Исследование правового аспекта приемной семьи

Особым образом регулируется прекращение опеки над детьми несовершеннолетних родителей. Опека над такими детьми прекращается после того, как их родители сами достигнут полной дееспособности.

Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. В этом случае закон не требует изложения причин, по которым опекун или попечитель хотят отказаться от исполнения своих обязанностей. Таким образом, был закреплен принцип свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения этих обязанностей. Принятие такой нормы вполне оправданно, поскольку сами обязанности опекуна или попечителя весьма обременительны.

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

В ряде случаев опека или попечительство могут прекратиться в результате отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1. Ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2. Нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3. Выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Таким образом, подлежит отстранению тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя).

Что касается специальных оснований прекращения договора о приемной семье, то в силу п. 2 ст. 153.2 СК РФ приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

Нельзя не обратить внимания на то, что законодатель ничего не говорит о возможности одностороннего отказа участников договора от его исполнения без указания причин, как это существует в отношении договора об опеке и попечительстве. Таким образом, существует противоречие между общими положениями об опеке и попечительстве и нормами о приемной семье. Очевидно нормы, касающиеся договора о приемной семье следует рассматривать как специальные по отношению к общим положениям договора об опеке и попечительстве. В данном случае эти нормы будут иметь преимущество.

Возможны ситуации, когда в результате существенного нарушения договора о приемной семье одной из сторон по ее вине у другой стороны возникли убытки. Впервые законодатель установил, что в таких случаях другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.


3.3 Правовой статус участников приемной семьи


Правовой статус участников правоотношений приемной семьи определяется исходя из действующего федерального и регионального законодательства, и в разных субъектах федерации регулируется по разному.

Как упоминалось выше, одной из существенных особенностей приемной семьи является оформление договорных отношений между приемным родителем и органом опеки и попечительства посредством заключения договора о передаче ребенка в приемную семью. Обзор региональной законодательной базы, посвященной рассматриваемому вопросу, позволяет сказать, что на сегодняшний день субъекты РФ выработали и практически реализуют различные варианты оформления отношений с родителями-воспитателями. В данном случае это свидетельствует об отсутствии единого понимания природы таких правоотношений.

Первая модель оформления отношений между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями реализуется с помощью заключения двух договоров - договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и трудового договора (контракта).

Такая модель функционирует, например, в Пермском крае. Из содержания Закона "О приемной семье" от 05.06.97 № 771-112 данного региона следует, что в первом договоре определяется порядок передачи ребенка в семью приемного родителя, длительность его пребывания в семье, а также вопросы материального обеспечения несовершеннолетнего. В свою очередь трудовой договор является основанием для выплаты родителю-воспитателю заработной платы. Помимо этого в договоре устанавливается обязанность работодателя, в роли которого выступает орган опеки и попечительства, по обеспечению требований охраны труда и государственного социального страхования.

Приемному родителю предоставляются льготы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, включая право на отпуск. Его деятельность по воспитанию приемного ребенка именуется трудом, который приравнивается к педагогическому труду (должность воспитателя). Оплата производится в соответствии с Единой тарифной сеткой.

Представляется, что все перечисленные пункты трудового договора имели бы право на существование, если бы не одно обстоятельство. Действующее законодательство, и прежде всего трудовое, не рассматривает деятельность родителей-воспитателей как выполнение ими определенной трудовой функции, а потому указанный порядок оформления отношения несостоятелен.

Вторая модель действует в Ивановской области. Законом от 21 декабря 2006 г. № 13-ОЗ "О выплате денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемную семью" органам опеки и попечительства предписывается оформлять трудовые отношения с родителями-воспитателями "в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде". Как и в предыдущем случае, возникает вопрос: о каких конкретно нормах трудового законодательства в данном случае идет речь? Это дает возможность полагать, что указанное положение исследуемого закона не до конца продумано и вызывает значительное количество вопросов в силу размытости используемой формулировки.

Третья модель предполагает также заключение двух договоров, а именно договора о передаче ребенка в приемную семью и договора гражданско-правового характера.

При этом "договор гражданско-правового характера" призван регулировать исключительно вопросы, касающиеся оплаты труда приемного родителя. Сам термин "договор гражданско-правового характера" имеет достаточно широкое содержание и включает в себя любой договор, предусмотренный частью второй Гражданского кодекса РФ. Скорее всего, региональный законодатель подразумевал либо договор возмездного оказания услуг, либо договор подряда. Какой из них имеется в виду, а соответственно подлежит применению, остается неясным. Более того, отметим, что отношения между органами опеки (попечительства) и приемными родителями именуются гражданско-правовыми.

Как уже отмечалось, вопрос о предоставлении родителю-воспитателю отпуска, а также об иных трудовых правах и льготах не может ставиться до тех пор, пока в соответствующие федеральные нормативные акты, и прежде всего в Трудовой кодекс РФ, не будут внесены определенного рода дополнения.

Многочисленность вариантов решения поставленного вопроса свидетельствует о неразберихе, царящей в вопросе определения природы отношений, складывающихся между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. С точки зрения действующего федерального законодательства одни из предлагаемых моделей не имеют законного основания на существование, другие - недостаточно продуманы, а общие формулировки законов вызывают значительное количество вопросов в процессе их реализации на практике. Совершенно очевидно, что необходимо выработать единый подход к решению этой проблемы.

Важным, но довольно болезненным является вопрос о размере оплаты труда приемных родителей. В субъектах Российской Федерации разработаны и практически применяются несколько способов его определения. Их можно разделить на два варианта.

Одни регионы приняли за основу Единую тарифную сетку по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, другие - устанавливают фиксированную оплату.

Законом Курской области от 28.12.2007 г. №129-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей переданного в приемную семью" приемным родителям за исполнение их обязанностей, определенных федеральным законодательством, устанавливается оплата труда, размер которой определяется исходя из ставки заработной платы педагогического работника 14 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений, а также доплат, надбавок компенсационного характера, стимулирующих выплат, предусмотренных для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Второй вариант, при котором устанавливается фиксированная оплата мы видим в Камчатском Крае. Закон Камчатского края от 28 апреля 2008 г. № 37 "О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском Крае и порядке его выплаты" устанавливает ежемесячную оплату труда в размере 4 750 рублей за одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, за одного ребенка в возрасте до трех лет или за одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью ежемесячное вознаграждение устанавливается в размере 5 700 рублей. Такой же тип оплаты установлен и в Мурманской и Белгородской областях. Использование Единой тарифной сетки при исчислении вознаграждения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 №583.

В любом случае уровень оплаты труда приемных родителей чрезвычайно низок. По мнению многих, это объясняется, прежде всего, тем, что бремя по материальному обеспечению приемных семей (включая выплату заработной платы родителям-воспитателям) ложится на региональные бюджеты. В связи с этим была высказана идея ввести федеральное финансирование приемных семей, "поскольку возложение подобных обязанностей на местные бюджеты в значительной степени тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать своевременное и достаточное денежное обеспечение приемных семей".

Субъекты Российской Федерации, безусловно, имеют различные финансовые возможности. Некоторые из них не обладают достаточными средствами, необходимыми для обеспечения приемных семей, создаваемых на их территории. Мало того, они не способны обеспечить необходимую финансовую поддержку различным программам в области образования, здравоохранения и прочих важнейших сферах жизнедеятельности человека. Но данное обстоятельство совершенно не означает, что обязанность по их финансированию должна быть целиком и полностью возложена на федеральный бюджет. Напротив, другие субъекты Федерации способны изыскать из собственных бюджетов средства необходимые, а главное - достаточные для полноценного функционирования приемных семей. В этом смысле передача функций по их обеспечению на федеральный уровень в известной степени лишит многих приемных родителей возможности получать более высокую оплату своего труда, нежели при федеральном финансировании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты