Исследование правового аспекта приемной семьи

С целью упорядочения ситуации представляется возможным урегулировать на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда приемных родителей с указанием на право субъектов РФ устанавливать более высокую плату за их труд, но не ниже суммы, установленной федеральными органами. При наличии необходимых финансовых ресурсов региональные власти не только вправе, но и обязаны (это следует особо обозначить) устанавливать более высокий размер оплаты труда приемных родителей. Данное предложение позволит, с одной стороны, обеспечить родителям-воспитателям минимальный стандарт их денежного содержания, а с другой - даст возможность избежать ситуаций, когда отдельные регионы могут предусмотреть более низкий уровень их заработной платы, нежели тот, который они в действительности могут обеспечить.

Можно затронуть вопрос о денежных средствах на содержание детей находящихся под опекой и попечительством однако данные денежные средства предназначены именно для содержания детей и не являются оплатой приемным родителям, однако данные выплаты существенно снижают нагрузку на семейный бюджет. Например, Законом Камчатского Края от 04.12.2008г. №165 "Об установлении порядка выплаты и размеров денежных средств на содержание детей находящихся под опекой или попечительством" устанавливает выплаты в размере от 96943 рублей до 143689 рублей на одного ребенка в год, в зависимости от возраста.

Размер оплаты труда приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей.

Так, Закон Камчатского края от 28 апреля 2008 г. № 37 "О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском Крае и порядке его выплаты" устанавливает за каждого последующего ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, размер ежемесячной оплаты труда приемного родителя, увеличивается на 10 процентов, за каждого последующего ребенка в возрасте до трех лет, за каждого последующего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью, размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям увеличивается на 20 процентов.

Следует отметить, что законодательные акты как федерального, так и регионального значения о приемной семье не должны навязчиво ориентировать приемных родителей на "погоню" за количеством воспитанников с целью увеличения своей заработной платы. Стремление же взять на воспитание хотя бы одного ребенка должно приветствоваться и соответствующим образом оплачиваться.

Следующий вопрос, на способах решения которого имеет смысл остановиться подробнее, состоит в том, как производить оплату труда, если приемную семью создает супружеская пара.

Региональные законодатели выработали четыре варианта решения:

-              нормативные акты о приемной семье не регулируют данный вопрос (Республика Адыгея, Воронежская, Камчатская, Ленинградская, Ростовская, Тюменская, Томская области и др.);

-              нормативные акты о приемной семье предусматривают оплату труда только одному приемному родителю (республики Бурятия и Карелия, Хабаровский край, Ивановская, Кемеровская области и др.);

-              нормативные акты о приемной семье предусматривают оплату труда обоим приемным родителям (Костромская, Московская, Оренбургская области и др.). Некоторыми региональными законами устанавливается условие относительно количества принятых на воспитание детей, выполнение которого дает право на оплату труда каждому родителю-воспитателю.

-              нормативные акты о приемной семье устанавливают совокупную оплату труда родителей-воспитателей. Такой вариант, к примеру, применяется в Мурманской и Пензенской областях.

В ряде регионов приемные семьи обеспечиваются жильем (Курская, Мурманская, Ивановская, Ростовская области), автотранспортом (Мурманская область), предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг (Амурская, Новосибирская, Мурманская, Тверская области, Республики Бурятия, Удмуртия, Адыгея). Приемные семьи, создавшие крестьянские (фермерские) хозяйства, наделяются правом на получение беспроцентных ссуд для строительства или расширения жилья (Мурманская область) или, к примеру, освобождаются от уплаты местных налогов (Курская область, Республика Адыгея).

Согласно Закону Камчатского края от 18 сентября 2008 г. № 122 "О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются в порядке, определяемом постановлением Правительства Камчатского края, по месту жительства вне очереди жилыми помещениями общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Камчатском крае.

Анализ регионального законодательства позволяет отметить, что в ряде случаев ограничиваются права граждан, желающих стать приемными родителями, посредством самовольного расширения перечня лиц, которые не могут заниматься воспитанием приемных детей.

По-разному разрешается вопрос и о количестве детей, подлежащих передаче в одну приемную семью. Так, например, законами о приемной семье Республики Мордовия, Ставропольского края, Архангельской, Кировской, Калужской областей предусмотрено, что в приемную семью может быть передан минимум один ребенок, а максимальное количество не определяется. А в Республике Карелия, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Пермской, Смоленской, Оренбургской областях действует иное правило, согласно которому в приемной семье может одновременно воспитываться не более восьми несовершеннолетних детей.

Подобная ситуация объясняется тем, что в п. 3 "Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и содержания детей" содержится норма, согласно которой число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Употребляемое словосочетание "как правило" и дает столь многочисленные варианты практической реализации приведенной нормы.

Следующим положением, особо обращающим на себя внимание, является указание на то, что возможно сохранение оплаты труда приемного родителя и после достижения воспитанником 18 лет при соблюдении ряда условий, а именно: при обучении последнего в учебных заведениях среднего или высшего профессионального образования; при сохранении семейных отношений между ним и родителем-воспитателем. В Законе Курской области от 28.12.2007 №129-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей переданного в приемную семью" указано, что в случае достижения приемным ребенком возраста 18 лет в период его обучения в общеобразовательном учреждении выплата денежных средств на содержание приемного ребенка сохраняется до окончания его обучения в этом общеобразовательном учреждении.

Подобного рода положения весьма интересны и с практической точки зрения чрезвычайно ценны. Тем не менее, в свете действующего федерального законодательства о приемной семье они подлежат критической оценке.

Прежде всего, договор о передаче ребенка в приемную семью прекращает свое действие по достижении воспитанником 18 лет. Родитель-воспитатель утрачивает все права и обязанности, составляющие его правовой статус, включая право на оплату своего труда. Орган опеки и попечительства более не обязан выплачивать денежные средства на содержание приемного ребенка, а также оказывать такой семье какую-либо иную помощь. С этого же момента государство гарантирует бывшему воспитаннику приемной семьи право на предоставление жилья, поступление в учебные заведения на льготных условиях и ряд иных прав.

Более того, характер и сущность отношений, связанных с передачей несовершеннолетнего в приемную семью, а также с последующим его воспитанием, образованием и содержанием, полностью отличны от тех, которые могут возникнуть между совершеннолетним молодым человеком и лицом (лицами), выполнявшим функции родителя-воспитателя. Совершенно очевидно, что регулирование таких отношений посредством договора о передаче ребенка в приемную семью невозможно. Вместе с тем реализация такого правила гарантирует бывшему воспитаннику возможность продолжать жить в семье, в уже привычной для себя среде, до тех пор пока он не приобретет профессию.

Однако одного декларирования намерений недостаточно, поскольку необходимо внедрить соответствующие механизмы реализации подобной помощи. Для этого, прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы: какие права и обязанности кроме права на оплату труда сохраняются у приемного родителя; какими правами и обязанностями наделяется бывший воспитанник, поскольку договор о передаче ребенка прекращается; каково правовое основание для последующих выплат денежного содержания родителям-воспитателям; на какие льготы может претендовать такая семья? Подводя итог, хотелось бы отметить, что первые положительные шаги на пути к становлению и признанию приемной семьи как самостоятельной модели, способной решать проблемы сиротства вообще и социального сиротства в частности уже сделаны как на федеральном, так и на региональном уровне.


Заключение


В ст. 152 СК РФ дается определение приемной семьи. В частности, подчеркивается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре.

В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Основным отличием приемной семьи от других форм попечения является то, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы приемным родителям устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 35 Положения приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря и т.д.

Договор приемной семьи с органами опеки и попечительства имеет ряд особенностей и в связи с этим не может рассматриваться как разновидность обычной гражданско-правовой сделки.

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Требования, предъявляемые к приемным родителям, по существу совпадают с требованиями, предъявляемыми к опекунам и усыновителям.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей приемных родителей, отношения между приемными родителями и ребенком, отношение к ребенку членов семьи приемного родителя, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Вместе с тем, сами дети независимо от возраста в заключении договора не принимают участия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты