Исследование правового аспекта приемной семьи

Глава Семейного кодекса, посвященная приемной семье, дополнена статьями 153.1 и 153.2, в которых речь идет о содержании договора о приемной семье и о его прекращении. Упомянутый договор о приемной семье должен содержать:

-              сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

-              срок действия договора;

-              условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

-              права и обязанности приемных родителей;

-              права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

-              основания и последствия прекращения такого договора.

Эти условия следует рассматривать как существенные, и при отсутствии хотя бы одного условия договор считается незаключенным.

Следует отметить некоторые проблемные вопросы. Например, вопрос о предоставлении родителю-воспитателю отпуска.

Многочисленность вариантов решения поставленного вопроса свидетельствует о неразберихе, царящей в вопросе определения природы отношений, складывающихся между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. С точки зрения действующего федерального законодательства одни из предлагаемых моделей не имеют законного основания на существование, другие - недостаточно продуманы, а общие формулировки законов вызывают значительное количество вопросов в процессе их реализации на практике. Совершенно очевидно, что необходимо выработать единый подход к решению этой проблемы.

Важным, но довольно болезненным является вопрос о размере оплаты труда приемных родителей. В субъектах Российской Федерации разработаны и практически применяются несколько способов его определения. Их можно разделить на два варианта.

Одни регионы приняли за основу Единую тарифную сетку по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, другие - устанавливают фиксированную оплату.

В любом случае уровень оплаты труда приемных родителей чрезвычайно низок. Это объясняется прежде всего тем, что бремя по материальному обеспечению приемных семей (включая выплату заработной платы родителям-воспитателям) ложится на региональные бюджеты. В связи с этим была высказана идея ввести федеральное финансирование приемных семей, "поскольку возложение подобных обязанностей на местные бюджеты в значительной степени тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать своевременное и достаточное денежное обеспечение приемных семей".

Субъекты Российской Федерации, безусловно, имеют различные финансовые возможности. Некоторые из них не обладают достаточными средствами, необходимыми для обеспечения приемных семей, создаваемых на их территории. С целью упорядочения ситуации представляется возможным урегулировать на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда приемных родителей с указанием на право субъектов РФ устанавливать более высокую плату за их труд, но не ниже суммы, установленной федеральными органами. При наличии необходимых финансовых ресурсов региональные власти не только вправе, но и обязаны (это следует особо обозначить) устанавливать более высокий размер оплаты труда приемных родителей. Данное предложение позволит, с одной стороны, обеспечить родителям-воспитателям минимальный стандарт их денежного содержания, а с другой - даст возможность избежать ситуаций, когда отдельные регионы могут предусмотреть более низкий уровень их заработной платы, нежели тот, который они в действительности могут обеспечить.

Размер оплаты труда приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей.

Следует отметить, что законодательные акты как федерального, так и регионального значения о приемной семье не должны навязчиво ориентировать приемных родителей на "погоню" за количеством воспитанников с целью увеличения своей заработной платы. Стремление же взять на воспитание хотя бы одного ребенка должно приветствоваться и соответствующим образом оплачиваться.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что первые положительные шаги на пути к становлению и признанию приемной семьи как самостоятельной модели, способной решать проблемы сиротства вообще и социального сиротства в частности уже сделаны как на федеральном, так и на региональном уровне. В дальнейшем в качестве первоочередной задачи видится принятие мер, направленных на унификацию федеральных и региональных актов нормотворчества, касающихся статуса субъектов правоотношений приемной семьи.

социальный сиротство опека приемный семья

Список сокращений


РФ - Российская Федерация

ВС - Верховный Суд

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

ВКС - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

ПГ - Парламентская газета

РГ - Российская газета

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ – собрание законодательства


Глоссарий


п/п

Понятие

Значение

1

Алименты

— средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим в силу существующих между ними брачных или иных семейных отношений (например, дети родителям, один супруг другому).

2

Брак

— союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

3

Заключение брака

— основное событие в жизни человека, подлежащее обязательной регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния.

4

Запись актов гражданского состояния

— письменные сведения об актах гражданского состояния, зафиксированные в установленном законом порядке компетентными органами с целью удостоверения подлинности соответствующих событий и действий.

5

Защита родительских прав

— система правовых мер, гарантирующих от неправомерного удержания ребенка вопреки воле родителей.

6

Объекты семейных правоотношений

— действия и вещи.

7

Ограничение родительских прав

— отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав, осуществляется на основании решения суда, принятого с учетом интересов ребенка.

8

Опека и попечительство над детьми

— устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях защиты их прав и интересов, а также их содержания, воспитания и образования.

9

Отмена усыновления

— производится в судебном порядке, рассматривается с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления.

10

Патронат

— форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору между лицом, желающим взять ребенка на воспитание, и уполномоченным государственным органом

11

Семейное право

— отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

12

Семейный кодекс РФ

— единый систематизированный законодательный акт, объединяющий нормы, которые вытекают из брака и принадлежности к семье. Действует с 1 марта 1996 г.

13

Семья

— род, поколение, происходящее от одного предка.

14

Тайна усыновления

— охраняемые законом сведения о факте и обстоятельствах усыновления.

15

Усыновление

— юридический акт, в силу которого между ребенком и лицом, его усыновившим, устанавливаются правовые отношения.


Список использованных источников


Нормативные правовые акты

1.            Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СМД СССР. - 2004. - выпуск XLVI.

2.            Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2009 № 7-ФКЗ) // РГ. - 2009. - №7.

3.            Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.09.2009 № 228 – ФЗ) // РГ. – 2005. - № 1.

4.            Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2009 №106 ФЗ) // РГ. – 2008. - №17.

5.            Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009 № 132 - ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - № 36.

6.            Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 18.07.2009 № 49-ФЗ) // РГ. – 2009. - № 94.

7.            Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 32-ФЗ "О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. – 2000. - № 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты