История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

В 50-е — начале 60-х гг. СССР лидировал в приоритетных направлениях развития науки и техники. 4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин осуществил первый в мире полет в космос. Это порождало законную гордость за успехи страны, имело большой пропагандистский эффект. В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан военно-промышленному комплексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США.

Экономическая политика Н. Хрущева разительно отличалась от сталинской и носила ярко выраженный социальный характер. Самым большим достижением явилось жилищное строительство. За 1955 — 1964 гг. новоселье справил каждый 4 гражданин страны. Телевизоры, холодильники входили в быт советской семьи. Была повышена на 35% минимальная пенсия для рабочих и, служащих. Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Рабочий день сократился с 48 до 46 час. в неделю. Отменялись обязательные государственные займы, а выплата по старым отсрочивалась на 20 лет

40.            Правовая политика Советского государства во второй половине 1950 - первой половине 1960-х годов


К середине 1950-х гг. стало очевидно, что советская экономика не справляется с бременем военных расходов. Вооруженные силы СССР в 1953 г. насчитывали 5,4 млн. человек. Спустя восемь лет после Победы страна фактически содержала армию военного времени. К тому же во второй половине 1940-х гг. было возобновлено прерванное в 1941 г. строительство крупных военно-морских кораблей.

Великая Отечественная продемонстрировала, что в оборонительной войне для СССР, страны континентальной, флот играет второстепенную роль. Но Сталин полагал, что великой державе необходим мощный океанский военный флот, способный решать любые задачи в самых отдаленных районах мира.

С середины 1950-х гг., когда стало ясно, что главную роль в сдерживании противника будет играть ядерное оружие, советское руководство постепенно начало ограничивать обычные вооружения пределами оборонной достаточности.

Уже в 1954—1955 гг. произошли первые решительные столкновения Хрущева с военными. Президиум ЦК рассматривал программу строительства военно-морского флота, рассчитанную на 10 лет. Она включала обширное строительство авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортных судов, на которое требовалось 150 млрд. руб. Но даже это не обеспечило бы Советскому Союзу равенство с американским флотом. Чтобы преодолеть отставание от США на море, нужно было израсходовать в десятки раз больше средств, что было абсолютно непосильно для советской экономики.

Хрущев счел предложенные затраты бессмысленными и недопустимыми. Его поразило сообщение о том, что за один выход в море Черноморский флот сжигал столько же мазута, сколько выделялось на год всей Украине. А строительство новых кораблей многократно увеличило бы эти расходы. К тому же, по мнению Хрущева, в ядерную эпоху надводные корабли в таком количестве были нужны лишь для высадки крупных десантов, то есть для наступательной войны, которую лидер КПСС в принципе отвергал.

В связи с этим, вопреки возражениям адмиралов, Хрущев настоял на отказе от дорогостоящей программы модернизации надводного флота. Приоритет в развитии военно-морских сил был отдан ракетоносным подводным лодкам. Многие крейсеры и линкоры, только что построенные или еще строившиеся, были пущены на слом.

(Лишь однажды Хрущев вернулся к вопросу о строительстве надводного флота. Согласно воспоминаниям его сына, во время конфликта в Конго в 1961 г. Хрущев поинтересовался, во что обойдется, и в течение какого времени может быть построена эскадра быстрого реагирования, способная «в любом районе своей силой и флагом Советского Союза поддержать наших друзей». Узнав, что для строительства такой эскадры требуется пять лет и пять миллиардов рублей, он сказал: «Дороговато. Таким деньгам найдем применение получше».)

Для моряков уничтожение кораблей стало настоящей трагедией. Однако отказ от концепции ударного надводного флота и развернутое в эти же годы сокращение армии означали переход к оборонительной военно-политической доктрине.

Общая численность Вооруженных сил СССР в 1955—1958 гг. сократилась на 2,1 млн. человек и составила около 3,3 млн. военнослужащих. США в 1955 г. сократили армию с 1,4 млн. до 1 млн. человек, а флот — с 920 тыс. до 870 тыс. человек.

Во второй половине 1950-х гг. гонка вооружений между СССР и США приобрела невиданный размах. Первая попытка ограничить ее, предпринятая на Женевской конференции 1955 г., не удалась. Осенью 1957 г. СССР предложил ввести мораторий на испытания ядерного оружия, а весной 1958 г. объявил об одностороннем прекращении испытаний. В советском заявлении говорилось, что если США и Англия не прекратят испытаний, то «Советский Союз будет, разумеется, действовать свободно в вопросе испытания атомного и водородного оружия».

Американская сторона сочла этот шаг пропагандистским, поскольку СССР только что завершил большую серию испытаний, а США лишь готовились начать свою серию. Тем не менее, обе сверхдержавы начали переговоры по вопросу о запрещении ядерных испытаний.

В сентябре 1959 г. Хрущев прибыл в США с визитом. Это был первый официальный визит главы советского правительства и лидера КПСС в крупнейшую страну западного мира.

41.            Гражданское право в СССР во второй половине 1950 - первой половине 1960-х годов

Трудовое право в СССР во второй половине 1950 - первой
половине 1960-х годов

Уголовное право в СССР во второй половине 1950 - первой
половине 1960-х годов


Гражданское право

2. Гражданско-процессуальное право

3. Трудовое право

4. Земельное и колхозное право

5. Уголовное право

6. Уголовно-процессуальное право

1. Определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической собственности в главный фактор экономической жизни страны.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР-и союзных республик. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов.

Основы закрепляли государственную и кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременной поставки продукции.

2. 8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права.

Основы определяли задачи гражданского судопроизводства, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.

В соответствии с Основами гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.

3. Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.

В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства.

В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.

Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели.

Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде.

4. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли

сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников и не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников.

5. 25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей.

. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан..

В Основав рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. 3акон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты