Большую роль в упрочении Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты, учрежденные в мае 1918 г. В их задачи входило обеспечение крестьянства предметами первой необходимости: распределение хлеба, содействие формированию Красной Армии и т. п.
В конце 1918 г. комбеды слились с Советами. В целом их деятельность способствовала укреплению новой власти на местах.
Властными специфическими органами того периода были военно-революционные комитеты, образованные при губернских, городских, уездных Советах. В их задачи входило упрочение власти Советов на местах, обеспечение "революционного порядка", неотложные хозяйственные дела и др. С укреплением позиций Советов функции ВРК переходили к этим органам.
С роспуском в января 1918 г. Учредительного собрания, одобренным Ш Всероссийским съездом Советов, устранялись во всех новых изданиях нормативных актов ссылки на Учредительное собрание. Решением съезда также было снято в наименовании правительства слово: "временное". С объединением двух съездов - Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов - в стране создан единый высший орган власти. Основы государственного строительства и федеративного устройства были закреплены в Конституции РСФСР, принятой в июле 1918 г.
Этот период характеризуется также активным формированием таких важнейших звеньев государственного механизма как вооруженные силы и правоохранительные органы. Известно, что большевики не без влияния революционного романтизма отрицали необходимость постоянной армии и создания специального аппарата принуждения и защищали идею "всеобщего вооружения народа". Однако уже к началу 1918 г. остро встал ВОПРОС о создании Красной Армии, т. к. выборность комсостава, всевластие солдатских комитетов не способствовали укреплению армейских принципов. Кроме того, старая армия стихийно демобилизовывалась.
15 января 1918 г. СНК принял декрет об образовании армии. Вооруженные силы стали комплектоваться из "сознательных представителей трудящихся", достигших 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности. В апреле 1918 г. был введен принцип воинской повинности. Выборность командиров была заменена их назначением.
Постановлением НКВД от 28 октября 1917 г. при Советах учреждалась рабочая милиция. Напомним, что у Временного правительства тоже была милиция. По вопросу о ее судьбе есть различные мнения [4]. Очевидно старая милиция во многих местах сохранилась при условии ее перехода на сторону Советов. Центральный аппарат старой милиции был упразднен приказом НКВД в начале декабря 1917 г. Местные Советы направляли в органы милиции своих комиссаров-коммунистов, которые и осуществляли реорганизацию и чистку [5]. В ряде мест наряду со старой милицией действовали отряды Красной Гвардии. Советская милиция осуществляла многогранную деятельность по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению в жизнь новых законов.
В создании новой системы судебных органов уместно выделить следующее: после победы Октября во многих местах население само, не дожидаясь директив сверху, приступило к ликвидации старых и созданию новых судов. Только 22 ноября 1917 г. СНК принял "Декрет о суде № 1", которым упразднялись прежние суды, ликвидировалась адвокатура и прокуратура. На основе выборности создавались местные суды в составе судьи и двух заседателей. Для борьбы с контрреволюцией учреждались революционные трибуналы, избираемые губернскими или городскими Советами. Формирование двух систем судов – общих и особых – проходило не гладко: кое-где происходил отрыв судов от Советов, или же допускалось вмешательство Советов в дела судов.
Дальнейшее развитие общей судебной системы регламентировал "Декрет о суде № 2" (февраль 1918 г.). По этому декрету учреждались окружные народные суды, охватывающие несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.
Единый народный суд был учрежден с выходом утвержденного ВЦИК-ом 30 ноября 1918 г. "Положения ВЦИК о народном суде РСФСР". Теперь нарсуд рассматривал все уголовные и гражданские дела за исключением дел, подсудных ревтрибуналу. Судьи избирались Советами и исполкомами. При Советах создавались коллегии правозащитников. Приговоры и решения суда могли быть обжалованы в кассационном порядке в Совет народных судей. Конституция РСФСР 1918 г. отнесла вопросы судоустройства к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, что устранял” местное правотворчество и придавало четкость процессу создания суда.
Помимо обычных звеньев госаппарата 7 декабря 1917 г. был создан особый орган - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Этот орган был создан при СНК. Во главе ВЧК стоял Президиум в составе Председателя (Ф.Э. Дзержинский) двух его заместителей и двух секретарей. На местах чрезвычайные комиссии создавались при областных и губернских советских органах, не узловых Ж/Д станциях, в крупных портах, в пограничной полосе. Аппарат ВЧК был весьма немногочисленным. До июльского (1918 г.) мятежа левые эсеры входили в состав ВЧК, один ив них (И.А. Александрович) был даже заместителем председателя.
Органы ВЧК имели право на аресты, обыски, реквизиции. В феврале 1918 г. в связи с наступлением немецких войск СНК постановило наделить ВЧК правом проводить следствие, выносить приговоры и внесудебные решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. Подмена следственных и судебных органов приводила к ошибкам в деятельности ВЧК. В целом же чрезвычайные комиссии работали в тесном контакте с партийными и советскими органами на местах и отчитывались перед ними.
Одновременно в этот период формировались органы управления народным хозяйством (рабочий контроль, ВСНХ), руководства культурным строительством (Наркомпрос) и др. Таким образом, за считанные месяцы Советы выработали основные принципы государственного строительства и создали основные структуры нового государственного механизма.
2. Учредительное собрание
3. Формирование в России нового социалистического права
Для процесса формирования основ нового права характерны следующие черты:
а) Советское право возникало во взаимосвязи и одновременно с созданием нового государства и права, что обусловлено органическим единством государства и права. Советское право создавалось в ходе слома старых государства и права.
б) Наряду с новым законодательством более года действовали некоторые старые законы. Это преимущественно те акты, которые содержали не узко классовые, а общечеловеческие нормы.
в) При революционном переустройстве всех сфер жизни неизбежно возникают “пробелы в праве”, т.е. некоторые вопросы остаются не урегулированными никакими нормативными актами. В силу этих обстоятельств рассматриваемый период специфическими источником права являлось революционное правосознание трудящихся. при этом право применяющие органы и лица выносили решение с позиций “революционной целесообразности”, “пользы для революции”, что не могло не приводить и к разнобою, и к субъективизму.
г) Правотворческую деятельность в этот период осуществлял довольно широкий круг структур: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, отдельные наркоматы, местные Советы, а в ряде случаев и общественные организации, в частности, профсоюзы активно участвовали в создании норм трудового права. Это обусловливалось как потребностями, так и первоначальной не разграниченностью компетенции центральных и местных органов.
Существенных различий между законом и ведомственным нормативным актом в тот период не просматривалось. Законодательные акты тогда назывались по-разному: декреты, постановления, декларации и т.п. Многие акты вводились в действие по телеграфу.
Далее целесообразно рассмотреть процесс становления основных отраслей советского права. Многие нормативные акты гражданского права юридически оформляли национализацию, т.е. переход земли и ее недр, банков, предприятий и др. в собственность государства. В результате сфера частной собственности граждан и договорные отношения сокращались. Законы пресекали также сделки, направленные на распродажу и разделение крупной собственности с целью избежать ее национализации. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном на административном, а не на гражданском праве.
Декрет ВЦИК “Об отмене наследования” от 27 апреля 1918 г. отменил наследование имущества стоимостью свыше 10 тыс. рублей как по закону, так и по завещанию. Интересы основной части населения этот декрет не затрагивал, поскольку стоимость его имущества не превышала этой суммы. Реально же декрет отменил наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой. Наследникам переходило имущество не более 10 тыс. рублей. Остальное становилось общественным достоянием.
Особым декретом запрещалось дарение или всякая передача имущества на сумму более 10 тыс. рублей. Для справки: прожиточный минимум тогда определялся в 240 руб. в месяц. Нельзя было передавать по наследству и авторские права. В этих ограничениях проявились попытки законодателя как-то исключить возможность нетрудового обогащения.
Как самостоятельная и новая отрасль формируется трудовое право, в нормах которого отражались марксистские воззрения на трудовые отношения. Уже 29 октября 1917 г. СНК принял постановление “О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени”. Этот акт устанавливал 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму. Рабочая неделя не должна была превышать 46 часов. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере.
В декабре того же года декретом ВЦИК введено социальное страхование. В апреле 1918 г. СНК ввел оплачиваемые отпуска. В целях ликвидации паразитических слоев и оживления экономики в январе 1918 г. была введена всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет.
В декабре 1918 г. принят первый Кодекс законов о труде (КЗОТ). Он подробно регулировал трудовые отношения и связанные с ними социальные права (нормы о трудовой повинности, о переводе и увольнении трудящихся, о вознаграждении за труд, об охране труда и т.д.) КЗОТ действовал как на государственных, так и на частных предприятиях. Кодекс заменял социальное страхование социальным обеспечением из фондов государства. Разумеется, начавшаяся гражданская война ограничивала реализацию норм КЗОТ-а.
Семейное право также стало формироваться как самостоятельная отрасль. Декреты ВЦИК и СНК “О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния” и “О расторжении брака” (декабрь 1917 г.) содержали важные новые нормы, регулирующие сферу семейных отношений. Государство признавало лишь гражданский брак, а церковный брак объявлялся частным правом супругов. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия супругов и моногамная форма брака. Теперь для вступления в брак не требовалось согласия родителей или начальства, не имела значение принадлежность к сословию, расе, религии. Для мужчин брачный возраст был установлен – 18 лет, для женщин – 16. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях. Вводился свободный развод (через суд или загс).
16 сентября 1918 г. ВЦИК принял “Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве”. Этот кодекс был первым в истории советского права. Он более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В частности, подробней регламентировались права и обязанности супругов: брак не создавал общности имущества супругов, перемена места жительства супруга не создавала для другого обязанности следовать за ним, супруги могли вступать между собой во все имущественно договорные отношения и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18