Глава Семейного кодекса, посвященная приемной семье, дополнена статьями 153.1 и 153.2, в которых речь идет о содержании договора о приемной семье и о его прекращении. Упомянутый договор о приемной семье должен содержать:
- сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);
- срок действия договора;
- условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;
- права и обязанности приемных родителей;
- права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;
- основания и последствия прекращения такого договора.
Эти условия следует рассматривать как существенные, и при отсутствии хотя бы одного условия договор считается незаключенным.
Следует отметить некоторые проблемные вопросы. Например, вопрос о предоставлении родителю-воспитателю отпуска.
Многочисленность вариантов решения поставленного вопроса свидетельствует о неразберихе, царящей в вопросе определения природы отношений, складывающихся между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. С точки зрения действующего федерального законодательства одни из предлагаемых моделей не имеют законного основания на существование, другие - недостаточно продуманы, а общие формулировки законов вызывают значительное количество вопросов в процессе их реализации на практике. Совершенно очевидно, что необходимо выработать единый подход к решению этой проблемы.
Важным, но довольно болезненным является вопрос о размере оплаты труда приемных родителей. В субъектах Российской Федерации разработаны и практически применяются несколько способов его определения. Их можно разделить на два варианта.
Одни регионы приняли за основу Единую тарифную сетку по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, другие - устанавливают фиксированную оплату.
В любом случае уровень оплаты труда приемных родителей чрезвычайно низок. Это объясняется прежде всего тем, что бремя по материальному обеспечению приемных семей (включая выплату заработной платы родителям-воспитателям) ложится на региональные бюджеты. В связи с этим была высказана идея ввести федеральное финансирование приемных семей, "поскольку возложение подобных обязанностей на местные бюджеты в значительной степени тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать своевременное и достаточное денежное обеспечение приемных семей".
Субъекты Российской Федерации, безусловно, имеют различные финансовые возможности. Некоторые из них не обладают достаточными средствами, необходимыми для обеспечения приемных семей, создаваемых на их территории. С целью упорядочения ситуации представляется возможным урегулировать на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда приемных родителей с указанием на право субъектов РФ устанавливать более высокую плату за их труд, но не ниже суммы, установленной федеральными органами. При наличии необходимых финансовых ресурсов региональные власти не только вправе, но и обязаны (это следует особо обозначить) устанавливать более высокий размер оплаты труда приемных родителей. Данное предложение позволит, с одной стороны, обеспечить родителям-воспитателям минимальный стандарт их денежного содержания, а с другой - даст возможность избежать ситуаций, когда отдельные регионы могут предусмотреть более низкий уровень их заработной платы, нежели тот, который они в действительности могут обеспечить.
Размер оплаты труда приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей.
Следует отметить, что законодательные акты как федерального, так и регионального значения о приемной семье не должны навязчиво ориентировать приемных родителей на "погоню" за количеством воспитанников с целью увеличения своей заработной платы. Стремление же взять на воспитание хотя бы одного ребенка должно приветствоваться и соответствующим образом оплачиваться.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что первые положительные шаги на пути к становлению и признанию приемной семьи как самостоятельной модели, способной решать проблемы сиротства вообще и социального сиротства в частности уже сделаны как на федеральном, так и на региональном уровне. В дальнейшем в качестве первоочередной задачи видится принятие мер, направленных на унификацию федеральных и региональных актов нормотворчества, касающихся статуса субъектов правоотношений приемной семьи.
социальный сиротство опека приемный семья
РФ - Российская Федерация
ВС - Верховный Суд
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации
БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации
ВКС - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации
ПГ - Парламентская газета
РГ - Российская газета
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации
САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ – собрание законодательства
№ п/п |
Понятие |
Значение |
1 |
Алименты |
— средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим в силу существующих между ними брачных или иных семейных отношений (например, дети родителям, один супруг другому). |
2 |
Брак |
— союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. |
3 |
Заключение брака |
— основное событие в жизни человека, подлежащее обязательной регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния. |
4 |
Запись актов гражданского состояния |
— письменные сведения об актах гражданского состояния, зафиксированные в установленном законом порядке компетентными органами с целью удостоверения подлинности соответствующих событий и действий. |
5 |
Защита родительских прав |
— система правовых мер, гарантирующих от неправомерного удержания ребенка вопреки воле родителей. |
6 |
Объекты семейных правоотношений |
— действия и вещи. |
7 |
Ограничение родительских прав |
— отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав, осуществляется на основании решения суда, принятого с учетом интересов ребенка. |
8 |
Опека и попечительство над детьми |
— устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях защиты их прав и интересов, а также их содержания, воспитания и образования. |
9 |
Отмена усыновления |
— производится в судебном порядке, рассматривается с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления. |
10 |
Патронат |
— форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору между лицом, желающим взять ребенка на воспитание, и уполномоченным государственным органом |
11 |
Семейное право |
— отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. |
12 |
Семейный кодекс РФ |
— единый систематизированный законодательный акт, объединяющий нормы, которые вытекают из брака и принадлежности к семье. Действует с 1 марта 1996 г. |
13 |
Семья |
— род, поколение, происходящее от одного предка. |
14 |
Тайна усыновления |
— охраняемые законом сведения о факте и обстоятельствах усыновления. |
15 |
Усыновление |
— юридический акт, в силу которого между ребенком и лицом, его усыновившим, устанавливаются правовые отношения. |
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СМД СССР. - 2004. - выпуск XLVI.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2009 № 7-ФКЗ) // РГ. - 2009. - №7.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.09.2009 № 228 – ФЗ) // РГ. – 2005. - № 1.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2009 №106 ФЗ) // РГ. – 2008. - №17.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009 № 132 - ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - № 36.
6. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 18.07.2009 № 49-ФЗ) // РГ. – 2009. - № 94.
7. Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 32-ФЗ "О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. – 2000. - № 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11