Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей

Несмотря на свое, казалось бы, однозначное разрешение в законодательстве, вопрос оборотоспособности права на фирменное наименование продолжает оставаться дискуссионным.

Так одни цивилисты полагают, что включение в состав предприятия права на фирменное наименование является юридической "неточностью", поскольку "в современном российском праве оно является средством индивидуализации не предприятия, а его собственника - коммерческой организации"[2.31]., другие наоборот имеют абсолютно противоположную точку зрения.

Как представляется, сторонники неотчуждаемости фирмы не учитывают имущественную сторону этого права, которая в российской юридической науке традиционно связывалась с деятельностью торгово-промышленного предприятия.

 Каждое предприятие в процессе своей деятельности нарабатывает  фактические отношения с покупающей публикой - особый нематериальный элемент предприятия  его фактическое положение на рынке, деловая репутация, сложившиеся коммерческие связи все то, что в современном мире именуется по-французски "achallandage", по-немецки "Unternehmensmehrwert", по-английски "goodwill" клиентела от лат. Сlientela [2.44] (здесь необходимо отметить, что в современной литературе существует особое мнение, что все вышеперечисленные характеристики относятся к «особыми нематериальными элементами предприятия» и существуют отдельно от понятия фирменного наименования [2.70], на по мой взгляд такое разграничение не логично и «клиентела» и фирменное наименование являются скорее двумя половинками образующим одно целое, причиной и следствием, нежели отдельными объектами).

Таким образом, вне зависимости от различия во взглядах на природу фирмы российские цивилисты были едины в главном - фирма как воплощение известной имущественной ценности, безусловно, отчуждаема и может быть предметом ограниченного числа гражданско-правовых сделок. Причем переход права на фирму связывался российскими учеными с переходом самого торгово-промышленного предприятия.

До недавнего времени российское законодательство исключало не только уступку права на фирменное наименование, но и выдачу разре­шения на его использование. С принятием части второй ГК РФ, закре­пившей правила о договоре коммерческой концессии (договоре франчай­зинга), такая возможность у фирмообладателей появилась.

Итак, передача (переход) исключительного права на фирменное  наименование возможна:

-                   в следствии продажи предприятия, включая в имущественный комплекс

-                   реорганизации юридического лица

-                   по договору коммерческой концессии

2.2 Договоры о передаче прав на товарный знак (знак обслуживания)

Важным правомочием владельца товарного знака является возможность передачи принадлежащего ему знака другим лицам.

Статьи 25, 26 и 27 Закона о товарных знаках определяют порядок передачи товарного знака, включающей уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. Положения названных статей являются весьма актуальными в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйственных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т.е. предметом купли-продажи.

Согласно статье 25 Закона о  товарных знаках товарный знак может быть уступлен (т.е. продан) по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров. Однако уступка не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. [1.8]

Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) также по лицензионному договору. Этот договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и, что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Данная оговорка преследует цель защиты, как деловой репутации лицензиара, так и его имущественных интересов и интересов потребителей, ориентирующихся при выборе товара на хорошо зарекомендовавший себя товарный знак [2.40]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в России предусмотрена свободная передача права на товарный знак, т.е. возможность его купли-продажи или предоставления лицензии на него, при этом без обязательного полного или частичного отчуждения предприятия, которое использует этот знак.

В связи со статьей 26 следует отметить, что лицензия на товарный знак представляет собой соглашение, в соответствии с которым владелец товарного знака на определенных условиях передает свой знак третьему лицу.

В зависимости от объема передаваемых прав лицензия может быть:

исключительная - в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию;

неисключительная (простая) - право на использование имеет лицензиар и лицензиат. При этом владелец знака - лицензиар - может заключать лицензионные договора с другими лицами;

сублицензия - лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии.

Кроме этого, различают лицензии:

полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак;

частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более известным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемов поставок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака (в случае угрозы досрочного прекращения правовой охраны из-за непрерывного неиспользования товарного знака в течение 3 лет). [2.54]

Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный (сублицензионный) договор регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными. Регистрация названных выше договоров осуществляется на основе специальных  Правил регистрации договоров о передаче исключительного права [1.16]. Образец договора об уступке товарного знака см. в приложении №5.

 Среди существенных положений которые должны содержаться в договорах можно выделить: определение сторон договора;  предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, номер международной регистрации и т.п.);  вид передачи права;  объем передаваемых прав по лицензионному договору;  условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия, объем передаваемых прав по лицензионному договору определяется исходя из содержания условий договора. Если все эти положения соответствуют положения закона, то это первая положительная ступень к успешной регистрации договора. [2.57]

 Договор об уступке товарного знака не регистрируется, если в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями и дополнениями) уступка может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. ( решение об отнесении к этой категории принимаются на основе четко регламентированных  норм содержащихся в правилах)

 Сведения о зарегистрированном договоре о передаче исключительного права на товарный знак (уступке товарного знака), лицензионном договоре на использование товарного знака, зарегистрированных изменениях и дополнениях к лицензионному договору и расторжении лицензионного договора вносятся в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

В официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам публикуются следующие сведения: дата и номер регистрации договора; определение сторон договора; предмет договора; объем передаваемых прав.

Зарегистрированные в установленном порядке договоры вступают в силу с даты их регистрации.

Анализ лицензионных договоров, зарегистрированных в патентном ведомстве в течение нескольких последних лет, показал следующее. Растет, хотя и сравнительно медленно, число договоров, одной из сторон в которых выступает иностранный участник. Представляется, что это обстоятельство свидетельствует, с одной стороны, о заинтересованности зарубежных фирм в продвижении своих товаров и услуг на российский рынок, с другой, – об их определенной осторожности как в освоении рынка, так и в заключении лицензионных сделок. Наибольшую активность проявляют владельцы товарных знаков из США, Германии, Канады, Великобритании, Финляндии.

Содержание лицензионных договоров показывает, что, как правило, они заключаются в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак. В более 80% зарегистрированных договоров указан весь перечень товаров и услуг. По объему передаваемых прав примерно 3/4 договоров являются договорами неисключительной лицензии. А в большинстве исключительных лицензий лицензиату не предоставляется право на сублицензию.

Очень разнятся сроки договоров. Иногда они являются совсем краткосрочными (от трех до девяти месяцев), часто заключаются на один год. Наиболее распространенным является срок действия договора в пять лет. Необходимо отметить, что значительное число договоров, изначально зарегистрированных на короткий срок, впоследствии продлевается, но не более чем на три года.

Весьма характерны для России товары и услуги, в отношении которых заключаются лицензионные договоры. Большую часть (20%) составляют продукты питания, напитки (алкогольные и безалкогольные), табачные изделия; нефтепродукты – 17%; товары электротехнической промышленности, приборостроения – 11%; различного рода услуги – 7%; товары легкой промышленности – 8%.

Можно выделить наиболее активные фирмы-лицензиары: “Росалко”, “Лукойл”, “Красный Октябрь”, “Майский чай”, “Макдоналдс”, “Кока-Кола”, “Пепсико”, “Пицца-Хат”, “Баскин-Робинс”, “Компьютерленд”.

В заключение хотелось бы отметить, что лицензирование товарных знаков в России стремительно растет. В 1999 г. число зарегистрированных договоров возросло по сравнению с 1995 г. в 27 раз. Это обстоятельство позволяет надеяться, что несмотря на экономические, политические, организационные проблемы лицензирование товарных знаков будет развиваться. Вероятно, более широкое распространение получит и лицензирование фирменных наименований, принадлежащих как иностранным, так и российским правообладателям. [2.54]


2.3. Договор коммерческой концессии  как комплекс передачи исключительных прав.

Договор коммерческой концессии - новый для нашего гражданского права. Достаточно широкое распространение этого договора как в зарубежной, так и в отечественной предпринимательской практике привело к необходимости его прямого законодательного закрепления (которое пока отсутствует даже в некоторых развитых правопорядках) [2.29], что привело к закреплению положений о коммерческой концессии в гл.54 ГК РФ.

В литературе для определения подобного рода рыночных отношений используются термины "франчайзинг" и "франшиза". Система франчайзинговых отношений для России является новой, хотя перечень наиболее известных компаний, существующих на российском рынке благодаря коммерческой концессии, достаточно внушителен: Мак-доналдс, Пицца-хат, Кока-кола, Пепси-кола, Баскин Роббинс, Русское бистро, Ростикс, Патио-Пицца, T.J.I. Friday's и многие другие*(2). Появляются и российские компании - владельцы товарных знаков - такие как ЗАО "ТД "Перекресток", ЗАО "Седьмой Континент", ЗАО "ДИСКОНТцентр" (сеть магазинов "Дикси"), ЗАО "ПФК БИН", расширяющие свою торговую сеть с использованием франчайзинга. [2.43]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты