Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

Экономические, социальные и культурные права и свободы, обеспечивающие необходимые условия жизнедеятельности личности в соответствующих сферах общественной жизни, например: право на собственность, предпринимательство, на труд и свободу выбора работы, на достойный уровень жизни и другие (ст. 24; 25; 26; 28; 29; 30; 31 Конституции Республики Казахстан).

Сегодня признание и действительное соблюдение прав и свобод человека - важнейший критерий демократичности и гуманистичности любой страны. Защита прав человека в международном масштабе не может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела страны.

Безусловно, огромную роль в распространении в мире принципов прав человека сыграли различные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Комиссия по правам человека, Центр по правам человека. Комиссия по правам женщин, ряд важных специализированных международных организаций ООН, например, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ. Проблема прав человека находится также в поле зрения международных организаций, независимых от ООН и созданных на основе принятых международных договоров: Комитета по правам человека. Комитета против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Комитета по правам ребенка и других. Благодаря деятельности этих органов обеспечивается контроль за выполнением международных договоров. [46]

Сотрудничество на международном уровне дополняется региональным сотрудничеством. В мае 1950 года была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она вступила в силу 3 сентября 1953 года (11 протоколов к ней появились в разные годы), в 1961 году - Европейская социальная хартия, в 1969 году - Американская конвенция о правах человека (вступила в силу в 1978 году), в 1981 году - африканская хартия прав человека (вступила в силу в 1986 году) и ряд других региональных документов.

Для контроля за соблюдение прав человека Европейский Совет образовал два органа: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд. Подобные органы были созданы и в Америке: Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. В Африке действует Африканская комиссия по правам человека и народов, причем ее задачи шире, чем задачи других аналогичных комиссий, так как она рассматривает вопросы индивидуальных и коллективных прав народов, в частности, споры между африканскими государствами.

Необходимо подчеркнуть особое значение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (до 1995 года - СБСЕ) и Хельсинкского Заключительного акта, в котором излагались ряд принципов прав человека, такие как свободы мысли, совести, религии, убеждений без различия расы, пола, языка и религии. Дальнейшее сотрудничество государств-участников ОБСЕ по вопросам прав и свобод человека нашло отражение в итоговых документах встреч представителей всех государств в Мадриде (1983 г.), Вене (1989 г.) и в Копенгагене (1990 г.), в парижской хартии для новой Европы (1990 г.), а также в Москве (1991 г.) на конференции по человеческому измерению. Вопросы прав человека обсуждались и на парижском совещании Совета СБСЕ в 1992 году и на последующих форумах.

Вхождение в мировое сообщество в качестве демократического правового государства невозможно без осуществления международного сотрудничества в области прав человека. Начало такого сотрудничества в Казахстане связано с деятельностью неправительственных правозащитных организаций. В 1989 году были созданы Алма-Атинское отделение Всесоюзного историко-просветительского общества "Мемориал" и общество "Адилет", целью которых стало восстановление прав граждан, репрессированных прежним режимом. Еще через год была организована Казахстанская ассоциация жертв политических репрессий. В 1994 - 1996 годах создается Комиссия по правам человека при президенте Республики Казахстан.

Казахстан осуществил в последнее время важные мероприятия по внедрению в свое правовое пространство международных норм и принципов соблюдения прав и свобод человека, а также норм гуманитарного права. С этой целью он ратифицировал Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. т дополнительные протоколы к ним, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о ликвидации и предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.


3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека


Для защиты прав и свобод человека и гражданина в различных странах учреждают институт омбудсмана. Приоритет в формировании подобного института принадлежит Швеции, где должность омбудсмена была учреждена в начале XIX в. (в 1809 г.). Причем прообразом института омбудсмена считается специальный королевский уполномоченный XIII в., защищавший перед монархом права и интересы подданных.

Термин "омбудсмен" имеет древнегерманское происхождение. У германских племен так именовалось лицо, собиравшее виру (денежный штраф) за убийство. Не случайно омбудсменами в Швеции называют любых лиц, уполномоченных представлять чужие интересы — индивидов или юридических лиц.

Однако в конституционно - правовом смысле термин "омбудсмен" означает специальное должностное лицо, особый государственный институт, призванный контролировать деятельность органов власти во взаимоотношениях с гражданами, не допускать и устранять нарушения их прав и свобод. Поэтому в западной публицистике омбудсмена образно называют "сторожем сторожей".

Таким образом, омбудсмен или же уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина [47].

В нашей республике организация деятельности Уполномоченного (омбудсмена) обеспечивается Национальным Центром по правам человека, который является государственным учреждением, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном языке, а также соответствующие счета в банковских учреждениях. Деятельность Национального Центра осуществляется на основании Положения о Национальном Центре по правам человека, утверждаемого Президентом Республики Казахстан по представлению Уполномоченного. Целью этого центра является осуществление информационно-аналитического, организационно-правового и иного обеспечения деятельности Уполномоченного [47].

Кроме того, уполномоченные по правам человека могут различаться по объему своих полномочий. Чаще всего они действуют в масштабе страны и охватывают своей компетенцией все конституционные права и свободы личности. Вместе с тем, иногда их полномочия распространяются на определенную сферу жизни. Например, в Германии существует уполномоченный бундестага по вопросам обороны. Он защищает права граждан, связанные с исполнением воинской обязанности и вопросами освобождения от нее. В частности, к его содействию обычно обращаются немцы, не желающие брать в руки оружие по соображениям религии или морали. Проблемы, выходящие за пределы военной службы, германского уполномоченного не касаются.

В Канаде имеются уполномоченные по национальным языкам, по информации, по обеспечению прав заключенных. Иногда компетенция уполномоченного распространяется только на определенные административно - территориальные единицы страны. Например, в Австралии, Индии и Италии есть омбудсмены по отдельным штатам (областям).

Существуют в зарубежной практике и такие органы, которых конституционно-правовая теория определяет как "квазиомбудсменов". Так, например, квалифицируется постоянная следственная комиссия в Танзании, выполняющая функции "коллективного омбудсмена", но лишь по отношению к определенному кругу лиц: высокопоставленным служащим госаппарата и только по ряду аспектов их поведения. Вряд ли можно отнести к настоящим омбудсменам "президентский комитет по административному исполнению и эффективности", существующий на Филиппинах, а также многочисленных университетских омбудсменов в США. Филиппинская структура весьма зависима от главы государства. Кроме того, ее полномочия далеко выходят за пределы вопроса прав и свобод граждан. Университетские же омбудсмены являются общественниками и не обладают той компетенцией и статусом, которые присущи специальной государственной службе.

Быстрое и широкое распространение в зарубежных странах специальных служб по правам человека объясняется рядом причин. Во-первых, ростом популярности в последние десятилетия концепции естественных прав человека и необходимостью изыскания эффективных механизмов их защиты. Во-вторых, независимым положением института уполномоченных по правам человека в системе государственных органов большинства стран, что позволяет ему успешно лоббировать интересы простых людей. В-третьих, открытостью и доступностью данного института, отсутствием в его работе формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений. И, наконец, немаловажным фактором является бесплатность помощи гражданам.

Особое положение уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в системе государственных органов конкретной страны обычно закрепляется в конституции, которая регламентирует цели и задачи данного института, основные принципы взаимоотношений с другими органами, а также порядок его формирования. Кроме того, конституции нередко закрепляют права личности на обращение за защитой своих прав и свобод к уполномоченным. Например, Конституция Польши указанным вопросам посвящает пять статей, в которых, в частности, сказано, что уполномоченный по гражданским правам стоит на страже свобод и прав человека и гражданина, определенных конституцией и иными нормативными актами, что уполномоченный независим в своей деятельности и отвечает только перед Сенатом в соответствии с принципами, определенными в законе. Сфера и порядок деятельности польского уполномоченного по гражданским правам определяются законом.

Уполномоченные по правам человека (единоличные или коллегиальные), Как правило, назначаются парламентами, поскольку главным объектом их контроля является исполнительная власть. Хотя в зарубежной практике имеются немногочисленные примеры назначения уполномоченных (омбудсменов) главами государств или правительствами.

Согласно Указа Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года N 947. Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека "Положение об Уполномоченном по правам человека" уполномоченный назначается на должность Президентом Республики Казахстан после консультаций с Комитетами Палат Парламента Республики Казахстан, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан, а освобождение его от должности Президентом Республики Казахстан.

Порядок формирования и срок полномочий омбудсменов оговаривается конституциями или конституционными законами. В Казахстане этот срок полномочий - 5 лет со дня его назначения, причем одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более двух раз подряд [47].

Степень реализации прав человека определяется уровнем развития права в обществе, наличием в стране правового государства. Поскольку правовое государство и есть важнейшее условие реализации прав человека. Государство в такой степени признается правовым, в какой им признаются, уважаются, обеспечиваются, осуществляются и защищаются права человека.

Не должно быть, каких либо серьезных государственных интересов, которые бы оправдали ущемление основных прав человека. Однако натура государства в отношении прав человека противоречива. Оно и основной гарант их соблюдения и защиты, но также и основной нарушитель. Таким образом, должен быть некий социальный институт, защищающий гражданина от государства, от действий органов государственной администрации. Этим и занимается институт омбудсмена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты