История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

4. Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.

Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней — в хлопковых районах, до 100 — в Московской, Ивановской и некоторых других областях, до 120 — во всех остальных районах страны. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.

На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов,

5. В условиях военного времени произошли существенные изменения суголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет.

19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

32.            Депортация народов как один из видов коллективного наказания в годы Великой Отечественной войны


В годы войны проводилась депортация некоторых народов СССР. Первыми принудительному переселению подверглись в 1941—1942 гг. советские немцы (главным образом из Республики Немцев Поволжья и с Северного Кавказа). В конце февраля 1944 г. в восточные районы страны выселено 650 тыс. чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев. Летом 1944 г. их участь разделили около 225 тыс. крымских татар, а также болгар, греков, армян, проживавших в Крыму. В правительственных документах указывались следующие причины выселения: стабилизация политической обстановки в этом регионе и ликвидация бандитизма, очистка территории от «антисоветских, шпионских элементов», наказание за пособничество фашистам и выступления против советской власти. Депортации подлежало все население указанных национальностей без исключения и приравнивалось государственными органами к операциям, в которых использовались крупные силы войск НКВД и оперчекистский состав. Так, при выселении чеченцев и ингушей было задействовано 100 тыс. бойцов и офицеров, 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ». Вся эта акция была проведена всего за несколько дней, «организованно и без серьезных случаев сопротивления». Как докладывал И. В. Сталину нарком внутренних дел Л. П. Берия, на месте руководивший операцией, «заслуживающих внимания происшествий нет». Чтобы ускорить перевозку выселенцев к железнодорожным эшелонам, использовались автомашины, полученные незадолго до этого по ленд-лизу. За эту операцию более 700 человек были отмечены боевыми наградами, четверо — Л. П. Берия, Б. 3. Кобулов, С. Н. Круглов, И. А. Серов — орденом Суворова I степени. По данным НКВД, к осени 1944 г. общее число выселенных за время войны составило 1514 тыс. человек.

33.            Государственно-политическая система в СССР во второй половине 1940- начале 1950-х годов


Внешнеполитическая деятельность

Представительные органы власти

3. Органы государственного управления

4. Судебные органы 5. Вооруженные силы

В послевоенные годы внешнеполитическая деятельность Советского государства осуществлялась в условиях изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств — социалистический лагерь. Начался распад колониальной системы,

В ходе второй мировой войны потерпели поражение Германия, Италия, Япония и их союзники. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства, возрос его международный авторитет.

После окончания войны возникло противостояние двух держав: СССР и США. Начались «холодная война» и гонка вооружений.

В 1946 г. в ООН Советский Союз выступил с предложениями о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о запрещении ядерного оружия, ликвидации иностранных военных баз. Эти предложения не были поддержаны западными странами.

После окончания войны в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а в 1947 г. — в верховные советы союзных и автономных республик. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР — до 23 лет, для депутатов верховных советов союзных и автономных республик — до 21 года. В 1947— 1948 гг. были проведены выборы в местные Советы.

В первые послевоенные годы (1945—1954) Верховный Совет СССР созывался 9 раз, т. е. гораздо реже, чем это было предусмотрено Конституцией. Круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР, сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. В феврале 1947 г. была расширена его компетенция.

По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. д.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров, а наркоматы — в министерства.

В рассматриваемый период были успешно реализованы планы четвертой и пятой пятилеток. В мире началась новая научно-техническая революция. Встали задачи по поднятию технического уровня промышленности.

После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. для народных судей и народных заседателей устанавливался возрастной ценз в 23 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. устанавливалась ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями.

В 1945—1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.

После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования.

С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Вооруженные Силы СССР состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО, воздушно-десантные войска, во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии.

Были утверждены Дисциплинарный устав (1946 г.), Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1946 г.), Уставы строевой (1947 г.), гарнизонной и караульной службы (1950 г.).

34.            Развитие советского права во второй половине 1940 - начале
1950-х годов


1. Хозяйственное право

2. Трудовое право

3. Колхозное Право-4, Уголовное право

1. В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления.

21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял поста­новление «О заключении хозяйственных договоров», в кото­ром вновь закреплялась двойная система договоров: генераль­ные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали при­меняться прямые договоры.

Обязательными элементами договора были следующие: ко­личество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки испол­нения и формы ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материаль­ными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с февраля 1941 г.

2. В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. вос­станавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан.

23 июня 1945 г. был принят Законе демобилизации, в со­ответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.

В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.

Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты