Уголовно-правовая ответственность была исторически первым видом ответственности за антидискриминационные правонарушения. Первые антидискриминационные законы, принятые в Австралии, предусматривали уголовную ответственность за то, что лицу препятствовали войти в общественное помещение, магазин, отказывались продать продукты или напитки, за ограничения в покупке земли, в аренде помещения на основании его принадлежности к этнической группе.
В некоторых странах уголовно-правовая ответственность сохранилась, и лишь немногие страны стали вводить правовосстано-вительную ответственность. Правовоестановительная ответственность направлена прежде всего на то, чтобы повлиять на поведение лица или органа, совершивших дискриминационные действия, заставить правовыми средствами изменить поведение и политику и исправить сложившуюся ситуацию. Цель такого подхода – найти компромиссное решение конфликта. К сожалению, правовос-становительная ответственность редко применяется в практике стран Запада. Тем интереснее анализ данного вида ответственности в тех странах, где он применяется (например, в Великобритании, США, Австралии). Если Соединенные Штаты являются инициатором многих правовых 'конструкций, которые большей частью содержатся в прецедентах толкования, то в Великобритании действует один из самых 'интересных антидискриминационных законов – Закон о расовых отношениях 1976 г.
Прежде всего законодательство данных стран предусматривает создание специальных органов, призванных устранить дискриминацию.
В Великобритании таким органом является комиссия по расовому равенству, которая была создана вместо ранее действовавших органов (департамента по расовым отношениям, комиссии по общественным отношениям)1. В комиссию входят от 8 до 15 членов, назначаемых государственным секретарем. Задача комиссии – не только обеспечение реальных равных прав и нормализация социальных отношений, но и контроль за соблюдением Закона о расовых отношениях 1976 г.
Лицо, пострадавшее от дискриминационных действий, вправе обратиться в комиссию, которая должна оказывать ему различную помощь в получении доказательств, оформлении документов для обращения в суд, в финансовой поддержке для ведения дела в суде. Комиссия также может осуществлять представительство в суде.
Как показывает статистика, в большинстве случаев (40%) обратившимся оказывается помощь в виде оформления документов, составления иска. Одна шестая часть обратившихся получает правовую консультацию. После обращения гражданина в комиссию она в течение двух месяцев должна дать ответ об оказании помощи.
По закону комиссия имеет право самостоятельно переводить расследование фактов дискриминационных действий. С этой целью она наделена полномочиями опрашивать свидетелей, истребовать документы. Приступая к расследованию, комиссия должна предупредить орган или лицо, чью деятельность она намерена изучать. Лицо вправе обратиться к адвокату, который будет представлять его во всех слушаниях.
В результате расследования комиссия издает предупреждение о том, что имеет место дискриминационная практика. Решение комиссии не подлежит принудительному исполнению. Однако если в течение пяти лет из какого-либо источника поступят сведения о невыполнении решения, комиссия вправе обратиться в трибунал, который должен подтвердить факт имеющих место дискриминационных действий. После этого комиссия имеет право обратиться в суд графства, с тем чтобы он издал специальный приказ, приостанавливающий незаконные действия.
В США комиссия по равным возможностям была создана законом о гражданских правах 1964 т. В отличие от комиссии, действующей в Великобритании, американская комиссия имеет более узкую сферу деятельности, так как рассматривает только дела о занятости. Комиссия принимает к ведению дела на основании заявлений пострадавших. Она уделяет также большое внимание информационному обслуживанию населения, разъяснению прав национальных меньшинств и механизма защиты от дискриминации. Комиссии действуют как автономные, политически независимые органы. В то же время решение национальных проблем в комиссии зачастую приобретает политическую окраску; в таких случаях она подвергается критике как со стороны левых, так и правых сил.
В Великобритании основным органом, рассматривающим дела о дискриминации, является промышленный трибунал, входящий в систему административной юстиции. В свое время в стране обсуждалась возможность создания трибунала, специализирующегося только на делах о дискриминации, однако такое предложение не прошло и решено было использовать в этих целях промышленный трибунал, решения которого обжалуются в апелляционный трибунал по занятости и в апелляционный суд.
Трибуналы имеют ряд преимуществ по сравнению с судами. Они быстрее рассматривают дела; их процедуры менее формализованы. Срок исковой давности для обращения в трибунал по факту дискриминации от 3 до 6 месяцев.
Дела о дискриминации сложны для разбирательства. Многие истцы, не веря в успех, забирают заявления обратно. В 1985 г. в промышленный трибунал поступило 69 дел о дискриминации на основании национальной принадлежности лица, а было рассмотрено только 37.
Самая главная проблема, возникающая в ходе разбирательства, заключается в системе доказательств, так как практика пошла по пути особых видов доказательств. Например, если дело касается увольнения и лицо считает, что оно уволено по национальной принадлежности, работодателю предлагается заполнить определенные формы и ответить на вопросы, разработанные департаментом по занятости. Такие ответы признаются в (качестве доказательства. Отказ работодателя от ответов трактуется как признание его вины. Несомненно, объективность такого доказательства весьма спорна, кроме того, подобная процедура не может применяться через несколько недель после увольнения, поскольку предполагается, что работодатель может забыть ситуацию и его ответы на вопросы будут неточны.
Другой вид доказательств был предусмотрен законом о профсоюзах и отношениях в промышленности 1974 г. В законе было установлено, что если уволенное с работы лицо заявит, что его увольнение носило дискриминационный характер, то бремя доказывания обратного лежит на работодателе. Для континентальной доктрины права такое положение не соответствует принципу презумпции невиновности. Однако в состязательном процессе, где предполагается обмен сторон доказательствами, оно лишь предполагает, что работодатель предъявит свое объяснение ситуации. Суд в таком процессе лишь взвешивает аргументацию сторон.
Стремление со стороны государства к компромиссному решению конфликтов в области дискриминации характерно для социальных сфер. Так, в Соединенных Штатах до сих пор очень остро стоит проблема получения «цветным населением» жилья в определенных районах. «Цветным» под разным предлогом отказывают в предоставлении жилья вне зависимости от того, способны ли они оплачивать данное жилье. Агенты могут отказать афро-американцам показать дом, мотивируя это тем, что им будет некомфортно жить в районе, где нет соседей из их среды. Вряд ли подобная практика может быть исправлена введением суровых карательных мер для лиц, явно совершающих дискриминационные действия.
В Соединенных Штатах первые попытки правовыми средствами добиться равенства в предоставлении жилья были предприняты в середине 60-х годов1. Это были акты президента, которые главным образом касались распределения государственного жилья. Затем конгресс принял несколько законов, которые оказались недостаточно эффективными. (Эти законы запрещали намеренную дискриминацию при аренде или продаже жилья.)
Контроль за исполнением законов о жилье был возложен на департамент жилья и развития урбанизированных территорий, который должен обеспечивать антидискриминационную политику в области предоставления жилья.
Более тридцати лет в ряде стран предпринимаются попытки искоренить дискриминацию в социальных сферах – в области занятости, обеспечения жильем, здравоохранения, образования.
В этих целях применяются не столько карательные, уголовно-правовые меры, сколько восстановление в оравах пострадавших и воздействие на щрактику и политику органов и компаний, которые были замечены в дискриминации представителей этнических групп. Задача, однако, была столь сложна, что даже Великобритания, страна с высоким уровнем законодательной техники, вынуждена была десять лет экспериментировать с антидискриминационными законами, прежде чем принять ныне действующий Закон о расовых отношениях 1976 г.
Пока можно сделать вывод, что полностью решить дискриминационную проблему не удалось. Представители этнических групп в этих странах имеют сложности при устройстве на работу, получении жилья и образования. Не во всех случаях законодательство достаточно эффективно. Тем не менее практика Великобритании и Соединенных Штатов заслуживает особого изучения. Ее суть заключается в пресечении намеренно совершаемых дискриминационных действий, воздействии на общественное сознание. Правовосстановителыная ответственность явилась шагом вперед по сравнению с уголовно-правовой ответственностью, практикуемой в большинстве стран.
Цель права – защита человека от дискриминации в рамках принципа формального равенства. Правовые меры будут более эффективными, если они будут сочетаться с комплексными социально-политическими и экономическими мерами, направленными на устранение дискриминации.
3.2 Правовое регулирование контроля в КР
Известно, что Советский Союз был достаточно закрытым государством и применял разрешительный порядок выезда собственных граждан за рубеж и жестко регламентировал условия въезда в страну иностранных граждан и лиц без гражданства. События начала 90-х годов, образование новых независимых государств на постсоветском пространстве многое изменило в этом отношении. Кыргызстан, как и другие страны бывшего СССР, значительно расширил свои международные связи и контакты. Кыргызскую Республику в качестве независимого государства признали 128 стран. 83 стран поддерживают с нами дипломатические отношения. Кыргызстан стал полноправным членом ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ВТО и других международных организаций, подписал и ратифицировал более 200 международных договоров и соглашений, большая часть которых касается защиты прав человека
Согласимся, что реализация многих прав человека и гражданина в огромной степени зависит от государства. Это верно и тогда, когда речь заходит о трансграничных контактах и связях. Государство в зависимости от собственных интересов устанавливает различные режимы пересечения своей государственной границы, способствует ему или, напротив, препятствует. Следуя международному праву, наша республика в одностороннем порядке ввела в отношении 137 стран режим наибольшего благоприятствования. Он устанавливается только в договорном порядке и имеет ограниченную область применения (в основном в сфере экономики и торговли). Режим наибольшего благоприятствования означает обязанность одной стороны предоставить другой стороне в той или иной области их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы столь же благоприятные, как и те, что она представляет или предоставит в будущем любой третьей стороне.
Как следствие такой политики Кыргызстана – значительное увеличение потока иностранцев (прежде всего из дальнего зарубежья), пересекающих нашу государственную границу. Посмотрим на эту ситуацию с цифрами в руках. В 1991 г. к нам въехало всего 2982 иностранца из дальнего зарубежья. За девять же месяцев 2005 г. государственную границу республики пересекли более 120 тысяч иностранцев из дальнего зарубежья и более 1 млн. 700 тыс. граждан СНГ (без учета наших соотечественников).
Увеличение численности трансграничных поездок в целом явление позитивное, поскольку способствует развитию межгосударственных, социальных, торгово-экономических, культурных, межличностных связей и контактов. На объемы трансграничного перемещения физических лиц оказывают влияние самые различные факторы, в том числе открытость общества и экономики, инвестиционные возможности, географическая близость страны въезда или транзита, родственные связи населения приграничных районов и прочее. Увеличению трансграничного перемещения способствует также введение в одностороннем порядке безвизового и упрощенного визового режима въезда, пребывания и выезда иностранцев1. Так, 31 декабря 1999 года утвержден график поэтапного введения безвизового режима для граждан государств-членов Всемирной Торговой Организации. Безвизовым режимом въезда в КР пользуются граждане Японии (с 1 января 2000 г.), США (с 1 октября 2000 г.), ФРГ, Дании, Испании, Италии и Франции (с 1 декабря 2000 г.), являющихся владельцами дипломатических паспортов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11