Исследование правового аспекта приемной семьи

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью следует отнести к непоименованному виду договора возмездного оказания услуг. Это следует из характерной особенности договоров возмездного оказания услуг, которая заключается в отсутствии результата, отделимого от процесса работы. Соответственно, и предметом договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является не конкретный овеществленный результат, а действия приемных родителей, направленные на воспитание и защиту прав и законных интересов приемных детей.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель (услугодатель) (в нашем случае - приемные родители или родитель) обязуется по заданию заказчика (здесь - органа опеки и попечительства) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в интересах приемного ребенка), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, некоторые из которых материального результата не имеют: в рамках оказания приемными родителями услуги по воспитанию осуществляется представление интересов приемных детей в отношениях с любыми лицами, организация питания, отдыха, обучения приемных детей.

В свете гражданско-правовой квалификации отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства, чрезвычайно важным представляется вопрос о вознаграждении приемных родителей: недопустимо применение к гражданско-правовым отношениям положений трудового права о заработной плате. Данное вознаграждение, его размер, порядок выплаты должны зависеть от реальных рыночных цен на данный вид услуг.

Таким образом, по нашему мнению, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью следует признавать непоименованным видом договора возмездного оказания услуг. Кроме того, его следует рассматривать как срочный, взаимный, возмездный, фидуциарный и каузальный. Данная позиция так же подтверждается судебной практикой.

Так Согласно выданным 01.01.98 и 07.12.96 удостоверениям соответственно Т.О.С. и супруги С. являются приемными родителями несовершеннолетних детей.

В связи с принятием 29.01.2001 Брянской областной Думой Закона области "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" Т.О.С. и С. обратились в суд с заявлением о признании ст. ст. 2, 3 данного Закона противоречащими федеральному законодательству, ухудшающими их положение и сложившиеся условия воспитания детей-сирот, принятых ими в свои семьи на воспитание: в частности, введено ограничение пребывания детей-сирот в приемных семьях с достижением ими 18-летнего возраста; значительно уменьшено выплачиваемое на приемных детей денежное содержание; в целях оплаты труда приемных родителей предусмотрено заключение договора подряда.

Решением Брянского областного суда от 4 марта 2002 г. указанные требования удовлетворены, оспариваемые положения Закона признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Требование заявителей о признании указанных норм Закона недействующими и не подлежащими применению со дня их принятия оставлено без удовлетворения.

В кассационных жалобе и протесте прокурора содержится просьба об отмене решения суда с направлением дела на новое судебное разбирательство по мотивам неправильного применения норм материального права.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалобы и протеста, оснований для отмены решения не находит.

Закрепляя в ст. 2 Закона области тождественное ст. 151 Семейного кодекса РФ, но без ссылки на нее, положение о передаче ребенка на воспитание в приемную семью на основе договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, представительный орган области допустил нарушение общеизвестного принципа разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Предусмотренная же ст. 3 областного Закона форма оплаты труда приемных родителей в виде договора подряда противоречит Семейному кодексу РФ (ст. ст. 151 - 152) и Положению о приемной семье, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96, согласно которым форма и содержание договора о передаче детей на воспитание не равнозначна договору подряда, регулируемому Гражданским кодексом РФ.


3.2 Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью


Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью определено в ст. 153.1 СК РФ

Упомянутый договор о приемной семье должен содержать:

-              сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

-              срок действия договора;

-              условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

-              права и обязанности приемных родителей;

-              права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

-              основания и последствия прекращения такого договора.

Эти условия следует рассматривать как существенные, и при отсутствии хотя бы одного условия договор считается незаключенным.

По договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью приемные родители обязуются:

-              Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

-              Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

-              Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

-              Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).

-              Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

-              Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

В свою очередь, орган опеки и попечительства обязуется:

-              Пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка (детей), ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

-              Ежемесячно производить оплату труда приемным родителям в размере, определенном договором.

-              Ежемесячно производить дополнительную оплату труда приемным родителям в размере, определенном договором, на каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида и других.

-              Прикрепить приемную семью для приобретения продуктов питания к базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету.

С учетом индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, а также иных обстоятельств, имеющих место при создании конкретной приемной семьи, в содержание договора могут быть внесены необходимые изменения и дополнения. В частности, в п. 4 ст. 15 Закона об опеке оговаривается, что в интересах подопечного в договоре могут быть указаны отдельные действия, которые приемный родитель совершать не вправе, в том числе запретить опекуну или попечителю изменять место жительства приемного ребенка, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей приемных родителей, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного. Дополнительные обязанности могут возлагаться и на органы опеки и попечительства, например, обязанности по предоставлению приемной семье земельного участка, жилого помещения, автотранспорта и др. Тем самым при заключении договора определяется конкретный объем прав и обязанностей участников правоотношений и создается индивидуально-определенная модель их поведения.

В договоре предусматривается порядок разрешения споров, возникающих между сторонами в процессе исполнения договора.

В договоре указывается срок его действия, порядок продления и досрочного прекращения.

Прекращение договора о приемной семье регулируется ст. 153.2 СК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. В последнем случае речь идет об общих основаниях прекращения всех разновидностей договоров опеки и попечительства.

Кроме того, в самой статье в п. 2 содержатся специальные основания для отказа от исполнения обязательства из договора о приемной семье в одностороннем порядке без обращения в суд, как приемными родителями, так и органами опеки и попечительства.

Под прекращением обязательства понимается прекращение прав и обязанностей, вытекающих из данного обязательства. Обязательства прекращаются в результате наступления определенных юридических фактов, которые получили название "способы прекращения обязательств". Применительно к договору о приемной семье к их числу могут относиться такие общегражданские основания, как прекращение обязательства невозможностью исполнения и смертью гражданина.

Что касается общих оснований прекращений опеки и попечительства, то они установлены в ст. 29 Закона об опеке и попечительстве. Согласно п. 1 указанной статьи опека или попечительство прекращается:

1. В случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2. По истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3. При освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4. В случаях, предусмотренных ст. 40 ГК РФ (в этой статье сказано, что по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в результате эмансипации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты