Механизмы совета Европы по защите прав человека

Для повышения эффективности Хартии, ослабления дискуссионное ее положений и придания ей больше притягательности для государств-членов, а также принимая во внимание оппозиционную позицию Великобритании, Комиссия ЕС разработала «Программу действий по имплементации Хартии фундаментальных социальных прав», цель которой – усовершенствование Хартии путем детализации ее содержания.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что недостаток ДЕ-ЭС и поправок к нему состоит в том, что они не предполагают какую-либо юридико-нормативную базу, на которой может быть сформулирована социальная политика, когда таковая должна быть согласована. Гл. V «Экономическое и социальное единство», которая была включена в ч. III «Политика Сообщества», не дополняет договор такой юридико-нормативной базой. То же самое относится и к п. 3 ст. 1 ЕЕА, которая посвящена европейскому политическому сотрудничеству.

 

2.2 Права человека как возможная политико-правовая основа


Для того чтобы исправить недостатки юридико-нормативной базы социальной политики, должны быть приняты во внимание права человека. Следует напомнить, что бывший президент Рейган при переговорах с Генеральным секретарем ЦК СССР М. Горбачевым предложил, чтобы ямплементация прав человека стала фундаментом взаимопонимания между США и СССР, и он упомянул в этой связи свободу передвижения, свободу вероисповедания, свободу мнений и свободу прессы. М. Горбачев со своей стороны заявил, что должны быть приняты во внимание социальные права, например право на труд. Можно обоснованно утверждать, что эта часть корпуса прав человека до сих пор не учитывалась в достаточной степени на практике в западных индустриальных государствах.

Изучение, которое неизбежно должно быть кратким, конституций некоторых государств – членов ЕС свидетельствует о том, что имеются серьезные причины для рассмотрения прав человека в качестве базы для исследования основ социальной политики постольку, поскольку они затрагивают правовое положение трудящихся[9].

Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. начинается с Преамбулы, за которой следует разд. 1 «Основные права» П. 1 ст. 1, провозглашает, что достоинство человека нерушимо. Немецкий народ, таким образом, признает в п. 2 ст. 1 «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу любого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле». П. 3 ст. 1 гласит: «Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право».

В Преамбуле Конституции Французской Республики от 4 октября 1958 г. с изменениями, внесенными 18 июня 1976 г., социальное единство французского народа, объявленное в Декларации прав человека 1789 г., подтверждается и дополняется Преамбулой Конституции 1946 г. Свобода, равенство и братство, провозглашенные в ст. 1–4 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., образуют ее сердцевину.

Кроме того, «социальные принципы» для трудящегося формулируются в Преамбуле к Конституции от 27 октября 1946 г.; некоторые из них воспроизводятся в Приложении.

Конституция Республики Италия базируется на идее о том, что Италия является «демократической Республикой, основывающейся на труде». В соответствии со ст. 2 неотъемлемые права человека признаются и гарантируются. Свобода и равенство специально обеспечиваются согласно ст. 3, ст. 4 признает право на труд.

Что касается Нидерландов, то здесь уместна ст. 19 Конституции страны от 17 февраля 1983 г. Государство обязуется обеспечить достаточную занятость. Далее, специально указывается на то, что правила соучастия в принятии решений устанавливаются законом.

Некоторые положения Конституции Республики Португалия от 2 апреля 1976 г. с дополнениями и изменениями, внесенными 30 декабря 1982 г., могут быть упомянуты в этом контексте. Ст. 1 подчеркивает, что Республика основывается на уважении человеческой личности, выражает волю народа и ставит своей целью преобразование в бесклассовое общество. Ст. 2 указывает, что демократическое государство основывается на «гарантировании фундаментальных прав и свобод, и его целью является обеспечение перехода к социализму». В ст. 9 (б) описываются основные задачи государства: «гарантия фундаментальных прав и свобод и уважение принципов демократического государства, основывающегося на праве». Согласно ст. 9 (г), государство должно способствовать «народному благосостоянию и качеству жизни, реальному равенству португальцев в реализации экономических, социальных и культурных прав путем преобразования экономических и социальных структур в форме обобществления основных средств производства; уничтожения эксплуатации и угнетения человека человеком». В соответствии со ст. 53 гарантируется обеспечение работой. Ст. 54 указывает на право создавать комитеты трудящихся для защиты их интересов и участия в управлении делами предприятия на демократических началах. Ст. 58 гарантирует право на забастовку. Локауты запрещаются. Ст. 59 обеспечивает право на труд; ст. 61 признает частные предприятия, кооперативы и самоуправление трудящихся. В соответствии со ст. 80 (а) экономическая власть подчинена демократической политической власти. Разрешается демократическое участие трудящихся ст. 80 (е). Более того, государство отдает приоритет «исправлению в случае необходимости неравенства в распределении богатства и дохода» – ст. 81 (б).

Второе дополнение Португальской Конституции, повлекшее более 200 конституционных изменений, было окончательно одобрено парламентом 1 июня 1989 г., подписано президентом Соаресом 7 июля и вступило в силу 8 августа. Английский перевод нового текста в настоящее время отсутствует. Цель пересмотра – «освободить конституцию от идеологических элементов и сообразовать ее с конституциями других европейских государств.» Поправки устранили указание на «переход к социализму и к коллективному присвоению средств производства». Обязательство содействовать построению» бесклассового общества» уступило место «свободному, заботливому и справедливому обществу». Другие упраздненные статьи включали положения, утверждающие «необратимость национализации и сельскохозяйственной реформы. Измененная Конституция предусматривает обязательный национальный референдум… Наиболее значительным является то, что в течение короткого периода изменения также позволят осуществить главную программу приватизации». Гарантия права на труд была отменена.

Конституция Королевства Испания упоминает в своей Преамбуле защиту осуществления прав человека и признает в п. 1 «свободу, справедливость, равенство… высшими ценностями правопорядка». В соответствии со ст. 10 «достоинство личности, неприкосновенные неотъемлемые права… являются основой политического порядка и социального мира».

Великобритания не связана писаной конституцией, содержащей основные права человека на свободу и равенство или основные экономические социальные права. Билль о правах человека и фундаментальных свободах 1985–1986 гг. не был принят парламентом. В статье «Суверенитет и изменение британских институтов»6 Вернер Бенкофф описывает фактическое конституционное положение дел в Великобритании, утверждая, что за требованием «суверенитета парламента», являющегося «фикцией парламентского всемогущества», в действительности скрывается «великая сконцентрированная власть в лице лидера правительства». Следует помнить в этой связи, что премьер-министр не ограничен какой-либо определенной группой материальных ценностей в целом или в определенной области экономических и социальных прав человека.

Публичная дискуссия в Великобритании о Хартии Сообщества и в особенности о правах человека может пролить свет на характер общественного мнения в этой стране. Я ограничиваюсь кратким обзором точек зрения, изложенных в газетных статьях в период 1988–1991 гг. Миссис Тэтчер оказывала преобладающее влияние на ход дискуссий. Можно подумать, что слова Фрэнсиса Моди о том, что Хартия «наносит вред индивидуальной свободе к индивидуальным возможностям», относятся к правам человека. Но такая интерпретация была бы неверной, поскольку права человека, задуманные в эпоху Просвещения и Французской революции, оказались бы «несовместимыми с национальными обычаями и традицией».

В статье, озаглавленной «Европейский свободный рынок или защищенный рынок: каким он должен быть реально?» Норман Теббит, бывший тогда министром правительства, прояснил ситуацию. Его идея была суммирована издателями в следующем предложении: «Европа последовательно настаивает на общем рынке без барьеров, тарифов, субсидий или ограничительной практики, но ЕЭС до сих пор медленно обращало теорию в практику. Ныне оно планирует провести в жизнь Социальную Хартию, и это является большим протекционизмом, по мнению Нормана Теббита, который горячо доказывает, что европейским свободным торговцам приходится выбирать одно из двух». Права человека вовсе не рассматриваются в этой статье. Норман Теббит полагает, что конкуренция имеет приоритет над социальной политикой и, очевидно, перед правами человека.

Большая информация по вопросу о правах человека в Великобритании содержится в выступлениях бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер и в комментариях к ним.

В своем интервью для газеты «Ле Монд», опубликованном в канун празднования двухсотлетней годовщины начала французской революции, миссис Тэтчер объяснила, что подразумевает под правами человека9. Она заявила, что Британская Магна Чарта (Великая хартия вольностей) и Славная революция 1688 г. предшествовали Декларации прав человека 1789 г. Кроме того, М. Тэтчер еще раз подтвердила свое убеждение в том, что права человека можно найти в Десяти Заповедях и в Нагорной Проповеди. Комментарии к ее заявлениям были даны под заголовками «Толкования Тэтчер событий 1789 г. утомляют англичан так же, как и французов» (автор не указан), «Замечания вызвали аплодисменты лидера Национального фронта Ле Пена» (Паул Вебстер в Париже) и «Извинение за премьер-министра» (Кристофер Хилл, автор нескольких книг об английской революции). Нескольких замечаний Кристофера Хилла будет здесь достаточно:

«Миссис Тэтчер также совершенно не права в своем предположении, что Великая хартия вольностей имеет какую-либо связь с правами человека. Смелые бароны, которые навязали ее королю Джону, ужаснулись бы от этой мысли, если бы, действительно, могли бы постичь ее. Абсурдом является утверждение миссис Тэтчер о том, что «революция» 1688 г. делала демократию… Мы до сих пор не имеем декларации прав британских мужчин и женщин»[10].

Что касается ссылки на Десять Заповедей и Нагорную Проповедь, то бывший премьер-министр произнесла «замечательную речь перед заседавшей церковью Шотландии» 26 мая 1988 г., «выступая лично как христианка и как политический деятель». Она начала с «весьма простой фразы», которую прочла «недавно»: «Христианство – это духовное освобождение, а не социальная реформа». «Отношение к миру, правильная установка трудиться и принципы, направленные на формирование экономической и социальной жизни», полагала Тэтчер, могли бы явиться результатом «соединения… ключевых элементов Старого и Нового заветов», которые выражали ее «личную веру в приемлемость христианства для публичной политики: кесарево – кесарю». К правам человека относятся следующие высказывания: «Старый завет устанавливает в Исходе Десять Заповедей, данных Моисею, содержит в Левите предписание любить нашего ближнего как самого себя и в целом подчеркивает важность соблюдения строгого кодекса права. Новый завет – это запись воплощения божества в Христе, учение Христа и установление царства Бога. Вновь мы должны сделать акцент на любви к ближнему как к самому себе и «поступать по отношению к другим таким образом, который ожидали бы в отношении себя». После изложения этих «ключевых элементов» бывший премьер-министр сослалась на Св. Павла: «Мы говорим, что должны работать и использовать свои таланты для создания богатства». «Если человек не будет работать, он не должен есть», – писал Св. Павел в своем послании фессалиянам. Действительно, изобилие, а не нищета обладает легитимностью, которая проистекает из самой природы творения».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты