Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет иного решения. Сообщения, свидетельствующие об отдельных нарушениях прав и свобод человека, Комиссия не рассматривает.
Анализируя сотрудничество стран Африки в области прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, борьбы с колониализмом и расизмом.
Создана и Постоянная арабская комиссия по правам человека. Основное внимание в ее работе уделяется вопросам борьбы с нарушениями прав человека на оккупированных Израилем территориях[7].
Процесс продвижения к демократии в Африке развивается весьма сложно и противоречиво. На этом континенте имеется немало лидеров, которые считают, что примат права в жизни страны и уважение основных прав и свобод – это принципы, применимые лишь к европейским понятиям демократии. Они абсолютизируют роль государственного суверенитета и делают акцент на особые традиции Африканского континента.
И все же для демократически ориентированных политических лидеров Африки становится все очевиднее, что политический плюрализм, многопартийность, демократические выборы, экономические реформы – единственно возможный путь развития стран континента. Опыт, накопленный на Европейском континенте, неизбежно со временем будет распространяться и на другие регионы мира с учетом специфических условий развития расположенных там государств.
2. Права человека и Европейская политика
2.1 Правовая структура Европейских сообществ и права человека
Согласно ст. 1 Единого европейского акта (ЕЕА) от 17/28 февраля 1986 г. (Прил. 2), целью Европейского сообщества (ЕС) и европейского политического сотрудничества является совместная деятельность в направлении конкретного движения вперед к европейскому единству. Для того чтобы обеспечить проведение в жизнь Единого европейского акта, Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ДЕЭС) был дополнен ст. 8а (Прил. 1), которая требует от Сообщества принимать меры с целью создания к 31 декабря 1992 г. внутреннего рынка, охватывающего пространство без внутренних границ со свободным движением товаров, лиц, услуг и капиталов.
Данные положения вызывают большой интерес не только в рамках Европейского сообщества, но также в других странах. Это иллюстрируют некоторые замечания, сделанные в 1989 г. министром иностранных дел Австралии Гаретом Ивансом. Он считал, что внутренний рынок, «крепость Европы», не является «риторическим преувеличением»: он уже обрел определенную конкретную форму. «Разводной мост уже поднят!» – заявил Г. Иване, указывая на проблемы австралийского сельского хозяйства и добычи угля на европейских рынках. Внутренний рынок будет, бесспорно, оказывать воздействие на торговлю с государствами, не входящими в Сообщество, и сфера добычи антрацита особенно чувствительна в этом отношении. Однако эти проблемы экономической политики не связаны с вопросом правового положения работников, который является предметом настоящего исследования. Данный вопрос касается главным образом государств – членов ЕС и практически не имеет отношения к внешней торговле.
Любое исследование правового статуса трудящихся должно включать изучение социальной политики Сообщества. Здесь следует специально рассмотреть некоторые вопросы.
Первым из них является право работников в ЕС на информацию о предприятиях, где они работают. Этот спорный вопрос остается важным, хотя он находится в состоянии неопределенности с того момента, когда предложение Комиссии о директиве по этому поводу (так называемое предложение Вределинга) было рассмотрено Советом в 1986 г.
Второй вопрос является даже более широким. Речь идет об участии и соучастии работников в принятии решений, относящихся к предприятию или фабрике, на которой они трудятся. Федерация профсоюзов Германии (ФПГ), как и другие организации, требовала этого, но предложение не получило поддержки большинства членов ЕС. Участие немецких трудящихся начинается с советов на уровне фабрик, имеющих право соучаствовать в решении определенных перечисленных социальных дел и право на информацию и обсуждение определенных вопросов, относящихся к персоналу и экономике. При наличии специальных условий советы могут быть учреждены на уровне предприятия или их объединений (когда существует несколько фабрик). Когда предприятия достигают установленного размера в отношении капитала и числа трудящихся и управляются юридическими лицами, в организациях этих лиц должны быть учреждены наблюдательные советы.
Кроме того, на предприятиях по производству угля и стали, где число трудящихся, участвующих в работе наблюдательных советов, достигает 50% их общего числа, директор по трудовым вопросам, который избирается представителями коллектива работников, является членом правления.
Проект предложения о создании Европейской совместной акционерной компании, который обсуждался многие годы, все еще не принят, и предстоит узнать, какая судьба ожидает новые предложения комиссии об участии и соучастии трудящихся в прибылях и капитале. 21 марта 1991 г. большинство членов экономического и социального комитета ЕС, имеющего только консультативную компетенцию, проголосовали за учреждение европейских советов трудящихся лишь на многонациональных предприятиях в пределах ЕС вопреки голосовавшим против представителям предпринимателей. Германская федерация организаций предпринимателей (ГФОП) и Федерация германской промышленности (ФГП) считают, что эти европейские советы трудящихся желательно организовывать непосредственно и централизованно на уровне всего предприятия, в отличие от норм немецкого права, которые специально определяют, что такие советы основываются на уровне отдельной фабрики. Согласно сообщению, появившемуся в «Handelsblatt» в апреле 1991 г., Промышленный союз Европейского сообщества (ПСЕС) также критиковал этот проект, разработанный двадцать лет назад. Вопреки этому комиссия оптимистично полагает, что Европейская совместная акционерная компания станет реальностью в 1992 г.
Наконец, существует проблема права на забастовку и локаут, которая в настоящее время остается совершенно нерешенной. Так, в ФРГ право объявить забастовку предоставлено только профсоюзам, причем лишь тем из них, которым специально даровано такое право в соответствии с практикой Федерального суда по трудовым делам, на том основании, что они обладают «достаточным авторитетом» для того, чтобы осуществлять его ответственно. Напротив, другие государства ЕС гарантируют право на забастовку индивидуальным работникам независимо от членства в профсоюзе. Законодательство, относящееся к локаутам, также широко варьируется: ФПГ требует, чтобы он был вовсе запрещен, в то время как в других странах ЕС практически не ограничено право на локаут и не выдвигаются какие-либо предложения о его сужении.
Все эти вопросы носят социально-политический характер и интегрированы с другими сферами политики, особенно с экономикой. Они совокупно имеют своей целью общее благо в связи с социальной политикой в рамках ДЕЭС. Сказанное имеет особое значение по отношению к разработке угля в ФРГ. Поэтому необходимо рассмотреть задачи и цели ЕС, средства их достижения, а также определенные положения ДЕЭС, относящиеся к социальным стандартам и социальной политике[8].
Задачи и цели Европейского сообщества и средства их достижения
1. Задачи и цели Европейского сообщества
Ст. 2 Договора о ЕЭС определяет задачи Сообщества следующим образом: «Сообщество имеет своей задачей путем создания общего рынка и постепенного сближения экономических политик государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, постоянному и сбалансированному росту, увеличению стабильности и более тесным отношениям между государствами, к нему принадлежащими».
2. Средства их достижения
«Создание общего рынка» и «постепенное сближение экономических политик» являются средствами достижения желаемых целей. Ст. 3 договора, содержащая более конкретное описание «деятельности Сообщества» (Прил. 1), дает основания для вывода о том, что в ДЕЭС свободная рыночная экономика рассматривается, насколько это возможно, как соответствующая образцам, широко распространенным в индустриальных государствах западного мира. Этот вывод подтверждается «Правилами конкуренции» ДЕЭС, которые должны составлять часть «политики Сообщества». В договоре перечислены другие направления политики: «экономическая политика», «социальная политика», «Европейский инвестиционный банк», «экономическое и социальное единство», «исследование и технологическое развитие» и «окружающая среда».
В соответствии с ДЕЭС все положения о конкуренции, гарантирующие свободный рынок, обязательны по отношению ко всем направлениям политики Сообщества, и в частности к социальной политике. Согласно ст. 5 ДЕЭС, государства-члены «принимают все надлежащие меры общего или специального характера для гарантирования выполнения обязательств, вытекающих из настоящего договора или являющихся результатом действий, предпринятых институтами Сообщества. Они способствуют выполнению задач Сообщества.
Они воздерживаются от любой меры, которая может поставить под угрозу достижение целей настоящего договора».
Положения Договора об учреждении Европейского экономического сообщества, относящиеся к социальным стандартам и социальной политике
Статья 2 ДЕЭС провозглашает задачей сообщества «ускоренное повышение уровня жизни», и это можно понимать как ссылку на социальную политику. Однако данная статья оговаривает, что заявленная цель должна достигаться путем создания общего рынка и сближения экономических политик государств-членов, и в ней отсутствует специальная ссылка на социальную политику в качестве дополнения к экономической политике или в ином качестве. Этот вопрос не регулируется и ст. 3 ДЕЭС, которая является не более чем дополнением ст. 2. Также следует здесь упомянуть ст. 3. Она предусматривает сближение законодательства государств-членов, в том числе, очевидно, и законов, связанных с юридическим положением трудящихся. Сближение, однако, должно происходить только в той степени, в какой это необходимо для надлежащего функционирования общего рынка.
В разделе III «Социальная политика» вновь формулируется задача улучшения положения рабочих. В соответствии с п. 1 ст. 117 ДЕЭС государства-члены договорились о необходимости «содействовать улучшению условий труда и уровня жизни трудящихся таким образом, чтобы сделать возможным их гармонизацию». Согласно п. 2 ст. 117 ДЕЭС, члены ЕЭС предполагают, что такое развитие явится результатом 'функционирования общего рынка», «процедур, предусмотренных» договором, и «сблиения положений, установленных законом, постановлением или административным актом». В соответствии с п. 1 ст. 118 ДЕЭС «тесное сотрудничество между государствами-членами» в социальной сфере, особенно по перечисленным вопросам, должно обеспечиваться при помощи специальных процедур.
Статья 118а ДЕЭС, которая, подобно ст. 1186. была включена в результате принятия Единого европейского акта, предусматривает улучшения, особенно в условиях производства, в обеспечении здоровья и безопасности трудящихся. В этой области должны быть установлены минимальные требования директивами Совета. Ст. 1186 ДЕЭС устанавливает, что Комиссии ЕЭС следует стремиться развивать «диалог между администрацией и трудящимися на европейском уровне».
Хартия Сообщества о фундаментальных социальных правах трудящихся, которая была подписана Советом европейских сообществ в Страсбурге 8/9 декабря 1989 г., содержит положения о свободе ассоциаций, коллективных соглашениях и правах трудящихся на информацию в ЕС, которые в силу своих качеств объявляются основными правами и свободами. Хартия Сообщества также содержит минимальные социальные положения, нацеленные на обеспечение как можно более высокого стандарта здоровья их условий работы в промышленности и защиты труда. Профсоюзы и Европейский парламент желали, чтобы в Хартии были сформулированы права, обеспеченные исковой защитой. Федерация Профсоюзов Германии выступала за «неотчуждаемые права трудящихся» во всех государствах-членах. Несмотря на аргументы данных органов, окончательный вариант Хартии Сообщества, который неоднократно изменялся в ходе обсуждений, основан на принципе субсидиарности. Это означает фактически, что Хартия возлагает социально-политическую ответственность почти по всем вопросам на правительства государств-членов. Она не закрепляет права, подлежащие юридической защите в Европейском суде. Такое решение, по-видимому, в значительной мере определялось серьезным сопротивлением британского правительства предложениям о принятии Хартии. Великобритания даже не согласилась с Хартией в ее окончательном варианте. Министр Британского министерства иностранных дел Фрэнсис Моди использовал следующие аргументы в поддержку позиции Великобритании в отношении Хартии: она пагубна для обеспечения занятости; наносит ущерб индивидуальной свободе и индивидуальным возможностям; несовместима с национальными обычаями и традициями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11