Таким образом, законодатель отдает решение этого вопроса субъектам Федерации. Сделано это, видимо, потому, что уровень жизни в разных субъектах различается, и соответственно, будут различаться суммы, выплачиваемые в качестве вознаграждения опекунам и попечителям, а также размер денежных средств на содержание каждого ребенка.
Стоит отметить, снижение размера пособия, выплачиваемого опекунам субъектами Российской федерации недопустимо. Так, 31 января 2002 года и.о. главы администрации Воронежской области издал постановление № 84 "О выплате опекунского пособия", которым установил на 2002 год месячную норму выплаты пособия на одного подопечного ребенка в сумме 1144 руб.
К. и др., всего 25 человек, обратились в суд с заявлениями о признании указанного постановления противоречащим закону.
Представитель администрации Воронежской области Г. просила в удовлетворении данных заявлений отказать, ссылаясь на отсутствие достаточных средств на указанные выплаты в бюджете области.
Решением Воронежского областного суда от 25 июля 2002 года указанное постановление признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
В кассационной жалобе администрация Воронежской области просит отменить решение суда, утверждая, что оно вынесено без учета ряда обстоятельств, имеющих правовое значение по данному делу, в том числе особенностей регулирования вопросов выплаты пособий законодательством области.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением администрации Воронежской области от 31 января 2002 г. №84 "О выплате опекунского пособия" месячная норма выплаты пособия на одного подопечного ребенка в 2002 году установлена в сумме 1144 руб.
Поводом для обращения в суд заявителей явилось их несогласие с уменьшением размера пособия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает правильным вывод суда о том, что размер пособия на содержание этих детей обусловлен только установленными федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Стоимостное выражение льгот, предоставляемых детям и их опекунам (попечителям), на размер данного пособия влиять не может в связи с тем, как на это обратил внимание суд, что оно складывается в каждом регионе различно.
Следует согласиться и с выводом суда о том, что снижение размера пособия, выплачиваемого опекунам, в целях обеспечения его своевременной выплаты недопустимо.
Подводя итоги главы можно сделать следующие выводы:
Субъектами правоотношения института приемной семьи являются приемные родители, орган опеки и попечительства и ребенок. Договор о передаче ребенка в приемную семью является типичным примером договора в пользу третьего лица. Соответственно, налицо три его участника: орган опеки и попечительства и приемный родитель являются его сторонами, а в качестве третьего лица, т.е. лица, в отношении которого совершаются все юридически и фактически значимые действия, выступает ребенок, переданный в приемную семью.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Опека и попечительство относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Постановления, касающиеся опеки и попечительства - назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы, глава местной администрации выносит единолично.
В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами.
3. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью
3.1 Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью
Одним из отличительных признаков приемной семьи является специфическое основание возникновения - договор о ее создании. В этой связи весьма сложным представляется вопрос о том, в каких правоотношениях состоят приемные родители и органы опеки и попечительства - Семейный кодекс Российской Федерации на него прямого ответа не дает.
В юридической литературе на сегодняшний день сложилось четыре точки зрения по данной проблеме. Сторонники первой утверждают, что исследуемый договор имеет трудовой характер, вторые полагают, что он является семейно-правовым, третьи считают его разновидностью гражданско-правовых договоров и, наконец, последние говорят о смешанной правовой природе договора о передаче ребенка в приемную семью.
Использование в СК РФ таких терминов, как "труд", "размер оплаты труда", наводит на мысль о том, что между органом опеки и попечительства и родителем-воспитателем складываются трудовые правоотношения. Позицию о трудовой природе отношений приемных родителей и органа опеки и попечительства поддерживает Г.С. Скачкова.
По ее мнению, воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.
Обращение к подзаконным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы организации приемной семьи, не вносит на этот счет никакой определенности. Так, письмо Минобразования России от 29 октября 2001 г. № 1293/28-5 "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями" называет договорными такие отношения, в основе которых лежит договор возмездного оказания услуг, но при этом в самом названии документа речь идет о трудовых отношениях.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, трудовой договор - соглашение, по которому "работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка". Однако особенность деятельности родителя-воспитателя состоит в том, что на него возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей: воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Таким образом, он выполняет по отношению к приемному ребенку те же обязанности, что и родитель по отношению к своим детям. При этом он свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Все это не позволяет выделить конкретную трудовую функцию родителя-воспитателя, а также время его труда и отдыха в приемной семье.
Кроме того, в соответствии с законодательством, трудовая функция заключается в выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности. В случае же с приемными родителями говорить об их образовании, стаже работы невозможно, поскольку Семейный кодекс РФ и Положение о приемной семье не предъявляет к ним такого рода требований.
Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом, но и не позволяет органу опеки и попечительства заменить "приемного родителя" другим "работником". Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска, приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет.
Несмотря на то, что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки. Между тем, в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю, помимо иных документов, также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в соответствии со ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не предусмотрен.
Таким образом, указанные особенности правового статуса приемных родителей позволяют сделать вывод о том, что отношения между ними и органом опеки и попечительства не являются трудовыми.
Сторонники семейно-правовой природы рассматриваемого договора указывают на то, что договор о передаче ребенка в приемную семью не следует рассматривать как разновидность гражданско-правовых договоров, поскольку исследуемый договор имеет свои особенности в силу своей специфики и целей. Поэтому источники, регулирующие правовое положение приемной семьи, не содержат отсылок к ГК РФ, в отличие от норм о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов.
Более того, обязательственный характер данных правоотношений и возмездность выполнения приемными родителями своих обязанностей, по мнению С.Ю. Чашковой, все же не позволяют относить их к с гражданско-правовым отношениям. Трудно согласиться с выводом С.Ю. Чашковой о том, что возмездный характер отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства, объясняется тем, что государство перекладывает на приемную семью свою обязанность заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей. Представляется, что одним из основных критериев разграничения опеки (попечительства) и приемной семьи является возможность получения приемными родителями встречного удовлетворения в виде вознаграждения. Так, опекуны (попечители) берут на себя заботу о ребенке, как правило, из сострадания, любви к ребенку или желания создать семью.
Действительно, правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, имеют неоднородный сложный характер, что, видимо, оказало влияние на позицию П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. Они считают, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет смешанную семейно - и гражданско-правовую природу.
Однако, на наш взгляд, правоотношения между приемными родителями и органом опеки и попечительства в том виде, в котором они существуют на данный момент, следует рассматривать как гражданско-правовые, а не как семейно-правовые или смешанные. В этой связи позиция Л.Ю. Михеевой относительно природы возникающих в приемной семье правоотношений представляется наиболее обоснованной. Правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, квалифицируются Л.Ю. Михеевой как гражданско-правовые, т.к. "налицо обязательство, возникающее из договора возмездного оказания услуг, заключаемого на определенный срок".
С учетом того, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не предусмотрен Гражданским кодексом РФ, он является непоименованным договором. Система гражданских договоров постоянно развивается, появляются новые виды и подвиды договоров. Это очевидно связано с непрерывным развитием гражданского оборота.
Направленность договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью выражается в принятии на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.е. цель договора заключается в оказании всего комплекса воспитательных и иных тесно связанных с ними услуг. Из этого следует, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью относится к договорам, направленным на оказание услуг. В эту группу входят договоры подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, доверительного управления имуществом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11