке, вправе потребовать от любого предпринимателя прекращения использования тождественного или сходного наименования. [2.65 С.578]

Данный признак собственно соответствует утверждению «Одно предприятие - одно исключительное фирменное наименование», но на практике по данному вопросу возникает немало разногласий.

         Не допускается использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-пра­вовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании и действуют на разных территориях, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности, Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответ­ствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике». [3.73]

Позиция цивилистов и законодателей по возможности существования предприятий со сходными фирменными наименованиями так же неоднозначна.

А.П. Сергеев и Трахтенгерц Л. А  считают, что существование предприятий, имеющих сходные (иногда даже полностью совпадающих) фирменные наименования вполне допустимо - поскольку подавляющее большин­ство одноименных предприятий действует в совершенно различных сферах бизнеса и территориальных границах, что не создает большой опасности их смешения другими участниками оборота и потребителями. [2.65 С. 579], [2.71]

В связи с вышеизложенным и с категоричными заявлениями некоторых ученых о невозможности существования повторяющихся фирменных наименований заслуживает особого внимания   факт попытки нормативного регулирования вопроса о повторяемости фирменных наименований на территории г.Москвы., в соответствии с п. 5.5 закона города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" [1.13]  не допускалось дублирование фирменных наименований и это могло послужить и служило причиной для отказа в регистрации юридического лица.

Данный порядок регулирования использования фирменного наименования, действовал на территории города Москвы до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [1.11] и на мой взгляд вступает в прямое противоречие с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, в письме «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике». [3.73], [2.46]

Необходимость разработки закона о фирменных наименованиях назрела давно. В 80-е гг. даже предпринимались попытки его разработать. В конце 2000 г. Правительство Российской Федерации включило в план подготовки проектов федеральных законов на 2001 г. проект федерального закона “О фирменных наименованиях”. Разрабатывался он Роспатентом совместно с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством юстиции. В июне 2001 г. законопроект был представлен в Правительство Российской Федерации для последующего внесения в Государственную думу. [2.56]. На момент написания дипломной работы – 2005год – закон так и не принят.

В настоящее время в России существуют сотни предприятий, имеющих полностью совпадающие фирменные наименования. Подавляющее большинство из них, дейст­вуя в различных сферах бизнеса и на разных территориях, никогда друг о друге даже не слышали. Если исходить из того, что такое поло­жение недопустимо то необходимо решить как выйти из этой ситуации, при этом избежав неоправданных затрат.

Резонно задать вопрос: существует ли вообще объективная потребность в том, чтобы в масштабах такой стра­ны, как Россия, существовало только одно предприятие, действующее под конкретным фирменным наименованием? Безусловный запрет на использование сходных фирменных наименований неизбежно приведет к возникновению проблем  с его применением на практике, хотя бы в силу элементарной ограниченности круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и ог­ромного числа предпринимателей, да и в реальном мире бизнеса поскольку подавляющее большинство одноименных предприятий действуют в совершенно различных его сферах и территориальных границах, что само по себе не создает большой опасности их смешения с другими участниками оборота и потребителями.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, полагаю, что существование предприятий со сходными фирменными наименованиями в принципе допустимо - если они осуществляют свою деятельность в разных отраслях бизнеса и на разных территориях, т.к. при таких условиях опасность смешения сводится к минимуму. Однако для того, чтобы не подвергать сомнению принцип исключительности фирменного  наименования, считаю, что любой фирмообладатель может добиваться того, чтобы используемое им фирменное наименование не применялось другими лицами, доказав при этом две вещи. Во-первых, он должен подтвердить, что право на данное фирменное наименование он приобрел в установленном порядке раньше того лица, у которого он это право оспаривает. Во-вто­рых, ему следует аргументировано обосновать, почему использова­ние такого же фирменного наименования другим лицом нарушает его законные интересы (например, если ответчик своей деятельностью наносит вред его деловой репутации, либо незаслуженно пользуется его известностью).

Все это позволяет прийти к выводу, что право на фирму вполне обоснованно относится к числу исключительных прав, но его свойство исключи­тельности должно трактоваться в соответствии с общим смыслом за­конодательства о фирменных наименованиях.

2. Право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязан­ных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

3. Право на фирму обычно характеризуется в литературе как личное неимущественное право.

4. Право на фирму носит в принципе бессрочный характер.


Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в каче­стве обязанности юридического лица. Юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наименованиями, соответствующими требова­ниям действующего законодательства. Как наруше­ния действующего законодательства следует квалифицировать и слу­чаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обороте, например, помещение в печати объявлений о реализации то­варов и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наиме­нования организации, ведение торговли в безымянных торговых точ­ках без каких-либо вывесок и т.д.

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Кон­венции это означает, что фирменные наименования российских предприятий пользуются охраной во всех странах Парижского Союза, а с другой стороны, свидетельствует о том, что на территории России охраняются фирменные наименования любых иностранных предпри­ятий, находящихся в странах — участницах Парижской конвенции. [1.1]

Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на фирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее время в российском гражданском законодательстве в окончательном виде еще не решен. На протяжении всего периода охраны фирменных наименований в России отсутствовала система специальной их регистрации. Право на фирму возникало в явочном порядке с того момента, когда юридическое лицо фактически начинало пользоваться данной фирмой, при условии ее соответствия требованиям закона. Подобный способ возникновения права на фирму характерен для законодательства мно­гих стран и, попутно заметим, полностью соответствует требованиям Парижской конвенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты