История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

3. В области колхозного права одним из важнейших послевоенных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование.

Согласно постановлению Правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», принятому в апреле 1948 г., основной формой организации труда в колхозе становилась производственная бригада.

С 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе.

4. В области уголовного права в послевоенное время кардинальных изменений не происходит. Основные изменения касались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычайных положений закона и др.

В середине 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». В соответствии с данным нормативным актом освобождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой категории лиц снималась судимость и административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государствен­ным преступлениям (измена, шпионаж и т. д.).

35.            Чрезвычайные органы в России в период гражданской войны

36.             

28 октября 1917 г. по телеграфу НКВД предписал всем Советам рабочих и солдатских депутатов учредить рабочую милицию. Она должна была находиться в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, власти обязаны были содействовать ей в снабжении оружием. В акте ничего не говорилось о сельской милиции, но вскоре ее стали создавать крестьянские Советы.

Первое время борьбу против контрреволюции вели: Петроградский ВРК, местные ВРК, местные Советы, созданная при Советах рабочая милиция, судебные органы, отряды Красной гвардии, поддерживавшие Советскую власть части старой армии, следственные комиссии и т.д. Специального же органа по борьбе с контрреволюцией не было. Сложность и острота классовой борьбы, массовый саботаж чиновников, деятельность иностранных разведок и т.д. ставили вопрос о создании специального органа государственной безопасности. 21 ноября 1917г. постановлением Петроградского ВРК создается Комиссия по борьбе с контрреволюцией. Однако 5 декабря 1917 г. Петроградский ВРК и все его органы перестали существовать. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Учреждалась она при СНК. В этом постановлении СНК не говорилось о структуре ВЧК, подробно не раскрывались ее задачи и компетенции. Само название Органа свидетельствовало об Основной его задаче - борьбе с контрреволюцией. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это, в частности, отразилось в названии комиссии чрезвычайная, хотя в момент создания ВЧК не наделялась чрезвычайными полномочиями. ВЦИК и СНК в дальнейшем издали значительное количество нормативных актов, определявших задачи, структуру, компетенцию ВЧК, ее место в системе органов государственного аппарата, взаимоотношения с ними.

Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе аппарата ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский на заседании СНК 7 декабря 1917 г. ВЧК действовала как коллегиальный орган. При председателе ВЧК состояла коллегия. Вначале в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем. 8 декабря 1917 г. образуется Президиум ВЧК в количестве 5 человек: председателя, двух заместителей и двух секретарей. Большую опасность в то время представляла спекуляция, борьбой с которой также пришлось заняться ВЧК. Поэтому на заседании коллегии ВЧК 11 декабря 1917 г. было решено создать четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией.

18 марта 1918 г. Президиум ВЧК принял решение о создании новых отделов. Создавался отдел до борьбе с преступлениями по должности, ибо это стало одним из главных участков работы ВЧК. В связи с созданием местных ЧК был образован иногородний отдел на базе прежнего организационного отдела, осуществлявший руководство местными ЧК. Было создано еще два новых отдела: тюремный и хозяйственный. Канцелярия была преобразована в общий отдел. Кроме того, существовали справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК. В конце июля 1918 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с контрреволюцией, спекуляцией на железнодорожном транспорте. Поэтому были созданы железнодорожный отдел ВЧК и соответствующие отделы губернских ЧК, а также ЧК на больших железнодорожных станциях. В момент создания ВЧК являлась чисто большевистской по своему партийному составу. 8 января 1918 г. СНК назначил четырех левых эсеров членами ВЧК, а один из них - П.А. Александрович - назначался заместителем председателя ВЧК. После заключения Брестского мира левые эсеры ушли почти из всех наркоматов, но в ВЧК остались. 6 июля 1918 г. левые эсеры частично использовали аппарат ВЧК в организации вооруженного выступления против большевиков. После ликвидации этого выступления левые эсеры были отстранены от работы в органах ВЧК и она вновь стала только большевистской по партийному составу.

Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК. Значительную роль в унификации форм и методов борьбы органов ЧК с контрреволюцией и другими опасными преступлениями, в выработке единых организационных принципов построения органов ЧК, четкого разграничения компетенции различных звеньев ЧК, их взаимоотношений между собой и т.д. сыграла I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, проходившая в июне 1918 г. При каждом областном, губернском Совете, а также при крупных уездных Советах, узловых железнодорожных станциях, крупных портах, в пограничной полосе образовывались ЧК. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК.

С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров. Постановлением от 21 декабря 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным преступлением - спекуляцией, и она начинает приобретать черты чрезвычайного органа. Важное значение для правового статуса ВЧК имело постановление СНК от 31 января 1918 г., установившего, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для предварительного следствия в следственную комиссию трибунала. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и следственных комиссий трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами. Результаты расследования передавались в трибунал для вынесения приговора. Это нормальное положение было нарушено наступлением немецких войск, когда в принятом в связи с этим 21 февраля 1918 г. постановлении СНК "Социалистическое Отечество в опасности" говорилось, что неприятельские агенты, "спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы", лица, сопротивлявшиеся мобилизации в батальоны для рытья окопов, подлежали расстрелу. Исследователи истории ВЧК считают, что это постановление наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится чрезвычайным органом. Представляется, что наделение ВЧК этим правом даже в тех сложных условиях не было необходимым. Это затем привело к злоупотреблениям в данных органах, так как нарушалась общепринятая система борьбы с преступностью, исчезли такие стадии, как предварительное расследование и судебное разбирательство. Нарушались такие демократические принципы, как отделение суда от администрации, следствия от суда. Органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили постановление, т.е. приговор, заменяя, таким образом, следственные и судебные органы


37.            Учредительное собрание

Учреди́тельное собра́ние — выборное учреждение, созданное по образцу Учредительного Собрания Великой французской революции, призванное определить форму правления и конституцию в России после Февральской революции. Было распущено декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года

Созыв Учредительного собрания был одной из первоочередных задач Временного правительства. Но оно медлило с ним. После свержения Временного правительства в октябре 1917 г. вопрос об Учредительном собрании стал для всех партий первостепенным. Большевики, опасаясь[1][нет в источнике] недовольства народа, так как идея созыва Учредительного собрания была очень популярна, ускорили намеченные Временным правительством выборы в него. 27 октября 1917 г, Совнарком принял и опубликовал за подписью В. И. Ленина постановление о проведении в назначенный срок — 12 ноября 1917 г. всеобщих выборов в Учредительное собрание.

Ни одно постановление Временного правительства, несмотря на длительную подготовительную работу специально созданных для того комиссий, не устанавливало, какое именно число членов Учредительного собрания необходимо для его открытия. Этот кворум был определен лишь постановлением ленинского Совнарком от 26 ноября, по которому Учредительное собрание должно было быть открыто «по прибытии в Петроград более 400 членов У. С.», что составляло более 50 % всего намеченного числа членов Учредительного собрания.

В выборах приняли участие меньше 50 % избирателей. Всего было избрано 715 депутатов, из которых 370 мандатов получили правые эсеры и центристы, 175 — большевики, 40 — левые эсеры, 17 — кадеты, 15 — меньшевики, 86 — депутаты от национальных групп (эсеры 51,7 %, большевики — 24,5 %, левые эсеры — 5,6 %, кадеты 2,4 %, меньшевики — 2,1 %

Заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов; большинство принадлежало эсерам-центристам, большевики и левые эсеры имели 155 мандатов (38,5 %). Открыл заседание по поручению ВЦИК его председатель Яков Свердлов выразил надежду на «полное признание Учредительным Собранием всех декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров» и предложил принять написанный В. И. Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», 1-й пункт которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов»[6]. После отказа правых эсеров обсуждать этот вопрос, большевики, левые эсеры и некоторые делегаты национальных партий покинули заседание. Оставшиеся депутаты под председательством лидера эсеров Виктора Чернова продолжили работу и приняли следующие постановления:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты